Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Архив → Лунные архитекторы

«Земля – это колыбель человечества, но вечно нельзя жить в колыбели».

                                                                                                                          К.Э. Циолковкий

 

"Когда человечество проходит великие исторические рубежи, которые благодарные и гордые потомки будут вспоминать через столетия и тысячелетия, нам, современникам, трудно понять и в должной мере оценить непосредственно значение видимого и переживаемого.

Из века в век росла власть человека над силами природы, но тысячелетиями он был привязан к матери Земле. Еще сохранились в памяти многих первые шаги авиации — начало соревнования человека с птицами. Но теперь какой орел может сравниться хотя бы с ТУ-104? Человек неутомимо движется дальше. Он вступил в соревнование в искусстве полета со светилами небесными."

 

Вот так достаточно пафосно и амбициозно начиналась статья  "Зодчество в космосе" в 12 номере советского журнала "Техника-молодёжи" за 1957 год. Конечно многое изменилось с тех пор.  Политика демонстративного соревнования СССР и США сменилась международной программой.  Космические полёты перестали быть доказательством превосходства одного режима над другим. Да и представления человека о Вселенной претерпели некоторые изменения. Но уже тогда, в далёкие 50-е Космос  обрёл свой архитектурный образ.

 

От самых первых попыток преодолеть земное притяжение до масштабных космических программ человечество прошло большой путь,  внушающий и гордость и уважение. И на всём протяжении этого пути проблема освоения космического пространства была прерогативой физиков и инженеров.  Но с началом полётов в Космос человека диапазон научных отраслей значительно расширился, взять хотя бы космическую медицину,  на счету которой, к слову, немало научных разработок, применимых в обычной, земной практике.  Однако, мне интересен другой сектор, дополнивший  космическую "платформу" и в будущем вполне способный кардинально изменить не только представления человека о Космосе, но и само существование в нём.  Этот сектор - архитектура.  В рамках последних космических тенденций именно она является одним из приоритетных  векторов развития и по сути способна открыть новые возможности в освоении ближайших планет. 

 

С одной стороны это может показаться фантастикой, строительство в космосе - это не запуск ракеты.  Однако, как показывает история многое фантастическое когда-нибудь приобретает материальную оболочку. Идея  о внеземной архитектуре имеет богатую и длинную историю.  Ещё в  1870 году  американский священник Эдвард Эверетт Хейл (его сан, пожалуй почти ирония судьбы) опубликовал роман "Кирпичная Луна", а спустя почти 10 лет Жюль Верн в романе «500 миллионов бегумы» "запустил" свою орбитальную станцию. Конечно невероятные фантазии писателей так и остались бы художественным вымыслом, если бы не получили новый виток развития в трудах Константина Эдуардовича Циолковского. Его теория "эфирных поселений" в своё время была поистине революционной, в СССР её  рассматривали как вполне реальный проект. Основным  материалом космического зодчества в теории Циолковского  стал  эфир, электромагнитные поля и волны.  Учёный предлагал разместить в невесомости сотни "эфирных" станций, обручем огибающих звезду по имени Солнце. При этом модули  должны были вращаться, чтобы создать искусственную гравитацию - имитацию земного притяжения. Корпуса же "эфирного ожерелья" планировалось создавать на Земле, а затем на грузовых ракетах - своеобразных эфирных пушках доставлять на орбиту для конечной сборки.  В последствии  теория советского учёного стала основой для многих других проектов внеземного строительства.

 

Но главным объектом архитектурных фантазий и амбиций человека,  в частности как ближайшее космическое тело, и по сей день остаётся Луна.  Именно с ней связаны ближайшие перспективы развития космической науки и промышленности. 

Во-первых, создание лунной базы существенно упростит и ускорит освоение её поверхности, которое в свою очередь открывает большие экономические перспективы.  Во-вторых , на Луне, как на естественном спутнике, есть возможность

следить одновременно за целым полушарием нашей планеты,  осуществляя  комплексный мониторинг :  метеорологических исследований, контролирования  стихийных бедствий и т. д.. Для научных же специалистов Луна в первую очередь - потенциальный плацдармом для дальнейших, более далеких космических экспедиций.  Нельзя не упомянуть и военный интерес, связанный прежде всего с  испытаниями ядерного оружия. А сравнительно недавно Луна (вновь) стала рассматриваться и как дополнительная среда обитания. Целый ряд учёных на сегодняшний день одной из главных целей, да и причин освоения космоса видят именно поиск новой среды (планеты) обитания. В частности Стивен Хокинг - британский астрофизик - считает, что выживание человечества напрямую зависит от  освоения и создания условий жизни в космосе в ближайшие 100-200 лет.

