Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Архив → КБ и управление проектами

Бе-200

На конкурс «Компьютер твоей мечты» прислано уже более 90 работ, просматривать которые – одно удовольствие. Будут ли они реализованы – пока большой вопрос, однако в том, что эти идеи в состоянии запустить когнитивную цепочку у людей, причастных к проектированию компьютеров можно не сомневаться.

Вообще, путь от рождения идеи до конечного продукта – не такой простой, как может показаться на первый взгляд, особенно в таких многокомпонентных системах, как компьютеры и ноутбуки. И сложностей тут очень много – начиная от поиска инвестиций и защиты проекта перед людьми с деньгами (даже если этот проект рождается внутри корпорации, этого шага всё равно не избежать), заканчивая созданием первых опытных образцов и наладки тиражируемости решения. И очень немаловажно во всём этом использовать "проектную" методологию.

Дабы немного приоткрыть завесу над этим процессом, я расскажу вам о своём визите на Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева, который два месяца назад отметил своё 75-летие.

Главным итогом многолетней работы ТАНТК стало создание уникальной отечественной конструкторской школы, занявшей в настоящее время ведущее место в мире в создании гидросамолетов и самолетов-амфибий.  

Самолёты – системы ещё более сложные, чем компьютеры, поэтому мне кажется, этот материал будет интересен читателям TC.

Интересен этот материал будет ещё и потому, что встречался я с Гориным Александром, заместителем генерального директора, начальником управления ИТ этого комплекса, а людей, связанных с ИТ на Trend Club тоже очень много.

Бе-200

Александр Сергеевич, расскажите, как в рамках вашего предприятия организовано ИТ управление?

Всего на предприятии около 200 ИТ-специалистов. Управление ИТ состоит из четырёх подразделений. Первое подразделение – классическое, которое занимается поддержкой связи, работоспособности сети и оборудования и т.д. Второе подразделение – отдел ПО, который обеспечивает комфорт работы конечного пользователя, а так же администрирование серверной части предприятия. Третье подразделение – классическое САПР, то есть всё, что связано с поддержкой конструкторских испытательных производственных подразделений с точки зрения обеспечения работы с основными изделиями, которое наше предприятие выпускает. Т.е. это системы хранения данных о проекте и об изделии, ведь на сегодняшний день мы перешли на проектирование только в цифровом виде, кульманы остались кое-где, но они служат скорее для того, чтобы работать со старыми чертежами из архива. И четвёртое подразделение – АСУ. В данный момент мы формируем ещё два подразделения – цифровое моделирование и отдел корпоративных решений.

Немного особняком стоят ещё два подразделения, не совсем ИТ в классическом понимании, однако тоже относящиеся к нашему управлению – это отдел, который занимается бортовыми системами сбора и обработки информации. И второй отдел осуществляет обработку информации, полученной в результате испытательных полётов. Так как эта информация очень объёмна, занимает гигабайты информации за час полёта, специалисты, умеющие управлять этой информацией и её обрабатывать так же очень необходимы в компании.

Бе-200

Самолёт – проект сложный и дорогостоящий. Скажите, как вы используете технологии управления проектами?

Где-то с 2003-го года мы активно начали внедрять CALS-технологии (англ. Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла), описав этапы внедрения в документах по ИТ-стратегии развития предприятия, рассчитанного до 2015 года. Мы построили эту концепцию и теперь всё что мы делаем, делается, основываясь на нашем стратегическом плане. И управление проектами это как раз одна из задач, которая пронизывает эту концепцию и мы её продолжаем реализовывать.

Вообще в основе управления лежит несколько моделей. Как я уже сказал, первая модель - это проектное управление, когда мы создаём некий уникальный продукт или услугу, который никто раньше не создавал. Чем отличается этот процесс – тем, что имеет большую массу неопределённостей. Т.е. когда мы начинаем создавать новый самолёт, сказать заранее, какие затраты будут, какие сложности возникнут на этапе изготовления, невозможно. Есть ли в природе материалы, которые мы хотим для него использовать, или их ещё нужно разрабатывать и несколько лет отраслевые институты должны потратить на то, чтобы этот материал с нужными свойствами разработать и запустить в производство; разработаны ли новые аппаратно-програмные решения для навигационного оборудования и т.д. И спланировать заранее от начала и до конца весь этот процесс, его длительность и стоимость – задача очень и очень сложная. И управление проектами – это с одной стороны наука, а с другой искусство, т.к. несмотря на свою фундаментальную основу, успех зависит от мастерства, умения принимать зачастую интуитивно правильные решения.

Какую систему управления проектами вы сейчас используете?

Долго искать систему нам не пришлось, т.к. большинство бизнес-процессов – классические в проектном понимании. Поэтому мы остановили свой выбор на Microsoft Project.

Бе-200

Насколько проще стало управлять предприятием после внедрения системы управления проектами?

Рассказывать можно много. К примеру, можно сделать такую простую вещь – когда изменились сроки выполнения проекта, менеджеру не нужно всех оповещать, бегать по кабинетам, он просто раздвигает или сужает ползунок на диаграмме и информация о том, что изменились сроки, автоматически рассыпается по всем задействованным в этом проекте исполнителям. Безусловно, это большая экономия времени, существенное сокращение ошибок, благодаря чему это, на первый взгляд, простое решение даёт значительную оптимизацию внутреннего документооборота и сокращает сроки разработки. Ну и на конечном качестве продукции это, несомненно, так же сказывается.

