Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Архив → Планшеты

Представьте себе: абсолютно ничего не изменится в образовании с появлением планшетных компьютеров. Ни-че-го! Именно так думает подавляющее большинство чиновников, учителей, директоров школ и родителей. Но ты, читатель Трендклаба, знаешь, что это не так.

Впрочем, даже ты не знаешь, что учебные планшетные компьютеры были разработаны более 40 лет назад, еще до того, как стали реальностью ПК, гипертекст и Интернет.

Я собираюсь рассказать доселе малоизвестную историю о древних планшетах за 500$, о том, как дыра в стене может заменить школу, и о том, как поставить планшетные компьютеры на службу обществу. Попутно я собираюсь развенчать 5 мифов о планшетах в образовании и рассказать про самые интересные перспективы этих новых компьютеров, которые, как ты прекрасно понимаешь, скрыты в глубине, в то время как на поверхности - полная ерунда.

Планшет - это легкий, плоский и тонкий компьютер с сенсорным экраном. Его можно читать как книжку, можно на нем писать как на бумаге. Клавиатуры обычно нет из экономии места, она экранная. Легкие и долго работающие на одной зарядке планшеты можно носить с собой в течение дня и использовать в любой обстановке - в кровати, кресле, за столом, в транспорте, в лесу или на пляже.

Их придумали давно, эволюцию планшетов можно посмотреть вот тут.

http://www.huffingtonpost.com/2010/04/15/history-tablet-pc-photos_n_538806.html#s77827

А сейчас планшеты достигли такого уровня, что они - легкие и мощные. Более того, на планшете можно сохранить всю текстовую информацию, которую человек читает и пишет в течение всей жизни! Это делает возможным чудо в области образования.

Чтобы понять, что такое свобода в образовании, сделаем небольшое отступление.

Открытые школы и дыры в стене.

Представьте себе образовательную систему для сложного современного мира. Наверное, вам покажется, что только академически разработанный глобальный план, сложно связанные между собой программы по школьным предметам могут дать ребенку полноценное, энциклопедическое образование, систематическое представление о мире. Но вот уже полвека создатели так называемых «свободных школ» по всему миру убеждены: если ребенка оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться. Это в принципе противоречит всему тому, как мы привыкли представлять воспитание и образование, не правда ли? Оказывается, что этот неслыханный и труднодостижимый уровень свободы позволяет ребятам не только в упоении носиться по коридорам, но и продвигаться в образовании со своей скоростью, на своем уровне, по своей собственной спирали. И через некоторое время они начинают двигаться так, как и не снилось учителям.

http://www.levi.ru/houses/playground/school/kosmina/kosmina_school.php

http://info.sotvorenie.kiev.ua/content/family_estate/family/child_education/shkola_dolini_sadbery.html

http://www.youtube.com/watch?v=awOAmTaZ4XI

http://www.youtube.com/watch?v=Jf0iwyE_DjU

 

Впрочем, для инноваторов-компьютерщиков даже открытые школы — это чрезмерное вмешательство в жизнь ребенка, насилие над личностью и пустая трата ресурсов. Десять лет назад Сугата Митра, главный исследователь одной из индийских IT-компания, решил проверить одну свою сумасшедшую идею.

Серьезные педагоги называют ее «образование с минимальным вмешательством», а сам Сугата назвал ее «дыра в стене». Сейчас этим проектом даже занимается компания "Дыра в Стене Лимитед".

Дыра в стене

Дыра в стене

Идея состоит в том, что группы детей могут учиться сами без прямого вмешательства взрослых. Сугата Митра показал, что с помощью «учебных станций» — дыр в стене с врезанными в них компьютерными мониторами и клавиатурами, дети могут учиться путем исследования, открытий и помощи сверстников, без участия учителей. Опираясь на их естественное любопытство, учебная среда порождает в группах детей мотивацию к обучению. В естественной среде дети осваивают навыки решения задач, а затем могут поделиться своим знанием с другими, укрепляя группу. В самообразующихся группах детей появляются лидеры (эксперты), связные и подгруппы новичков.

Дыра в стене, группы

С 2000 по 2004 гг. "Дыра в Стене Лимитед" провела научное изучение влияния эффекта «учебных станций» на детей. Знания "диких" детей, получивших доступ к «учебным станциям», по математике, языку, науке, информатике были сравнены с знаниями "диких" жителей деревень без доступа к компьютерам (контрольная группа А) и знаниями студентов нормальной школы с уроками информатики (группа В). Результат показал, что знания детей, получивших образование с минимальным вмешательством, не хуже, чем у детей из обычной городской школы с компьютерами.

Дыра в стене, результаты

Сейчас в Дели работает более сотни таких станций, появляются они и по всему миру. Удивительно, но это работает!

http://www.hole-in-the-wall.com/

http://edition.cnn.com/video/#/video/world/2009/02/22/sidner.india.slumdog.inspiration.cnn?iref=videosearch

Мифы о планшетах и электронных учебниках

Те аргументы, что обычно приводят в пользу электронных учебников - полная ерунда. Сейчас я объясню почему, а затем расскажу, что же тогда хорошего в планшетах.

Начнем с разоблачения первого мифа.

Миф 1-й. Современные дети учатся не так как мы с вами и наши родители, поэтому им не подходят скучные линейные (от "А" до "Я") учебники, а необходимы индивидуально подобранные креативным преподавателем курсы.

