Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Архив → Лунные архитекторы

«Земля – это колыбель человечества, но вечно нельзя жить в колыбели».

                                                                                                                          К.Э. Циолковкий

 

"Когда человечество проходит великие исторические рубежи, которые благодарные и гордые потомки будут вспоминать через столетия и тысячелетия, нам, современникам, трудно понять и в должной мере оценить непосредственно значение видимого и переживаемого.

Из века в век росла власть человека над силами природы, но тысячелетиями он был привязан к матери Земле. Еще сохранились в памяти многих первые шаги авиации — начало соревнования человека с птицами. Но теперь какой орел может сравниться хотя бы с ТУ-104? Человек неутомимо движется дальше. Он вступил в соревнование в искусстве полета со светилами небесными."

 

Вот так достаточно пафосно и амбициозно начиналась статья  "Зодчество в космосе" в 12 номере советского журнала "Техника-молодёжи" за 1957 год. Конечно многое изменилось с тех пор.  Политика демонстративного соревнования СССР и США сменилась международной программой.  Космические полёты перестали быть доказательством превосходства одного режима над другим. Да и представления человека о Вселенной претерпели некоторые изменения. Но уже тогда, в далёкие 50-е Космос  обрёл свой архитектурный образ.

 

От самых первых попыток преодолеть земное притяжение до масштабных космических программ человечество прошло большой путь,  внушающий и гордость и уважение. И на всём протяжении этого пути проблема освоения космического пространства была прерогативой физиков и инженеров.  Но с началом полётов в Космос человека диапазон научных отраслей значительно расширился, взять хотя бы космическую медицину,  на счету которой, к слову, немало научных разработок, применимых в обычной, земной практике.  Однако, мне интересен другой сектор, дополнивший  космическую "платформу" и в будущем вполне способный кардинально изменить не только представления человека о Космосе, но и само существование в нём.  Этот сектор - архитектура.  В рамках последних космических тенденций именно она является одним из приоритетных  векторов развития и по сути способна открыть новые возможности в освоении ближайших планет. 

 

С одной стороны это может показаться фантастикой, строительство в космосе - это не запуск ракеты.  Однако, как показывает история многое фантастическое когда-нибудь приобретает материальную оболочку. Идея  о внеземной архитектуре имеет богатую и длинную историю.  Ещё в  1870 году  американский священник Эдвард Эверетт Хейл (его сан, пожалуй почти ирония судьбы) опубликовал роман "Кирпичная Луна", а спустя почти 10 лет Жюль Верн в романе «500 миллионов бегумы» "запустил" свою орбитальную станцию. Конечно невероятные фантазии писателей так и остались бы художественным вымыслом, если бы не получили новый виток развития в трудах Константина Эдуардовича Циолковского. Его теория "эфирных поселений" в своё время была поистине революционной, в СССР её  рассматривали как вполне реальный проект. Основным  материалом космического зодчества в теории Циолковского  стал  эфир, электромагнитные поля и волны.  Учёный предлагал разместить в невесомости сотни "эфирных" станций, обручем огибающих звезду по имени Солнце. При этом модули  должны были вращаться, чтобы создать искусственную гравитацию - имитацию земного притяжения. Корпуса же "эфирного ожерелья" планировалось создавать на Земле, а затем на грузовых ракетах - своеобразных эфирных пушках доставлять на орбиту для конечной сборки.  В последствии  теория советского учёного стала основой для многих других проектов внеземного строительства.

 

Но главным объектом архитектурных фантазий и амбиций человека,  в частности как ближайшее космическое тело, и по сей день остаётся Луна.  Именно с ней связаны ближайшие перспективы развития космической науки и промышленности. 

Во-первых, создание лунной базы существенно упростит и ускорит освоение её поверхности, которое в свою очередь открывает большие экономические перспективы.  Во-вторых , на Луне, как на естественном спутнике, есть возможность

следить одновременно за целым полушарием нашей планеты,  осуществляя  комплексный мониторинг :  метеорологических исследований, контролирования  стихийных бедствий и т. д.. Для научных же специалистов Луна в первую очередь - потенциальный плацдармом для дальнейших, более далеких космических экспедиций.  Нельзя не упомянуть и военный интерес, связанный прежде всего с  испытаниями ядерного оружия. А сравнительно недавно Луна (вновь) стала рассматриваться и как дополнительная среда обитания. Целый ряд учёных на сегодняшний день одной из главных целей, да и причин освоения космоса видят именно поиск новой среды (планеты) обитания. В частности Стивен Хокинг - британский астрофизик - считает, что выживание человечества напрямую зависит от  освоения и создания условий жизни в космосе в ближайшие 100-200 лет.