 

 Но вернёмся к архитектуре.  Вполне естественно, что с увеличением времени пребывания человека в Космосе, увеличивается и  физическая и психологическая нагрузки. При этом  сама среда, непосредственно окружающая человека, оказывает колоссальное влияние на подсознание, от которого в конечном счёте зависит и эффективность проводимой работы и здоровье человека. В организации этой среды  масса нюансов:  начиная функциональным зонирование и заканчивая цветовым решением, она формирует фон, который в итоге и оказывает основополагающее влияние на жизнь и работу человека.  При проектировании обычных земных офисов учитываются десятки факторов, способных улучшить как физическое, так психологическое состояние человека на рабочем месте, и как следствие повысить результаты его работы.  Комфортная  среда всегда была залогом повышенной производительности труда.  А создание такой среды - одна из основных задач архитектуры.  Так почему же работа в столь специфической среде, как космическое пространство, должна идти в обход упомянутого принципа?

К чести  отечественной космонавтики архитектурная составляющая  уже в 60-е годы вошла в состав космического проектирования.  С 1965 года началась работа по разработке лунного поселения. Причём сама разработка приобрела почти государственное значение, а её масштабы вышли далеко за пределы одного "модуля". Для проекта была собрана целая команда градостроителей, инженеров и архитекторов во главе с Владимиром Павловичем Барминым - главным конструктором  КБ общего машиностроения. В связи со специфическими условиями  самой поверхности  и атмосферы спутника в качестве прототипа космического поселения  был  взят поселок Мирный - тогда  главная антарктическая станция.

Лунный проект складывалась из нескольких цилиндрических модулей. А принцип формирования и построения формы этих модулей в какой-то степени продублирован создателями знаменитого  TransHab`а :  механизм их "сборки"  предусматривал  "надувание". Некоторые элементы этих "цистерн"-модулей планировалось изготавливать из особых металлов с механической памятью. Сжатые для транспортировки, на месте модули восстанавливали изначальную форму при нагревании в 100о - 120о С. Для защиты от радиации и мелких метеоритов станцию планировалось засыпать сверху лунным грунтом – реголитом.

Внутри же применялись замкнутые системы жизнеобеспечения: из углекислого газа получали кислород;  использованная вода очищались; из жидких и твердых отходов с помощью водорослей хлореллы получали биомассу, пригодную для питания. В помещениях предполагалось устроить зеленый уголок, который разработчики назвали «фитотрон», предназначенный для снабжения лунных космонавтов кислородом и дополнительной пищей.

Подобные технологии для того времени, на мой взгляд, что-то фантастическое.

Внутри станции было сформировано полноценное  пространство жилого комплекса. Но самым интересным  решением в этом проекте была организация пространства с психологической стороны.  Последствия длительного пребывания в замкнутом изолированном пространстве - неизбежное подавление психического состоянии.  И для снятия подобного рода напряжения одних комфортных условий зачастую бывает мало. Необходимо максимально разнообразить окружающую среду. Архитекторы, привлечённые к этому проекту, предложили установить фальшивые окна со сменным пейзажем и сделать  съёмку подмосковного леса, чтобы космонавты смотрели её во время тренировок на велотренажёрах. Для того времени это были сенсационные предложения, которые впоследствии получили широкое распространение и на Земле. 

 

Однако на полпути к реализации почти все проекты лунной архитектуры были свёрнуты - как оказалось финансовая сторона такого освоения Космоса оказалась куда фантастичнее самого освоения. И только сравнительно недавно учёные вновь вернулись к лунным разработкам прошлого.   Да, на сегодняшний день космическая архитектура возможна лишь в рамках международного сотрудничества.  Однако при всех финансовых трудностях Луна  является сегодня   главным  "архитектурным" проектом NASA, что в какой-то степени является и оценкой перспективности лунных проектов в принципе.