Этот миф насаждают учителя. Им выгодно думать, что подготовка к уроку - это дело, за которое им будут платить весь 21-й век. Рискуя вызвать на себя гнев диетологов, предложу провокационное сравнение. В 21-м веке никто не платит поварам фаст-фуд ресторанов за готовку. Гамбургеры и бигмаки делают на заводе. :) Думать, что учитель в своем деле незаменим - значит крепко застрять в 1999-м году. Как мы знаем из результатов российского образование и уж точно поймем ниже, планирование уроков лучше доверить компьютеру.

Миф 2-й. Учебники надо часто обновлять, поэтому нужны электронные учебники (бумажные какие напечатли, такие они и остались, а электронные - кнопку нажали - и они обновились).

Это вообще полный бред и насаждают этот миф мошенники, скорее всего, - издатели и сидящие на откатах закупщики электронных учебников. Послушаем, например, Дэвида Стила, директора по информационным технологиям округа Хиллсборо во Флориде: "Традиционные учебники так быстро устаревают. Информация постоянно меняется. Издателям намного проще обновить материалы в онлайновом учебнике, чем в традиционном, так, чтобы ученики не читали про Советский Союз, описанный как что-то современное". Я в шоке. У них во Флориде, что, учебники реже, чем в 20 лет меняют?

Вообщем, это еще одна махинация. Конечно, скачать текст дешевле, чем распечатать книгу, но разве так редко покупаются учебники? И разве информация в них так быстро устаревает? Это в школьных-то учебниках?

Миф 3-й. Электронные учебники суть альфа и омега современных технологий.

Неправда. На самом деле, электронные учебники - это лишь самое очевидное применение новой технологии. Думать, что ограничиться только ими - то же самое, что думать, будто печатный станок Гуттенберга - это лишь усовершенствованная машина для переписывания Библии. Нет, дорогие учителя, если детям дать в руки планшет, то они очень быстро повзрослеют и поймут, насколько мощный инструмент им достался. Инструмент под названием "свобода". Что хочешь - то и читай, что хочешь - то и делай, что хочешь - то и пиши.

Миф 4-й. Электронные учебники введут, а школы останутся. Более того, все в них останется как сейчас.

Мда. Опять попытки учителей вернуться в золотой 1999 год. Как видно из небольшого обзора выше, обычную среднюю школу можно закрывать хоть сейчас, открывая вместо нее дом отдыха свободного посещения или даже дыру в стене. На качестве обучения это скажется мало. Конечно, я не говорю о тренировочных центрах для олимпиадников, типа 57-й школы в Москве или моей альма-матер ФМЛ'239 в Питере. Эти останутся... Но для остальных детей демократическая школа - это альтернатива УЖЕ СЕЙЧАС. Правда, чиновники этому мешают, как могут. Но троянский конь планшетов, которые они, неизбежно закупят, откроет ворота для свободы.

Школы сыграли свою роль и должны быть закрыты. И не стоит жалеть об этих казармах германского образца, они были призваны производить винтики, свою миссию они выполнили.

Миф 5-й. Для радикальной революции еще не время.

Как придет конец школ? Очень просто. Когда я учился в школе - с 1985 по 1996 годы, то отвлекаться я мог вот на что:

* записочки (писались редко, можно было их отобрать)

* другие книги (были очевидны, можно было отобрать)

* болтовню (была заметна)

Нынешнее поколение отвлекается на телефоны и PSP (заметны, можно отобрать).

Что случится, когда ученик отвлекается внутри планшета и невозможно понять - учится ли он или даром теряет время?Нечто похожее было только во времена программируемых калькуляторов, на которых можно было играть в игрушки. Но их было мало. А планшет будет перед каждым ребенком и заставить его читать одну фиксированную страницу на весь класс будет сложно. :) Так что да здравствует свобода. Учителю придется конкурировать за внимание ученика со всем интернетом. И учитель проиграет. Открытые школы и дыры в стене организуются сами. Каждая школа станет открытой, а каждый планшет – подобной дырой, как бы нас не тянули обратно в каменный век.

Что мы получим в итоге? Свободного ученика с мощным интеллектуальным инструментом. И почему-то мне кажется, что в результате мы окажемся так близко к качественному образованию для каждого ребенка, как никогда за всю историю человечества.

К чему это все приведет? К усилению интеллекта, повышению как личного, так и коллективного IQ. Глядя на современные компьютеры, сложно поверить в такую возможность, но пророки компьютерной революции рисовали нам совершенно другое будущее.

Усиление интеллекта

В 1950-е и 1960-е годы пионеры кибернетики и информатики Ванневар Буш и Дуглас Энгельбарт разработали теорию «усиления интеллекта» (УИ). Это эффективное использование информационных технологий для дополнения интеллекта человека. При этом повышается не генетика, не g, а умение использовать свой разум. Первые робкие спекуляции появились в статьях As We May Think (Ванневар Буш, 1945) и Introduction to Cybernetics (Росс Эшби, 1956). Идея была предложена в Man-Computer Symbiosis (Джей Ликлидер, 1960), а подробно расписана уже в книге Augmenting Human Intellect: A Conceptual Framework (Дуглас Энгельбарт, 1962). Энгельбарт писал:

«… вокруг нас горы научных работ. Исследователь завален результатами и заключениями тысяч других работников. Наши профессиональные методы передачи и анализа научных результатов устарели на поколения… по настоящему важные результаты теряются в куче ерунды… Сумма знаний человечества нарастает с огромной скоростью, а методы, которые мы используем для навигации по лабиринту этих знаний такие же, как во времена парусных судов».

Посмотрим вокруг. Насколько мы продвинулись за 65 лет?

