Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Архив → Настоящее 3D. Что, где, когда и нафига?

Реквестирую обтекание картинок!

Покуда Евгений Антонович выражает сомнения в необходимости такого инструмента стереокино, я решил глянуть, что нам могут предложить современные технологии по части настоящего 3d (дабы потом можно было сомневаться и в его необходимости ^_^).

nein!Прежде всего, под «настоящим 3d» я понимаю именно «настоящее 3d», а не какую-нибудь там китайскую стереографическую подделку. Значит, никаких очков, мультивижнов и прочего; чтобы можно было ходить вокруг изображения и все виртуальные объекты вели себя аки настоящие, из нуклонов и электронов — то есть поворачивались то тем боком, то этим. Грубо (очень) говоря 3d выглядит реально всегда, стереокино — только для человека прибитого к полу в идеальной точке, а кино обычное — только для прибитого в идеальной точке Кутузова.

Как же осуществить это настоящее 3d? Существует два варианта: замена плоского дисплея на объёмный, позволяющий создавать реальные трёхмерные структуры (их изображение, очевидно будет трёхмерным) либо же имитация 3d с помощью голографии или иных методов. Рассмотрим оба варианта по порядку.

«Объёмный дисплей»

Первое что приходит в голову — собрать стопку прозрачных самосветящихся экранов и вуаля — вместо плоского массива пикселей мы получили трёхмерный массив вокселей! Но прозрачность отдельных элементов приведёт к тому, что прозрачными будут и объекты, из них собранные, так что поместить яркий объект перед тусклым без дополнительных ухищрений (скажем, дать элементам возможность становиться непрозрачными) не получится. Не говоря уж о том, что пока прозрачность прозрачных экранов далека от того, чтобы собирать из них большие стопки (да и стоимость такой стопки будет заоблачной). Тем не менее первые шаги по этому пути уже сделаны, так компания Puredepths производит двухслойные дисплеи и выглядит это достаточно интересно (картинка кликабельна). Используются они, конечно, исключительно для wow-эффекта и в основном в рекламных целях, но это уже что-то. Кстати, как заметил Евгений Антонович в стереокино объекты обычно расположены на нескольких отдельных глубинах, так что, возможно, добавив ещё пару-тройку слоёв к этим дисплеям, уже можно будет получить достаточный эффект 3d.

 

 

PlasmaНо это не единственное возможное решение, как вам идея заставить светиться… воздух? Группа учёных ещё в 2006-м году продемонстрировала практическую реализацию дисплея на такой технологии. Для создания изображения используется импульсный инфракрасный лазер с частотой повторения 100 Гц и длительностью импульса порядка наносекунды. Если энергия импульса достаточно велика, то при его жёсткой фокусировке, излучение начинает ионизировать молекулы воздуха и образуется плазма, которая при дальнейшей рекомбинации излучает свет. Фишка в том, что ионизация происходит только в районе точки фокусировки, поэтому и свечение имеет форму небольшого шарика. Меняя с помощью системы зеркал и линз положение точки фокусировки лазера, можно строить из отдельных шариков объёмные структуры. Видно, для кино эта технология не годится, но wow-эффект даёт. И эффект усиливает тот факт, что в отличие от предыдущего случая, картинка рисуется прямо в воздухе, и никакой ограничивающей коробки нет.


Общая проблема всех устройств вида «трёхмерный дисплей» заключается, как ни странно, в реальности изображения. Вспомним стереокино: киноэкран, даром что плоский, может создать нам иллюзию как очень удалённого объекта, так и весьма «выпирающего» с экрана. В то же время «трёхмерный дисплей» может создавать объекты только внутри некоего «ящика» (пускай и невидимого глазу) и ни на какие иллюзии не способен. Так что есть риск, что происходящее внутри этого ящика действо будет очень сильно напоминать кукольный театр,а уж если использовать «малослойный» дисплей, то и вообще не отличить будет. Поэтому для целей кинематографа более перспективными видятся дисплеи, создающие иллюзию 3d.

Театр«Иллюзионисты»

Голография… Не буду писать про неё подробно, потому что если писать про неё подробно, то это надо отдельный пост делать, а если не подробно, то понятно будет только тем, кто и так всё понимает =) Поэтому напишу совсем вскользь. Принципиальная проблема голографии — использование монохроматического излучения потребитель же, ирод, хочет цветную картинку, а совмещать три объёмных изображения в пространстве — удовольствие сомнительное. В остальном — технология есть, но надо ещё работать и работать.

А поскольку работать в это направлении дорого, и результат будет неизвестно когда, нашлись люди, решившие пойти по другому пути. Как я уже упоминал, стереокино создаёт хорошую иллюзию 3d для прибитого к полу человека, только что точку фокусировки поменять нельзя (а это раздражает, когда пытаешься рассмотреть фон). Таким образом, если сделать дисплей способный показывать разные изображения под разными углами, то можно сделать прекрасную иллюзию 3d. По этому пути пошла компания Holografika и уже два года назад представила свою технологию HoloVizio.

Подробности внутренней организации этого устройства, ясное дело, не разглашаются (нельзя же считать подробностями вот это в самом деле, но вот это объяснение посмотреть стоит). Судя по тому, что камера на всех видео перемещается только по горизонтали, а на изображении видны вертикальные полосы, эффект 3d работает только «наполовину» и перемещение камеры вверх/вниз разрушит иллюзию. Однако даже половинный эффект выглядит просто офигительно, а поскольку это всё иллюзия, то и изображение можно создавать за пределами коробки (следим за синей шестерёнкой). Можно ли расширить эту технологию до полноценного 3d — это вопрос к Holografika, станут ли такие дисплеи достаточно дешёвыми для повсеместного внедрения — ещё один вопрос.

Главный же вопрос был поднят в упомянутом в самом начале посте и комментариях к нему: «А оно нам надо?». Да, wow-эффект поразителен и крупные компании сейчас спонсируют разработки такого рода технологий, а взамен получают свою рекламу в качестве демо-роликов на выставках. Но жизнь wow-эффекта коротка: тем же мультитачем нынче можно удивить только жителей самых глухих деревень. То же рано или поздно произойдёт с 3d, и дальнейшая его судьба будет зависеть от того, успеют ли создатели за это время придумать функциональное применение своей технологии. Кстати, у вас есть идеи того, где 3d дисплей дал бы реальное преимущество по сравнению с дисплеем двумерным?

P.S. На закуску самым стойким предлагаю очень нетрадиционную технологию создания 3d изображений.

У этого чувака вообще много чего интересного собрано (дарю идею для поста =)

  26

Комментарии

В процессе формирования 3D восприятия участвуют не только глаза и мозг, но и опыт. Видеть в 3D мы учимся ещё в младенчестве. Может быть настанет момент, когда мы перестанем изобретать технологии и поменяем самих себя?

Я буду долго смеяться, нет я буду неприлично ржать через несколько лет, когда вдруг окажется, что человечество, помучившись с 3d, окончательно переселится в плоский мир виртуальности. Павел прав: 3d это не только передовые технологии, но и 3-5 особенностей восприятия нашего мозга:)

Живет же Стив Мэнн (http://habrahabr.ru/blogs/the_future_is_here/37184/#habracut)в плоском мире и ничего:)

может стоит применить 3d в обучении? А что вполне себе наглядные пособия получатся.

Ага, всяко лучше тех страшных плакатов, что были у нас

© 2018 Trend Club