 

 Но вернёмся к архитектуре.  Вполне естественно, что с увеличением времени пребывания человека в Космосе, увеличивается и  физическая и психологическая нагрузки. При этом  сама среда, непосредственно окружающая человека, оказывает колоссальное влияние на подсознание, от которого в конечном счёте зависит и эффективность проводимой работы и здоровье человека. В организации этой среды  масса нюансов:  начиная функциональным зонирование и заканчивая цветовым решением, она формирует фон, который в итоге и оказывает основополагающее влияние на жизнь и работу человека.  При проектировании обычных земных офисов учитываются десятки факторов, способных улучшить как физическое, так психологическое состояние человека на рабочем месте, и как следствие повысить результаты его работы.  Комфортная  среда всегда была залогом повышенной производительности труда.  А создание такой среды - одна из основных задач архитектуры.  Так почему же работа в столь специфической среде, как космическое пространство, должна идти в обход упомянутого принципа?

К чести  отечественной космонавтики архитектурная составляющая  уже в 60-е годы вошла в состав космического проектирования.  С 1965 года началась работа по разработке лунного поселения. Причём сама разработка приобрела почти государственное значение, а её масштабы вышли далеко за пределы одного "модуля". Для проекта была собрана целая команда градостроителей, инженеров и архитекторов во главе с Владимиром Павловичем Барминым - главным конструктором  КБ общего машиностроения. В связи со специфическими условиями  самой поверхности  и атмосферы спутника в качестве прототипа космического поселения  был  взят поселок Мирный - тогда  главная антарктическая станция.

Лунный проект складывалась из нескольких цилиндрических модулей. А принцип формирования и построения формы этих модулей в какой-то степени продублирован создателями знаменитого  TransHab`а :  механизм их "сборки"  предусматривал  "надувание". Некоторые элементы этих "цистерн"-модулей планировалось изготавливать из особых металлов с механической памятью. Сжатые для транспортировки, на месте модули восстанавливали изначальную форму при нагревании в 100о - 120о С. Для защиты от радиации и мелких метеоритов станцию планировалось засыпать сверху лунным грунтом – реголитом.

Внутри же применялись замкнутые системы жизнеобеспечения: из углекислого газа получали кислород;  использованная вода очищались; из жидких и твердых отходов с помощью водорослей хлореллы получали биомассу, пригодную для питания. В помещениях предполагалось устроить зеленый уголок, который разработчики назвали «фитотрон», предназначенный для снабжения лунных космонавтов кислородом и дополнительной пищей.

Подобные технологии для того времени, на мой взгляд, что-то фантастическое.

Внутри станции было сформировано полноценное  пространство жилого комплекса. Но самым интересным  решением в этом проекте была организация пространства с психологической стороны.  Последствия длительного пребывания в замкнутом изолированном пространстве - неизбежное подавление психического состоянии.  И для снятия подобного рода напряжения одних комфортных условий зачастую бывает мало. Необходимо максимально разнообразить окружающую среду. Архитекторы, привлечённые к этому проекту, предложили установить фальшивые окна со сменным пейзажем и сделать  съёмку подмосковного леса, чтобы космонавты смотрели её во время тренировок на велотренажёрах. Для того времени это были сенсационные предложения, которые впоследствии получили широкое распространение и на Земле. 

 

Однако на полпути к реализации почти все проекты лунной архитектуры были свёрнуты - как оказалось финансовая сторона такого освоения Космоса оказалась куда фантастичнее самого освоения. И только сравнительно недавно учёные вновь вернулись к лунным разработкам прошлого.   Да, на сегодняшний день космическая архитектура возможна лишь в рамках международного сотрудничества.  Однако при всех финансовых трудностях Луна  является сегодня   главным  "архитектурным" проектом NASA, что в какой-то степени является и оценкой перспективности лунных проектов в принципе.