волны обучения (таймлайн)

http://c0023576.cdn1.cloudfiles.rackspacecloud.com/wp-content/uploads/2008/12/engelbart-mural.jpg

Целая эпоха прошла в технологиях, а мы так и не получили настоящих компьютеров, какими их видели пионеры. То же самое повторилось и с интернетом. Тим Бернес Ли хотел создать глобальную паутину, где каждый мог бы легко создавать документы и обмениваться ими. Что мы получили вместо этого? 20-летней давности протоколы и бредовые надстройки над ними, которые мы называем Веб 2.0. Где реализация видения открытой сети со свободным редактированием? Мы опять застряли на уровне 1991 года, а надстройки вроде блогов и вики лишь вызвают еще большее разочарование.

Сегодняшние компьютеры и сети неплохо работают в некоторых узких областях. Но они так и не стали универсальными инструментами, которые могли бы повысить коллективный IQ пользователей, усилить умение коммуницировать и решать сложные задачи.

Однако, идея сделать нормальные компьютеры, которые способны научить человека и стать для него мощным творческим инструментом, а не только читалкой и смотрелкой, уже звучала.

http://www.rambles.net/stephenson_age.html

Букварь для благородных девиц

Нил Стивенсон в книге «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» описывает, как в недалеком будущем гениальный ученый создает учебник… Необычный, чудесный, думающий и полностью интерактивный нанотехнологический учебник, предназначенный для воспитания «идеальной леди». Учебник был создан для внучки богатого человека, но случайно попал в руки бедной девочке по имени Нелл. С помощью книги Нелл учится читать, упражняться и рассуждать, следуя за перипетиями сюжета о Принцессе Нелл, стремящейся завладеть двенадцатью ключами.

http://www.scifi-review.net/the-diamond-age-or-a-young-lady%E2%80%99s-illustrated-primer-by-neal-stephenson.html

"Букварь для благородных девиц" — это интерактивная книга, предназначенная для обучения и воспитания молодой девочки. Но "Букварь" — это намного больше, чем просто интерактивная книга. Он учит пользователя множеству навыков: от воспитанного поведения до боевых искусств. Программирование берет события реального мира и встраивает их в сюжет, где главным героем является альтер-эго пользователя. "Букварь" говорит с пользователем, а многие из уроков интерактивны, давая пользователю действовать, чтобы добиться успеха в очередном эпизоде или уроке.

В романе Стивенсона, написанном в 1995 году, планшет помещен в будущее и основан на нанотехнологиях и зачатках искусственного интеллекта. А можно ли создать такое обучающее устройство сейчас? В плане железа в этом нет ничего сложного. И 2010 год стал годом планшетной революции, разработчики пытаются переплюнуть друг друга по функционалу и низкой цене. Есть даже проект планшета от проекта One Laptop Per Child, а индийское правительство пугает всех планшетом за 35$!

Более того, такой планшет почти уже стал реальностью еще 40 лет назад. В 1972 году Алан Кей из знаменитого исследовательского центра Xerox PARC опубликовал статью «Персональный компьютер для детей всех возрастов», где описал практически все аспекты современных планшетов, плюс то, как можно их сделать активным помощников ребенка, а не устройством для пассивного потребления. Более того, Алан Кей расписал, как с помощью технологий того времени можно было бы произвести такой планшет примерно за 500$. Ничего не напоминает цена, внешний вид и возможности?

http://www.mprove.de/diplom/gui/kay72.html

Dynabook

Dynabook, дети

Dynabook mockup

Apple iPad

 

Алан Кей даже предложил единую информационную среду для планшета, не разделенную на отдельные программы (отдельно редактор, отдельно броузер, отдельно просмотрщик картинок, отдельно читалка).

Кстати, большая часть современного образования основана на бихевиористских экспериментах с крысами и голубями. Алан Кей вместо этого опирался на эксперименты Пиаже, которые тот проводил с настоящими детьми. Результатом стала революционная образовательная концепция, измеряющая прогресс не как частное правильных-ответов/тест или тестов-пройдено/год, а как фресок-сикстинской-капеллы/жизнь. И в основе всего этого оказался планшетный компьютер, который задержали на 40 лет.

Что можно будет сделать с такой взрывоопасной технологией? Ну, в перспективе, я думаю, можно будет создать нового человека. Но двигаться стоит постепенно, так что попробую снять с себя подозрения в радикализме.

Этапы внедрения планшетов

Я предлагаю три этапа внедрения планшетов.

На первом этапе (читаем/пишем/тестируемся) планшет будет представлять из себя сочетание электронной книги и электронной тетрадки. Уже один только этот аспект проекта даст значительную экономию, т. к. комплект учебников стоит дороже будущего планшета (даже с учетом разработки контента). Это позволит обмануть бдительность чиновников и запустить экспериментальные программы, подобные этой:

http://singularityhub.com/2010/09/13/ipads-instead-of-textbooks-trial-underway-in-california-middle-schools-video/

Главные выгоды будут от объединения книги и тетрадки. Если в обычных учебниках задания отделены, то в электронном планшете они будут тесно связаны. Обучение будет идти как бы в форме диалога. Используя математические алгоритмы для отслеживания внимания учащегося, можно будет предлагать ему проверочные задания оптимального уровня сложности.

Технологии отслеживания движения глаз читателя с помощью камеры позволит определить, какие части учебника ребенок прочитал, какие он понял, какие нет. В реальном времени можно будет адаптировать учебник (менять шрифт, добавлять повторы, расширять или сжимать текст) в зависимости от результатов чтения. Кроме того, эту обратную связь получат авторы, что позволит им улучшить учебники. И про самые важные знания ученику можно будет легко напомнить, не дожидаясь проверки знаний на экзамене. Более того, сам экзамен станет практически не нужен.

