Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Архив → 5 стадий отрицания

Говорят, человек проходит 5 стадий в отношениях со смертью: отрицание, гнев, торг, безнадёжность, смирение. Но ведь иногда можно распознать эти ступеньки в отношении ко многим другим вещам, например внешность, карьера, мода... А если взять не отдельного человека, а например, целое поколение, или даже народ, или может человечество, то порою, оно ведёт себя как единый живой организм. Как мы реагируем на озоновые дыры, сексуальную революцию, глобальное потепление, экономический кризис?

И недавно, мне стало казаться, что мы, люди, идём по этим ступенькам в нашем отношении к виртуальной реальности. Впервые я натолкнулась на эту мысль, вспоминая, какую эволюцию прошли за последний десяток лет фильмы о виртуальной реальности,virtual_evolution_resize.jpg

и тут же благополучно об этом забыла. До поры до времени... Но пару недель назад, меня спросили, не смотрела ли я фильм "13 этаж", мол мои заметки в блоге чем то его напоминают. Я охотно посмотрела этот фильм, а потом и ещё парочку на эту тему. И подумала, нет, мои заметки всё же не такие. А потом подумала почему, и снова вспомнила об эволюции виртуальной реальности, точнее того, как мы её воспринимаем и о пяти стадиях отрицания.

Конечно, я знаю далеко не все фильмы на эту тему, лишь самые известные:

Трон 1982
Газонокосильщик 1992
Виртуальный мир 1995
Виртуальная Реальность 1995
Беглецы компьютерных сетей 1995
Ванильное небо 1997
Тёмный город 1998
Тринадцатый этаж 1999
Матрица 1999
Авалон 2001
Матрица-2. Перезагрузка 2003
Матрица3. Революция 2003
Начало 2010


Такие пионеры как "Трон" и "Газонокосильщик", как бы сообщают зрителям - смотрите, виртуальная реальность! А зрители в ответ - Не может быть, ну надо же люди в виртуале, кто бы мог подумать! Так мы перешагнули отрицание...

За ними прошла череда боевиков, где виртуальная реальность уже не столько удивляет, сколько мешается. Из-за этой виртуальности вечно одни проблемы, то какие-то злыдни вырываются в наш мир, то наоборот - хорошим парням не дают выбраться в нормальную реальность. Неужели люди напуганы и не хотят никакой виртуальности?

Но хотим мы или не хотим, развивающиеся технологии намекают нам, что-то похожее может сбыться, злиться уже бессмысленно. И люди начинают задумываться над тем, как бы не допустить какой беды, где бы подложить соломку. Рисуется будущее в самом мрачном свете, где ничего не подозревающие люди вдруг обнаруживают себя в виртуальной реальности. Точнее обнаруживют это только избранные, которые разоблачают докторов (Ванильное небо), инопланетян (Тёмный город), роботов (Матрица)...

Сейчас пора выпить чайку или просто отвлечься. Продолжение следует...

***

Вкусный чаёк. Так о чём это я? Ах да.

"Начало (inception)" - этот фильм, на мой взгляд, принципиально отличается от своих предшественников. Пусть многие его ругают за предсказуемость и малую завёрнутость, но я увидела или точнее почувствовала в нём новое отношение к теме, новую ступень. А теперь я знаю как её назвать - безнадёжность, депрессия, сожаление. В том смысле, что хотя герои всё ещё очень хотят в реальность, сценаристы этого фильма готовы допустить, что мы можем так и не узнать, реально ли всё вокруг. Помните эту юлу, так и не понятно, упала ли она там. А кроме того, виртуальная реальность на этот раз не гнустный обман инопланетян или роботов, теперь это скорее дополненная реальность, и в создании её учавствует наш собственный мозг.

И вот что мне сейчас особенно интересно, каким будет представление людей об этой теме дальше? Быть может однажды люди перестанут бояться обнаружить себя в виртуале и примут как факт, что мы не можем ни узнать это наверняка ни изменить?... Как будут вести себя герои нового фильма о виртуальной реальности?

Хотя, нет, знаете, что меня интересует ещё больше? Ведь если люди относятся к виртуальности как к смерти, значит что то в ней очень пугает. Почему людей так настораживает эта тема? Какие древние инстинкты и подсознательные страхи ворошит в нас виртуальная реальность?

  5

Комментарии

Вообще, как я понимаю, многие из этих фильмов (в частности, пресловутый Inception, еще eXistenZ Кроненберга, и еще пару арт-хаусных), они не о виртуальной реальности как таковой, а о некоторых модных философских абстракциях - солипсизме, идеализме, и, в целом, о связи разума и реальности. А уж как эта связь проявляется - через сны или через вирт - дело вторичное. По-настоящему интересен вопрос "что же такое на самом деле объективная реальность"? Хороший фантастический фильм как раз этот вопрос и эксплуатирует.

Да, давайте понимать под виртуальной реальностью не узкий технический термин, а философское понятие.

Лучше давайте находить виртуальную реальность в фильмах, где её нет вообще.

это упрёк? :)

Неа, ничуть, просто люблю точные формулировки. В принципе, я думаю, что сама по себе идея нашего мира как частного случая более общей, более сложной сверхреальности "верхнего уровня" пугает и завораживает людей всю историю человечества. Но только в последние десятилетия концепция "сверхреальности" получила мощный толчок. Во-первых, люди научились создавать свои собственные цифровые "подреальности". А во-вторых, существование "сверхреальности" может быть обосновано научно, в рамках М-теории и мультивселенных, о которых сейчас столько много говорит Хоукинг.

тоже недавно думал о том как фильмы влияют на нас и общество в целом, они только отображают нашу жизнь или показывая некие идеалы незаметно заставляют нас изменятся.Очень интересная тема!

Согласна с Вами. Одни люди делают фильмы, другие люди их смотрят. Маркетологи давно просекли эту фишку. Например, когда пару лет назад в фильмах с завидной постоянностью мелькала продукция яблока, разве могло это не отразиться на восприятии потребителей?

Но реклама рекламой, а когда речь о понятиях абстрактных, то в первую очередь выражается настроение общества. Если тема и настрой фильма не попадёт на волну, интересную широкому кругу, то фильм просто забудется, словно его и не было. Получается такой двусторонний процесс: мы пытаемся выразить себя - получается искусство, искусство говорит нам о нас и если мы готовы его принять, то оно нас двигает дальше на новый этап.

Об отношении к виртуальности в фильмах я не задумывался, а вот об отношении кинематографа к увеличению продолжительности жизни - приходилось. Если кто-то добавит сюда парочку фильмов в духе "как будет плохо, если мы посмеем противостоять костлявой с косой", будет здорово.

"Конечно, я знаю далеко не все фильмы на эту тему" судя по списку, вы практически не знаете фильмы на эту тему )

Так поделитесь :)

Не поделился... Жадный Randall :)

Сначала подумал, что автор поклонница "доктора Хауса", там эти пять стадий в одной из серий второго сезона разбирались. А потом ничего не понял

Никакой доктор тут не при чём, более того на свете есть люди, которые не смотрят этот сериал и о нём не пишут :))) Может они что-то потеряли, я не знаю, но зато они могут что-то понять, даже если в любимом сереале это не разжёвано...

© 2018 Trend Club