 В декабре 2006 года при Главном Космическом Управлении США была сформирована группа лунной архитектуры - Lunar Architecture Team.  А ещё несколькими годами ранее к разработке космического модуля впервые был привлечён архитектор. Речь идёт о проекте TransHab - трёхэтажном надувном модуле, разработанным архитектором Констанцией Адамс.  Её главной целью было создание не только функциональной, но комфортной для жизни среды.  При всей компетентности и профессионализме инженеров создание в космическом пространстве  среды, пригодной для жизни в полном смысле этого слова, пожалуй, невыполнимая  задача без участия архитекторов и дизайнеров. И тут американские разработчики во многом использовали опыт советских предшественников.

 

Таким образом, организация  пространства (космических объектов), как одна из главных задач архитектуры и одновременно космического проектирования, объединяет эти две отрасли, и в ближайшем будущем вероятнее всего приведёт к появлению новой - собственно космического архитектурного проектирования.  Будущее космонавтики связано с архитектурой, потому как предполагает долговременное пребывание (жизнь) человека в Космосе, а жизнь человека невозможна без создания своей, в какой-то степени буферной среды. В то же время будущее самой архитектуры связано с Космосом. Из него берёт начало современный футуризм  и в него уйдёт архитектура в будущем. Как сказала Констанция Адамс: «Вся архитектура — космическая; земная архитектура — это просто один из ее разделов, который нам наиболее привычен».

  14

Комментарии

Давно уже пора заняться проработкой реальной

КОСМИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. Я, например, даже имею по этой теме свои конкретные предложения. Один из вариантов строительства на Луне изложен в моей статье "Многоэтажная архитектура Луны", которая опубликована на архитектурном портале "Art to Build" (http://arttobuild.ru/). Интересно было бы узнать мнения других людей по этой теме.

Сергей, по конструкциям Вам, как инженеру, может что-либо прокомментировать наверно только опытный архитектор или конструктор. У меня же вопрос по покрытиям и многоэтажности: какие материалы возможно использовать при разбросе температур от +120 до -160 градусов и агрессивной "метеоритной" среде (в силу отсутствия на Луне атмосферы) в многоэтажном, то есть, как я понимаю, не "загрунтованном" здании?

США свернули пилотируемую космическую программу. Наши тоже долетают до выработки ресурса станции - и привет.

Космос не нужен.

Ага. Совершенно не нужен. Вот как роботехника + AI позволят хотя бы корпорациям (а там и рядовым гражданам) начать шахтные работы на Луне - вот тогда все и расцветет.

Откопали же тему, я думала это уже дремучий архив. Что до "нужности" космоса, то думаю всеобщий интерес периодически появляется, сравнительно недавно вот был скачок архитектурной заинтересованности. А специалисты, военные и всякие не особо светящиеся службы по-моему боле-мене стабильно занимаются разработками. Основной вопрос в финансировании, одна страна себе этого позволить уже не может, даже США, тем более при текущем состоянии всемирной и частной экономики. Всё-таки строительство в космосе проект куда более масштабный и дорогостоящий, нежели запуск шатла и станции.

Сегодня я, наконец, могу предложить свой конкретный технический проект для создания в открытом космосе долговременного "эфирного поселения". Смотрите: http://hammer.bas.lv/cent_10.htm#S02.

Циолковский немногим отличается от остальных фантастов того времени.

Фантазировать о лунной архитектуре можно, но бессмысленно. Это не более чем интеллектуальный онанизм, потому как реальная форма зданий будет обусловлена техническими возможностями и инженерными решениями. И никакой пользы в этих фантазиях нет (кроме пропаганды) - реальным инженерам и конструкторам они не помогут.

Как верно отметил автор, проблема освоения космоса - чисто финансовая. В самом деле, у нас даже Земля не заселена, не заселена даже в просто сложных районах, не говоря уже о всяких на(под)водных или воздушных городах, а тут как бы кислород есть, тепло есть и помощь (если что) прибудет в течение пары дней (недель), а не "никогда".

Мне кажется, что осваивать Луну будут не люди, а роботы - им намного проще. Собственно, роботов на Луне уже побывало больше, чем людей. Так что, освоение Луны, это не задача для героических космонавтов, а для пофигистичных программистов - привыкайте, именно мы - будущее человечества. ;-)

© 2019 Trend Club