Впрочем, поскольку образование консервативно, сначала экзамены останутся, и за учителем будут сохранены все нынешние функции - контроля. проверки, ведения занятий.

Но ко второму этапу (решаем реальные задачи/работаем в группе) внедрения планшетов ученик по мере обучения становится более самостоятельным. Вместо ориентации на усвоение базовых знаний и освоение элементарных навыков, учебный процесс становится направлен на решение задач. Это ставит задачу сохранения результатов работы учащегося, чтобы он мог снова к ним обращаться. Планшет предоставит учащемуся единую среду для работы с информацией, возможность для создания единой личной базы знаний, подобной исследовательским картотекам, которые до появления планшетов могли создавать только ведущие ученые.

http://takingnotenow.blogspot.com/2007/12/luhmanns-zettelkasten.html

http://www.trizminsk.org/e/221001.htm

В результате реализации первых двух этапов учебный процесс кардинально изменится. Планшет даст доступ к записям лекций, позволит перейти на электронные книги, полностью отказавшись от бумажных. Крайне важно сохранение информации, т. к. учащийся должен формировать собственную систему заметок, свою библиотеку, которая отражает процесс его личного развития. Планшеты будут поддерживать как обычное тестирование, так и растянутые во времени соревновательные тесты. Но, как уже отмечалось выше, обратная связь в реальном времени на ошибки во многом заменит тестирование и экзамены.

Начиная с третьего этапа (саморазвиваемся/самореализуемся/слушаем компьютерного наставника) будут развиваться, прежде всего, интеллектуальные технологии: новые методики, позволяющие более эффективно работать с информацией, например, интеграция учебника со словарем, базами данных, справочниками и т. п., технологии адаптации всей учебной программы к жизненной ситуации и опыту человека. На основе систем распознавания речи, отслеживания внимания и интеграции с внешним миром, планшет сможет брать на себя все более активную роль наставника и помощника, а не просто электронной книги.

Такие технологии вполне можно внедрить и в российской системе образования. Чтобы воплотить эту идею в реальность, был подготовлен набросок проекта по внедрению планшетных компьютеров в образовании.

http://www.scribd.com/doc/45935093/Внедрение-индивидуальных-планшетных-компьютеров-учащихся

Внедрение подобных технологий полностью изменит наши представления об образовании. Как сделать, чтобы это изменение оказалось к лучшему? Для этого я предлагаю ввести доказательное образование (evidence-based education). Подобно доказательной медицине, где опыт тысяч исследований систематизируется и обобщается, чтобы определить, какие лекарства и методы лечения работают, нужно применить этот подход и в образовании.

Планшеты чудесным образом решают проблему внедрения этого подхода. Ведь с помощью электронных устройств можно собрать огромный объем данных. Станет возможно в сжатые сроки проводить массовые эксперименты в области обучения (т. к. издержки на их проведение будут почти нулевыми), экспертизу новых проектов, методик, дидактического материала (потому что объективные данные об эффективности будут поступать немедленно со всех устройств).

Эксперты в области образования смогут постоянно отслеживать реальную ситуацию, вплоть до работы отдельного ученика в данный момент на уроке, но еще - и статистически анализировать общую ситуацию. Имея реальные количественные данные о качестве работы учителей, школ, можно будет осуществлять вмешательства и повышать это качество, не дожидаясь редких аттестаций, которые часто носят формальный характер. Небольшие воздействия, как правило, не воспринимаются так негативно, поэтому противодействие и попытки скрыть проблемы будут происходить реже.

Наконец, для развития и улучшения учебной программы ее можно будет корректировать хоть каждый день - без дополнительных затрат и с возможностью вернуть все в прежнее состояние, если количественные результаты окажутся не в пользу нового варианта.

 

 

Об авторе: Медведев Данила, футуролог,

к. э. н., координатор Российского Трансгуманистического Движения.

блог: http://livingtomorrow.livejournal.com
почта: medvedev@transhuman.ru

  19

Комментарии

Я из тех, кто думает, что планшеты не изменят ничего. Что такое планшет? Это нетбук без внешней клавиатуры. Т.е. слабенький компьютер, основная задача которого отображать контент, а не быть устройством для ввода контента. Ноутбук справится со всеми школьными задачами куда лучше.

Кроме того, в школу берут довольно много учебников и вес портфеля более 5кг - это нормально. К чему тут ультралегкие планшеты? Кроме того, любой школьный девайс обязан быть вандалоустойствым. Эту задачу планшет проваливает вообще вдребезги.

Иными словами, если что-то из IT и будет востребовано образованием, то это будут дешевые и прочные ноутбуки. Но никак не хайтековые планшеты для гламурных особей.

Я призываю футурологов кроме фантазии включать еще и здравый смысл.

Вес портфеля в 5 кг - ненормален, нефизиологичен и вреден.

Не знаю, не знаю... Свои 5 кг портфеля и даже больше я лично относил все 10 лет школы. И что?

Знаете, сколько весит ребенок в первом классе?

И ничего. Это не делает этот вес нормальным.

Вы, наверное, из тех, кто в школу без учебников ходил? Я все 11 классов честно отходил с полным портфелем. И весил он минимум 5 кг.

Вес портфеля в 5кг, при условии, что он висит на двух лямках на спине, абсолютно нормален и полезен.

