Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Архив → Дополнительное образование как модель образования будущего.

Эта статья является в некотором роде дополнением к моей первой статье:Российское образование. Проблемы и перспективы. Статья получилась заразительная, оптимистичная, но мало конкретная. И сейчас я постараюсь исправить свое упущения, и объяснить — где собственно находятся те закрома оптимизма, которыми я с вами щедро делюсь.

Я работаю в уникальном учебном заведении: Республиканском центре научно-технического творчества Кабардино-Балкарской республики (это не официальное название — официальное в абзац не уместится:). Наш Центр так же как и школа учит детей. Но если сравнить образование у нас и образование в школе — сравнение будет не в пользу школы. Наш Центр сотрудничает с ведущими вузами России: МГТУ им. Баумана, СПбГУ ИТМО, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Наши дети регулярно занимают призовые места на различных олимпиадах и конкурсах. НО это не главное. Главное атмосфера атмосфера творчества. Дети хотят учиться и учителя чувствуют свою востребованность. Мне есть с чем сравнивать - я веду уроки и в Центре и в школе.

Но это так не потому, что мы такие уникальные, феноменальные и замечательные. А потому что мы и школы работаем в разных условиях. И раз так, то можно на нашем примере, как на модели, оценить какие изменения необходимы школьному образованию.

1.Мы работаем на социальный заказ. Наш учебный год начинается с набора учащихся. Ученики и их родители могут свободно выбирать предметы, учителей, расписание. И это вводит элемент конкуренции в обучение. Учитель к которому не пришли дети остается не у дел. Казалось бы, учителя относиться негативно к этому факту. Но напротив, к нам стремятся лучшие учителя. Почему? Всем надоели игры «нанайских мальчиков», и всем интересно, что они стоят по «гамбургскому счету».И чем специалист лучше, тем явно выражен у него этот тип мотивации.

2.Учителя не скованы обязательным тематическим планированием. Планы и программы выстраиваются под конкретный класс.

3.Группы не по 20-25, а по 10-15 учащихся. И это принципиально важно. За время урока КАЖДЫЙ ученик получает свою долю внимания. Фактически можно к каждому ученику применить индивидуальный подход.

4.Имеется объективная и четко выверенная система проверки эффективности работы ученика и учителя. Участие в конкурсах, олимпиадах, смотрах и выставках дает возможность объективной и регулярной оценки . Подобный соревновательный момент мобилизует. Заставляет стремиться к новым успехам и достижениям.

Как видите рецепт успеха весьма прост. Попытаемся теперь перемешать все эти ингредиенты в салат под именем «Новое школьное образование».

Шире внедрять социальный заказ. Он уже начал появляться как подушевое финансирование, но он поощрят межшкольную, а не внутришкольную конкуренцию. Необходимо учителей погрузить в конкурентную среду. Что бы занятость (и соответственно зарплату) определял не завуч, а родители, своим прямым волеизъявлением. А это невозможно без сильного родительского комитета.

Государство должно определять не содержание образования, а набор знаний, умений и навыков, который формирует школа.Должны быть сформированы четкие критерии проверки этих знаний. Это могут быть (например) тесты. Но не в форме ЕГЭ — одного экзамена определяющего дальнейшую судьбу абитуриента. А например регулярные тесты в конце каждой четверти или полугодия. Применив к этим тестам методы математической статистики можно свести вероятность необъективной оценки к минимуму.

Участие в составлении тестовых заданий и проверке валидности проведенных тестов должны принимать некие избранные НИИ и ведомства, а заинтересованные инстанции — те вузы которые собственно по анализу эти данных и будет набирать к себе студентов.

Шире внедрять участие в олимпиадах и конкурсах для оценки школьных достижений. Ситуация когда ученик ходит в школу, а не увлекается ничем должна быть исключением, заслуживающим самого внимательного анализа и разбора. Контакты с вузами и техникумами должна способствовать ранней профориентации учеников.

Надо раскрыть простор для творческой деятельности учителей. Использовать различные формы поощрения отличившихся.

В общем. При наличии политической воли школьное образование поднять можно. В России есть точки роста, опираясь на которые ситуацию можно исправить. Каким боком здесь применимы IT-технологии? Это зависит от конкретной реализации. Компьютер средство достижения цели, а не самоцель. Он облегчает коммуникацию и распространение информации. НО все решают конкретные люди на своем месте.

  1

Комментарии

© 2019 Trend Club