 В декабре 2006 года при Главном Космическом Управлении США была сформирована группа лунной архитектуры - Lunar Architecture Team.  А ещё несколькими годами ранее к разработке космического модуля впервые был привлечён архитектор. Речь идёт о проекте TransHab - трёхэтажном надувном модуле, разработанным архитектором Констанцией Адамс.  Её главной целью было создание не только функциональной, но комфортной для жизни среды.  При всей компетентности и профессионализме инженеров создание в космическом пространстве  среды, пригодной для жизни в полном смысле этого слова, пожалуй, невыполнимая  задача без участия архитекторов и дизайнеров. И тут американские разработчики во многом использовали опыт советских предшественников.

 

Таким образом, организация  пространства (космических объектов), как одна из главных задач архитектуры и одновременно космического проектирования, объединяет эти две отрасли, и в ближайшем будущем вероятнее всего приведёт к появлению новой - собственно космического архитектурного проектирования.  Будущее космонавтики связано с архитектурой, потому как предполагает долговременное пребывание (жизнь) человека в Космосе, а жизнь человека невозможна без создания своей, в какой-то степени буферной среды. В то же время будущее самой архитектуры связано с Космосом. Из него берёт начало современный футуризм  и в него уйдёт архитектура в будущем. Как сказала Констанция Адамс: «Вся архитектура — космическая; земная архитектура — это просто один из ее разделов, который нам наиболее привычен».

  2

Комментарии

Давно уже пора заняться проработкой реальной

КОСМИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. Я, например, даже имею по этой теме свои конкретные предложения. Один из вариантов строительства на Луне изложен в моей статье "Многоэтажная архитектура Луны", которая опубликована на архитектурном портале "Art to Build" (http://arttobuild.ru/). Интересно было бы узнать мнения других людей по этой теме.

Сергей, по конструкциям Вам, как инженеру, может что-либо прокомментировать наверно только опытный архитектор или конструктор. У меня же вопрос по покрытиям и многоэтажности: какие материалы возможно использовать при разбросе температур от +120 до -160 градусов и агрессивной "метеоритной" среде (в силу отсутствия на Луне атмосферы) в многоэтажном, то есть, как я понимаю, не "загрунтованном" здании?

США свернули пилотируемую космическую программу. Наши тоже долетают до выработки ресурса станции - и привет.

Космос не нужен.

Ага. Совершенно не нужен. Вот как роботехника + AI позволят хотя бы корпорациям (а там и рядовым гражданам) начать шахтные работы на Луне - вот тогда все и расцветет.

Откопали же тему, я думала это уже дремучий архив. Что до "нужности" космоса, то думаю всеобщий интерес периодически появляется, сравнительно недавно вот был скачок архитектурной заинтересованности. А специалисты, военные и всякие не особо светящиеся службы по-моему боле-мене стабильно занимаются разработками. Основной вопрос в финансировании, одна страна себе этого позволить уже не может, даже США, тем более при текущем состоянии всемирной и частной экономики. Всё-таки строительство в космосе проект куда более масштабный и дорогостоящий, нежели запуск шатла и станции.

Сегодня я, наконец, могу предложить свой конкретный технический проект для создания в открытом космосе долговременного "эфирного поселения". Смотрите: http://hammer.bas.lv/cent_10.htm#S02.

Циолковский немногим отличается от остальных фантастов того времени.

Фантазировать о лунной архитектуре можно, но бессмысленно. Это не более чем интеллектуальный онанизм, потому как реальная форма зданий будет обусловлена техническими возможностями и инженерными решениями. И никакой пользы в этих фантазиях нет (кроме пропаганды) - реальным инженерам и конструкторам они не помогут.

Как верно отметил автор, проблема освоения космоса - чисто финансовая. В самом деле, у нас даже Земля не заселена, не заселена даже в просто сложных районах, не говоря уже о всяких на(под)водных или воздушных городах, а тут как бы кислород есть, тепло есть и помощь (если что) прибудет в течение пары дней (недель), а не "никогда".

Мне кажется, что осваивать Луну будут не люди, а роботы - им намного проще. Собственно, роботов на Луне уже побывало больше, чем людей. Так что, освоение Луны, это не задача для героических космонавтов, а для пофигистичных программистов - привыкайте, именно мы - будущее человечества. ;-)

© 2017 Trend Club