Чем полезен? Для какого ребёнка? Какого возраста? Какие заболевания позвоночника, распространённые среди городского населения, способен исправить полезный вес портфеля?

Начну с конца. Кривой позвоночник так распространен в городах, потому что работа сидячая. И никто не следит за тем, как он сидит.

Чем полезен? Тем, что без физической нагрузки мышцы совсем атрофируются. Я считаю, что 5кг (еще раз повторюсь, на два плеча) - совсем не много.

Я согласен с вами но сейчас дети стали носить сумки на одной лямке и вот представте как это тяжело носить вес от 5 кг на одном плече, так что лучше пусть носят i pad чем портят себе позваночник. А так учеба не изменется.

мой портфель весит в 8 классе около 7-10 кг. Так что если бы мне разрешали носить мой ноут в школу я был бы несказанно рад

О, здравого смысла у футурологов полно. И здравый смысл подсказывает, что ввод контента - это НЕ печатание текста. Ученик - не машинистка. Пишущая машинка в классе - это нонсенс.

Планшеты прекрасно позволяют ввести столько текста, сколько нужно. Уже сейчас экранные клавиатуры работают не хуже обычных (для печатающих вслепую профи есть ноуты и внешние клавиатуры), но при этом планшеты позволяют рисовать. Рисование - это одна из вещей, которых мы были лишены последние 200 лет образования. Советую почитать Роберта Хорна, который объясняет, насколько это плохо, что ни в одном предмете рисование не является значимой частью обучения.

Компьютер с мышью - самое вредное для рисования изобретение. А планшет - возврат к норме.

Думаю, я ответил на аргумент о том, что в школе надо печатать, а значит нужен ноутбук. Конечно, нет.

Насчет нормального веса. У вас явно нет ребенка-школьника, иначе вы бы знали, что вес портфеля - это не нормально, не нормально и еще раз не нормально. Ребенок - это не вьючное животное, он должен бегать и прыгать, а не ходить согбенным под весом учебников. И блин, включите здравый смысл! Если есть планшет, нафига нужны учебники? Забудьте про ранцы. Представьте себе, что планшет - это единственная вещь, которую нужно носить, а в перспективе его вообще не нужно будет носить, потому что любой планшет может исполнять роль вашего, после ввода отпечатка пальца или распознавания по лицу. Тогда ребенок вообще освободится. Разве не круто?

Насчет вандалоустойчивости. Нужен баланс. Если решена проблема бэкапов и переноса данных, то разбитый изредка планшет - это мелкая неприятность. При снижении их стоимости до 35 баксов, думаю, можно на это закрыть глаза.

Иными словами, призываю читателей трендклуба включать фантазию, видеть тренды и анализировать будущее в контексте будущего, а не сегодняшнего дня.

Сделаем каждого школьника гламурной особью! Каждому школьнику по хайтековому планшету!

а разве гламурность связана с планшетами?

Имхо гламурность это стразики и глупость...

Альта.

Планшет - это и есть глупость, потому как практический смысл в нем околонулевой.

планшет содержит в себе как удобства так и не достатки... но стоит зараза дорого, поэтому и недоступен для оценки

> И здравый смысл подсказывает, что ввод контента - это НЕ печатание текста

Рисование на данный момент - это лишь один из вторичных предметов. Вопрос о его актуальности выходит за рамки этой дискуссии.

Школьник пишет не потому, что школа экономит на копирах, а для лучшего усвоения материала и решения задач.

Сенсорные клавиатуры хуже обычных - проверено историей, уже были дешевые "пленочные" клавиатуры и где они теперь? В забвении, потому что печатающему нужно ощущать клавиши и ход клавиш. Кстати, уж подрастающее поколение-то будет владеть слепой печатью "с младых лет".

> иначе вы бы знали, что вес портфеля Ребенок испытывающий хотя бы малейшие затруднения с переноской пяти килограмм в ранце за спиной - физически недоразвит и его родителям необходимо срочно принимать меры.

Вариант с "тонким клиентом" не имеет отношения к форме устройства - ноутбук тоже может быть таким устройством.

1) Ребенку не сложно носить пять килограмм. Но регулярная их носка портит осанку (тем более, что не все носят ранец/рюкзак за спиной, некоторые - на одном плече). 2) Я печатаю и на ноуте, и на айпаде. На айпаде печатать не так плохо. Но я еще не показатель, потому что я освоил слепую печать и на ноуте (обычной клаве) печатаю быстрее. А вот один мой знакомый иногда предпочитает вводить текст с айфона, а не с компа. Забавно, да? 3) Дети не овладевают слепой печатью с младых лет. Они учатся хорошо играть на компьютере, а слепую печать нужно осваивать, занимаясь в специальной программе-тренажере. 4) Каждого, кто думает, что "Школьник пишет не потому, что школа экономит на копирах, а для лучшего усвоения материала и решения задач." нужно четвертовать на месте, а останки скормить псам. Я ненавижу тех, кто делает это с детьми. А вас, Mike22, я считаю на всю вашу долгую жизнь полностью дисквалифицированным в обсуждении вопросов образования. Вас для меня больше нет.

Да-да, написать много текста, чтобы сказать в итоге "вас для меня больше нет", как типично для неуверенных в себе людей, не дружащих с логикой.

Ну, раз "меня для вас больше нет", то и я не буду тратить время опровергая ваши детские аргументы.

У меня тоже есть знакомый, который сидит в аське исключительно с телефона. И набирает текст с помощью т9. Однако, это не значит, что т9 удобнее. Просто он так привык и не хочет переучиваться на клавиатуру.

