Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Архив → Гиперзвуковые двигатели

Гиперзвук

В середине апреля в Москве, на ВВЦ прошёл одиннадцатый международный салон "Двигатели 2010", который я, к сожалению, пропустил. Двигатели – они ведь в прямом и переносном смысле являются тем, что двигает прогресс человечества, и о новых разработках всегда интересно узнать.

Но вспомнил я о нём и решил написать пост в виду того, что одним из центральных экспонатов этого салона стала трансформируемая стендовая модель прямоточного двигателя для исследования рабочих процессов в интеграции с летательным аппаратом.

Это конструкторская разработка молодых ученых ЦИАМ в сотрудничестве с МАИ и ОАО "Электромеханика". В начале апреля 2010 г. впервые в России были успешно проведены испытания крупномасштабной модели-демонстратора высокоскоростного прямоточного ВРД, интегрированного с имитатором фюзеляжа экспериментального гиперзвукового летательного аппарата.

Проведенные работы стали дальнейшим развитием технологий, реализованных в совместных с ГосМКБ "Радуга". Впервые в Европе была получена тяга двигателя, превышающая лобовое сопротивление при числе М (Махов) полета 6 на высоте 27 км. Испытаниям демонстратора предшествовали успешные пусковые испытания мощного высотного гиперзвукового стенда, проведенные в конце марта 2010 г.

Вообще говоря, есть несколько требований в отношении того, в каком порядке должен быть продемонстрирован рабочий гиперзвуковой двигатель, чтобы он был признан «первым» рабочим двигателем, а именно, должно было быть продемонстрировано:

  • сверхзвуковое сгорание при наземных испытаниях;
  • требуемая тяга при наземных испытаниях;
  • сверхзвуковое сгорание или получение тяги при наземных испытаниях с использованием реального топлива в аэродинамической трубе при рабочей скорости потока воздуха;
  • сверхзвуковое сгорание при летных испытаниях;
  • требуемая тяга при летных испытаниях.

Поэтому, нашим авиаконструкторам необходимо ещё работать и работать.  

В чём же состоит ценность такого двигателя? В возможности доставить ценный груз (будь то боеголовка или отряд сил быстрого реагирования) за 35 минут на 6500 Км (т.е. до любой точки земли). Согласитесь, выглядит очень привлекательно?

Кроме того, та страна, которая станет обладателем таких технологий, ждёт ещё и преимущество в том, что такие ракеты/самолёты невозможно будет поразить большинством средств ПВО, существующих на сегодняшний день.

Проекты разработки гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, конечно же, не афишируются и в большинстве своём являются закрытыми.

Известно, что в период 1986—1993 г. в США была предпринята серьезная попытка создания одноступенчатой космической системы «X-30» на базе ГПВРД, но она потерпела неудачу.

Тем не менее, концепция гиперзвукового полета не ушла со сцены и менее масштабные исследования продолжались на протяжении последних двух десятилетий. Например, 15 июня 2007 года Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) США и Министерство Обороны (МО) Австралии сообщили об успешном гиперзвуковом полете со скоростью М=10 с использованием ракетного ускорителя для получения нужной скорости на ракетном полигоне Ву́мера в центральной Австралии.

В США Пентагон и НАСА сформировали Национальную Гиперзвуковую Стратегию (National Hypersonics Strategy) с целью исследовать спектр возможностей гиперзвукового полета. Другие страны, такие как Великобритания, Австралия, Франция, Россия и Индия также имеют свои программы исследований.

Также следует отметить, что на 2009 год не было произведено ни одного «рабочего» аппарата с гиперзвуковым ПВРД, все имеющиеся и испытываемые модели создаются в рамках экспериментов по их исследованию.

Авиаконструкторам предстоит решить ещё немало проблем с гиперзвуковым двигателем, начиная от материалов, способных выдержать такое сопротивление атмосферного воздуха, заканчивая системами, координирующими движение летательного аппарата при таких значительных скоростях.

Гиперзвук

Кроме того, стоимость испытаний таких систем – очень высокая. В отличие от реактивных и ракетных двигательных систем, которые могут быть испытаны на земле, испытания гиперзвуковых самолетов требуют исключительно дорогих экспериментальных установок или стартовых комплексов, которые ведут к большим затратам при разработке. Запускаемые экспериментальные модели обычно разрушаются в ходе или после завершения испытаний, что исключает их повторное использование.

Сможем ли мы при нашей жизни насладится перелётом от Москвы до Владивостока за 25 минут?

  9

Комментарии

Над пустыней Мохаве уже 15 лет бороздит гиперзвуковой самолет НАТО. А у нас есть концепт гиперзвукового двигателя размером с двигатель стиральной машины.

Пустыня Мохава - 200 км. в самой своей широкой части. Гиперзвуковой самолёт будет пересекать её за 2 минуты. Вернее он даже не успеет разогнаться до той скорости, при которой будет возможно запустить ГПВРД :) Так что ссылку в студию, мне очень интересно почитать про этот ваш гиперзвуковой самолёт НАТО. Только чур, без цитат из книг Дэна Брауна :)

А насчёт концептов, у нас в конкурсе WеPC тоже было очень много концептов.

Над ней был ЗАМЕЧЕН самолет НАТО. Концепт 60 летнего умельца из Москвы был превращен в реально действующий прототип, но проблемы с финансированием и т.п. помещали разработке выйти в производство.

Гм. А кем и когда он был замечен? :) Случаем не журналистами газеты "Труд"? :) http://www.trud.ru/article/16-03-2001/21218_nlo_zapuskajut_iz_nevady.html

Я смотрел сюжет в передаче "Военная тайна", а статья это же самое и описывает. Вопрос верить или нет - дело каждого.

Что-то комикс какой-то наркоманский…

Отличный комикс! А третий кадр - это вообще просто замечательная реализация смайла 0_о

Кот учёный давно сидит на мете, это факт.

Будущие за гиперзвуком! Спасибо за пост!

На изображении крыло или права половина аппарата? А то похоже, что технология Blended Wing Body завладела разумами зарубежных конструкторов.

Это изображение моделирования воздушного потока вокруг «X-43» (Боинг/НАСА) при скорости 7 Махов. Про X-43 можно почитать здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_X-43 .

Кстати, ссылка на википедию битая, половина запроса отвалилась, получилось "Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реакт%D".

Понятно. А я уж подумал, что это еще один проект с таким фюзеляжем. Про прототип Боинга читал еще на Хабре. Хотелось бы поскорей увидеть такой проект реализованным.

Сорри, поправил :)

© 2017 Trend Club