Бе-200

Вы сказали, что у вас есть отдел, который занимается бортовыми системами сбора и обработки информации. Расскажите, пожалуйста, подробнее о нём?

Любой, кто сталкивался с аэродинамикой, знает, как это не просто – сделать движение в воздухе максимально быстрым, безопасным и экономным. В рамках нашего предприятия мы создаём, сперва, опытные образцы, рассчитанные по «теоретическим», если можно так сказать, данным, после чего испытываем его, к примеру, в аэотрубе или вживую, записывая, при этом, все показатели в автоматическом режиме. Вся собранная информация (гигабайты чистых цифр за час полёта) после этого тщательно обрабатывается и анализируется, после чего принимается решение – отправлять проект на переработку или приступать к следующему этапу.

С точки зрения безопасности полётов – что чаще всего является причиной аварий – техническая неисправность в воздушном судне или ошибка пилота?

Каждый случай авиакатастрофы рассматривается нами и нашими коллегами очень и очень тщательно. И, конечно же, наша задача, как авиаконструкторов, свести их к минимуму. Мы рассматриваем все аспекты безопасности, начиная от надёжности каждого отдельного компонента системы, заканчивая стабильностью работы всех подсистем в общей системе, называемой «самолётом».  Кстати, пилот так же является частью этой системы и мы прикладываем достаточно много усилий для того, чтобы увеличить и его «надёжность».

В смысле вы работаете над чипами, вживляемыми в череп пилота?

Нет, что вы. Мы скорее работаем над максимально удобным интерфейсом рабочего места пилотов. Ведь от того, насколько удобно и интуитивно понятно размещены все необходимые для управления кнопки, рычаги, педали, панели и индикаторы, зависит то, как быстро пилот сможет принять поступающую информацию, оценить её и применить корректирующее воздействие. Для этого мы используем технологии виртуальной реальности.

На фото: Александр надевает перчатку с датчиками.
Бе-200

Кроме того, у нас есть опытный стенд, тренажёр, который позволяет пилотам пройти обучение до того, как они сядут в реальный самолёт. Там так же используются технологии виртуальной реальности – это, по сути, кабина, в которой вместо окон – мониторы, на которые выводится изображение виртуальной окружающей среды. Сама кабина двигается и эмулирует движение самолёта.

Бе-200

Спасибо за ваши ответы и успехов вам и вашему предприятию!

 

P.S.Александр дал мне полетать на виртуальном Бе-200. Моя миссия заключалась в том, чтобы потушить пожар, возникший в городе Сочи. Для этого мне надо было спуститься к морю, зачерпнуть специальным поддоном воды в резервуар, и сбросить её над очагом возгорания. Миссия со второй попытки была выполнена, пожар потушен и город Сочи был спасён :)

Бе-200

Люди в халатах наблюдали за моими "полётами".

Бе-200

И вот что я налетал:

Бе-200

 

  19

Комментарии

Очень здорово. И как только удаётся всюду успевать, и под воду и в Таганрог.

Спасибо! :) Да вот, не люблю сидеть на месте, лёгкий на подъём, жажда открытий... Правда вот до Новосиба всё никак не выберусь, полстраны уже объездил, а в знаменитом академгородке и окрестностях ещё не побывал...

Буду рад поработать экскурсоводом, в случае чего =)

Статья интересная, но этого мало, чтобы передать всю прелесть создания авиапроекта, я думаю :)

КБ не очень открытое, пропускной режим и всё такое. Выжал всё, что мог, сорри :)

Нет-нет, ничего против статьи не имею, очень интересно. Конечно понятно, что много информации такое ведомство не даст.

Отличная статья. Спасибо. Давно хотел полетать на таком симуляторе. На флотских от "Транзаса" доводилось, а вот на авиационных такого класса ни разу. Тем более потушить пожар в Адлере 8-)).

Вау, а про флотские от "Транзаса" расскажите? :) Фотографии есть?

Увы нет. Только у них на сайте их валом. Они на каждый Военно-морской салон выставляют стенд со своими симуляторами и у желающих есть возможность погонять и на месте судоводителя и на месте стрелка и много где еще.

Спасибо! :)

Всегда пожалуйста!

Великолепно! Заплюсовал. И занес в избранное.

Особенно понравилось место:

"В смысле вы работаете над чипами, вживляемыми в череп пилота?

Нет, что вы. Мы скорее работаем над максимально удобным интерфейсом рабочего места пилотов. Ведь от того, насколько удобно и интуитивно понятно размещены все необходимые для управления кнопки, рычаги, педали, панели и индикаторы, зависит то, как быстро пилот сможет принять поступающую информацию, оценить её и применить корректирующее воздействие. Для этого мы используем технологии виртуальной реальности."

В плане работы над ноутбуками, можно перефразировать: Ведь от того насколько удобно и интуитивно понятно организованы и размещены все необходимые интерфейсы компьютер - человек, зависит то насколько удобным инструментом станет ноутбук.

Ага. Правда ответственность у самолётостроителей выше - от этого зависят человеческие жизни, поэтому и тестируют в экстремальных условиях, на износ. Чего, к сожалению, не скажешь про ноуты :(

Согласен. Не так много компаний могут себе позволить комплексные исследования и тестирование образцов не только в экстремальных условиях, но просто в обычных.(((

Спасибо!

© 2017 Trend Club