И будьте спокойнее что ли...

Планшеты не изменят ничего. Это просто другая более удобная, более интуитивная, более приближенная к традиционным книгам форма получения и переработки информации. Я являясь сторонником планшетов как таковых, утверждаю, что к обрзованию как таковому это не прибавит ничего.

Корень проблемм образования не во внешней форме - ноутбуках, планшетах, интерактивных программах, электронных наставниках и тому подобной чуши. Проблемма в том что общество хочет получить от своих будущих сограждан. Какая стратегическая задача стоит перед человечеством в плане образования, обучения, знания.

Подход к образованию в виде мема - "свободное образование" полностью лишен такого стратегического стержня - для чего будущему взрослому это образование. Такой мем похож на утверждение о "свободной руке рынка", которая все везде раставит по полочкам. Но это совсем не так. Управление и планирование образованием необходимо. И это управление и планирование должно иметь свою цель. Конечно же если цельюявляется провести эксперимент, состоящий в том, что бы поставить ребенка (ничего не знающего, не имеющего достаточного опыта) перед горами информации, залежами неточностей и лабиринтами различных вариантов гипотез и посмотреть, что из этого выйдет, то тогда "свободное образование" имеет какой то смысл. Но такой эксперимент отдает нехорошим душком. И лично я ставить его на своих детях не позволю.

Задумайтесь над простой формулировкой: "Для того, что бы что то узнать необходимо задать вопрос. Для того что бы задать вопрос надо хоть что то знать, очем этот вопрос. Если вы не знаете ничего, то вы и не сможете поставить вопрос и узнать что то."

Так вот образование, а именно классическое и традиционное должно давать каркас будущих знаний и умений. Подчеркиваю умений. И самым главным умением, которое должно давать образование - это умение учиться, умение разбираться в получаемой информации, умение логически и критически мыслить, умение переводить полученные данные в реальные, а не виртуальные дела.

К сожалению последнии 20 лет в наше стране упор сделан как раз на обратное. А имено на якобы "знание", а реально на зазубривание фактов и фактиков, утверждений и стереотипов, полностью упуская вышеуказанные умения. Впрочем, такое "образование" лежит вполне в русле воспитания полностью управляемого, некритически мыслящего, не имеющего жизненых целей индивидуама - потребителя.

Данила, ни ваше "свободное образование", ни планшеты не помогут решить данную проблемму. Потому как направленны всего лишь на изменение внешней формы образования, а не содержания-сути образовательного процесса.

Разумеется, вы абсолютно правы в том, что касается постановки целей перед образованием. Просто давайте, оставаясь футурологами, будем реалистами. Современная государственная система не любит открыто говорить о целях в таком контексте. Изменить это очень сложно.

А планшеты и даруемая ими свобода позволяет в рамках существующей системы направлять детей туда, куда нужно, не имея правильных целей на уровне всего общества. И это хорошо, позволяет всех обмануть и сделать правильно.

Теперь несколько слов о том, является ли свобода хаосом. Нет, не является. Во всех экспериментах по свободному обучению одна вещь очевидна - мы, блин, обязаны, создать среду, в которой процесс самостоятельного обучения может происходить. Не создали среду - получили голод, наркоманию и пятилетнего мальчика с АК-47. Создали среду, тот же мальчик научился использовать компьютер и вырос в нормального члена общества.

Так же и с планшетами. Конечно, нужен принципиально новый софт, новые ОС, новая среда для работы. Об этом я пишу. Более того, нужны ИИ наставники, нужна обратная связь и интерактивность. И только тогда процесс будет идти. Но это сделать можно, и сделать ПРОЩЕ, чем реформировать всю систему образования, включая сотни тысяч мариванн, которые застряли в двадцатом веке, провалились в маразм и до сих пор боятся компьютеров.

Скажите мне Данила, а что делать с сотнями тысяч марьиван? Которые по вашим словам застряли в двадцатом веке?

Я думаю, проще всего будет раздать им планшеты и выделить каждой по напарнику из первого класса:)

+1. Ты меня опередил.

Данила, мы же футурологи? Будьте реалистом)))

Реалистом я могу быть. Люди, которые заняты непроизводительным, вредным для общества трудом (а сюда я отношу 95% школьных учителей), которые утеряли навыки производительного труда (те же учителя) и личного развития (99% всего населения), нуждаются в помощи. Это факт, независимо от того, будем мы внедрять планшеты или нет.

Помочь им будет непросто, но в отличие от ситуации с образованием детей, простого пути я не вижу. Нужен будет массовый ликбез, глобальная ломка общества, но через это придется пройти. Но поскольку это сложно, то начать я предлагаю с раздачи правильных планшетов детям. Они хоть не сопротивляются, когда их учишь, воспитываешь и развиваешь.

Данила, а кто будет проводить массовый ликбез и, тем более, глобальную ломку общества? Кто будет воспитывать детей? Тем более ведь они не сопротивляются, когда их учишь, воспитываешь и развиваешь?

И кто будет решать, как воспитывать, чему учить, и как развивать общество? Ведь 99% всего населения (по вашим словам) не способны это делать?

На этот сложный вопрос у меня пока готового ответа нет.

+1

Эхх... В таком бы проекте я бы поучаствовал с большим удовольствием.

так что мешает?

не боитесь, что после внедрения такого "свободного" образования мы получим очередную толпу никому не нужных менеджеров и юристов? Основная движущая сила "продвинутого" образования будущего - ребенку интересно. У нас пока движущей силой является подражание и мода: "пойду на экономический потому, что Вася идет" и т.д.

Основы образования "дырки в стене" дать смогут. Но смогут ли они помочь получить приличное техническое образование? В котором чтобы добиться результатов, надо как и в большом спорте уметь "прыгать выше головы"

Если вы читали мой коммент выше, то должны понимать, "свободное" образование дает ребенку некоторый простор для выбора, но среда задает рамки выбора. Если не дать ребенку инструменты, то он не будет заниматься техническими специальностями. Если не дать книжек, не станет читать.

Поэтому планшеты - это нечто большее, чем халявные айпады каждому школьнику. Нужны революционные и мегасложные методические решения. Но сами планшеты - это повод.

У современных детей нет инструментов? Они не могут сходить в библиотеку и взять учебник? Или учебники плохие и материал с них не усваивается?

Я совсем недавно закончил школу, поэтому знаю, о чем говорю. Я не испытывал абсолютно никакой нужды в планшетах. Вместо нормального смартфона я пользовался старенькой нокией. А ноутбука и интернета у меня вообще не было, только старенький десктоп и девятилетний семнадцатидюймовый монитор. И это никак не ограничивало учебу.

я тоже недавно закончила школу, и потребность в планшетах есть, вот только деньги на него появятся не скоро.

Наша нынешняя система образования глубоко порочно, ее выпилить надо нафик.

Не то, чтобы я защищал "нашу систему образования", но мне интересно, чем руководствуются в своих выводах люди, у которых еще не было времени оценить пользу или вред от системы образования?

я на своем личном опыте оценила вред

Можно чуть поподробнее? Мне кажется, что ваша взрослая жизнь только начинается, как же вы успели столкнуться с несовершенством системы образования?

за время "отсидки" в школе

Оо... дальше будет только хуже. Работа, знаете ли, это 40 часов в неделю, а не 20, а провалы на ней кончаются не символическими "двойками", а денежными штрафами или увольнениями. Единственный плюс - ее можно выбирать. Впрочем, школу тоже можно выбирать.

Планшет нужен для того, чтобы вместо 1% хорошо обученных и воспитанных детей мы получили 90%. Пока что ваш пример - это как "дедушка, который курил, пил и дожил до 100 лет". Ничего не доказывает и является нетипичным.

Да-да, планшет автоматом увеличивает обучаемость в 90 раз. Вы идиот?

Идиот тот, кто прочел мою статью и не заметил там раздел про софт и методы обучения.

А мне кажется, что идиот тот, кто бросается цифрами порядка "90". Так не бывает. Вообще не бывает. Стабильное улучшение обучения на 10% - это хорошо. 20% - отлично. 50% - огромный прорыв. В общем, ты не в теме и облажался. Ничего страшного, это типично для фантазеров.

Скажите, а почему вы считаете, что из школы выходит только 1% обученных и воспитанных детей? Обученных куда больше 1%. А за воспитание должны отвечать родители, а не школа.

И с чего вы решили, что планшет исправит такую статистику? Планшет учит детей быть добрее? Я не уверен, что дети будут не сидеть в вконтактиках и аськах, а заниматься на них. И даже если они будут на уроках по ним учиться, то дома они будут вести себя абсолютно так же, потому что их не воспитали изначально.

Собственно, почему я не уверен? Да потому что половина школьников итак сидит в этих аськах и вконтактах, только с мобильных.

ПС: Я бы не стал использовать такие резкие примеры. Будьте менее эмоциональным, пожалуйста.

95% процентов людей идиотов? Это разве не заметно?

Если это не риторический вопрос, то нет.

"Дураков мало. Просто они хитро расставлены".

У меня в статье большой раздел про софт и методологию обучения. Я не говорю, что если детям просто раздать айпады, то будет толк. Конечно, нет.

Макбуков в школу закупили, теперь нужны к ним ап-падики, ай-фончики и ай-подики. Давайте больше тратить денег, ага.

Планшеты - не панацея. Планшеты хрупкие (не забываем про детей, младше 8-9 класса), портят зрение (да-да, детям нельзя смотреть долго в экран). И в то же время планшеты слабые (относительно современных десктопов, ноутбуков и даже нетбуков), не имеют удобного способа ввода (только не говорите рукописный ввод. Если английский язык хоть как-то пытаются допилить, то на русский уже давно положили). Единственный плюс планшетов - портативность и долгое время работы. Поэтому на планшете можно музыку послушать, фильмы посмотреть, в игры поиграть, в интернете посидеть. Но для музыки есть плееры, для игр - psp.

Вся статья - какое-то неадекватное, фанатичное восхваление планшетов.

фигня что нельзя смотреть в экран

У меня зрения село за долго до появления компьютера.

У меня у самого зрение фиговым стало до появления компьютера. Но после появления оно стало ухудшаться быстрее. Я не могу сказать, что жалею об этом, потому что зрение сейчас восстанавливают (пока что мне достаточно моего зрения, но на будущее задумываюсь об операции).

Пожалуй, Вы меня убедили. Зрение - не препятствие.

Ваш коммент - неадекватное, фанатичное опускание планшетов.

Я попытался Вас переубедить, привел свои аргументы. Объясните мне, где я не прав?

Ну первый абзац у вас несерьезный. Так что начну со второго. Аргументы - хрупкость, зрение, медленные, нет ввода. Отвечаю. Хрупкость - это просто баланс цены и надежности. Уверен, что военные планшеты не бьются. :-) Кроме того, планшет в чехле не хрупок. Но главное то, что они не сверххрупкие, не сильно больше, чем ноуты. По зрению вас уже переубедили. Насчет скорости, ее достаточно. iPad в разы быстрее, чем iMac, который для образовани продвигали отчаянно. Далее, для 95% задач современные компы достаточно мощны. Приведите мне 1 задачу, для которой айпад слишком слабый. Четвертое, отсутствие ввода. Неверно. Есть внешние клавиатуры, которые по блютус подрубаются. Проблема решена. Я вам отвечаю с айпада и ничего. Конечно, на компе я бы быстрее набирал, но разница в скорости не принципиальна. Итого - ваши аргументы слабые.

редактирование видео, изображения, Здмоделинг

1) для айпада есть iMovie, мимо. Современные девайся почти поголовно поддерживают аппаратное ускорение для видеокодеков. 2) для редактирования изображения мощность не важна (если речь не о профессиональной дизайнерской работе, для которой используются профессиональные решения типа PiwerMac и Apple Cinema Display), а айпадовский интерфейс идеально подходит - я на айпада в десять раз больше рисую, чем на PC 3) для 3D можелирования айпад тоже достаточно мощный, просто тут удобнее опять же использовать профессиональные решения

Итого по мощности аргументов не вижу.

итак: 1) хотелось бы сравнить работы сделанные в imovie и Sony Vegas or Adobe AfterEffects. 2) редактирование изображения на айпаде и на пс в adobe photoshop (cs5) или corel photopaint (x5) 3) мне очень хочется увидеть сделанную 3д модель на 10 дюймовом планшете и сравнить ее с сделанной на пс в Autodesk 3ds max или Autodesk maya.

Просто исходя из ваших слов - покупать машины для дизайнеров за несколько тысяч долларов - полная дурость, ведь можно купить айпад который мощный и удобный.

Вы понимаете, что Ваш аргумент про слабость айпада по сравнению с дизайнскими компами за 10 тыщ баксов прекрасно применим и для того, чтобы доказать ненужность и бесполезность любых компов, которые слабее каких-то еще. Точно так же можно доказать и что нетбуки никому не нужны. :-)

я ответил вам в письме о своем мнении на счет планшетов. Я думаю что это разные классы которые сравнивать бессмысленно.

Вы в серьезно утверждаете, что айпад мощнее аймака? т.е. apple a4 куда лучше чем любой из intel i3\5\7?

Я говорю о разноцветных аймаках. Айпад мощнее. Даже тактовая частота вдвое выше (а совокупная мощность проца наверняка в несколько раз). Видеокарта мощнее. Где-то видел сравнеие подробное, погуглите. Так что да, айпад мощнее аймака 2001 года, который уже тогда был достаточно хорош для образования.

Мне кажется, что вы что-то путаете. Давайте проясним:

iPad (произносится «айпэ́д», в России чаще называют «айпа́д») — планшетный компьютер, выпускаемый компанией Apple.

CPU 1 GHz Apple A4

Постоянная память Флеш-память16, 32, и 64 GB

Оперативная память 256 MB DDR SDRAM (встроенная в Apple A4)

iMac ([ˌaɪˈmæk], [ˌайˈмак], русск. Айма́к) — серия моноблочных персональных компьютеров, созданная компанией Apple Inc.

Процессор IBM PowerPC G3, Intel Core i3 (3,06 ГГц), Intel Core i5 (2,66 ГГц), Intel Core i7 (2,93 ГГц)

Память 4—16 ГБ

Устройства хранения данных 1—2 ТБ

Вывод: стационарник (IMac) мощнее планшета(IPad).

P.S. инфа взята с википедии.

Прочитайте внимательно мой коммент и вы поймете что я говорил об аймаке 2001 года. Если его было достаточно для образования то айпада точно достаточно. Айпад к тому же еще и портативынй.

Правильно, зачем мелочиться, сравни его с компами 80х - вообще будет чудо-планшет! :-)

Плюсую. Планшет - устройство для просмотра контента, это просто чуть навороченный телевизор.

Про камеру для определения, сколько ребенок прочитал: сразу представил, как дети будут хакать сиё чудо, типа "погляди в планшет за шоколадку" или вообще в интернете будут публиковаться ролики с записью движения глаз)

Если тестирование не несет негативных последствий, то зачем хакать?

Простой пример - проверка орфографии в вопле - тебя же не унижают подчеркнутые слова? Ты же не хакаешь комп, чтобы создалась иллюзия того, что все слова написаны павильно?

Вопль - это ворд по версии проверки орфографии на iPad. Как видно, любую технологию надо отлаживать пока.

А в "павильно" - тоже iPad виноват? Ах нет, он же не может быть виноват, он же суперудобен. Это ты сделал две опечатки на одну строку. Беда-беда. А ведь в школах за такое ставят двойку...

Согласен с автором. Будет революция в области образования. И планшеты в ней первая волна. Кстати, концовка статьи пересекается с моей прошлогодней статьей.

"Букварь для благородных девиц" прочел с удовольствием с подачи Shadow. Может кто-нибудь еще подскажет фантастику на тему образование?

Автору: Что рекомендуете прочесть у Роберта Хорна ?

У Роберта Хорна есть очень хорошая книга "Visual Language", единственный в мире учебник по этой теме. Плюс статьи про структурированное письмо. Вообще, все, что он пишет - это круто. Рекомендую.

Статью прочитаю, спасибо. Если есть желание поучаствовать в проекте по планшетам, пишите на почту.

© 2017 Trend Club