Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Архив → Последний признак супердержавы

 

«В  Концепции   долгосрочного   социально-экономического     развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что  в  середине  текущего  десятилетия  российская   экономика оказалась перед долговременными  системными  вызовами,  отражающими   как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает  преодоление  имеющихся  негативных  тенденций  в   развитии человеческого потенциала, которые в  том  числе  характеризуются   низким качеством и  снижением  уровня  доступности  социальных  услуг  в  сфере образования.

В соответствии с Концепцией долгосрочного   социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является  достижение  уровня  экономического  и  социального    развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой  державы  XXI   века, занимающей передовые позиции в глобальной  экономической  конкуренции  и надежно   обеспечивающей   национальную   безопасность   и     реализацию конституционных прав граждан.

<…>

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011   - 2015 годы  является   обеспечение     доступности качественного образования, соответствующего  требованиям   инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации».

Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы".

Это очень большой документ. В нём девятнадцать тысяч слов, и все они - радостные.  Больше сотни вордовских листов.  Но в нём всего пять раз встречается слово «интернет». Внимательное прочтение распоряжения (не сильно увлекательное занятие) не даст ответ на вопрос, как государство, претендующее на статус «ведущей мировой державы» и осознающее всю важность «инновационных преобразований» будет реформировать систему образования практически без участия технологий Web 2.0.

Придирчивый читатель обратит внимание на сумму прогнозируемого объёма финансирования программы: 137908,8 млн. рублей. Боже мой, сколько это? 137 908 800 000, т.е. 137 миллиардов рублей, что по текущему курсу составляет почти 5 миллиардов долларов. Не так уж и много, если сравнивать с целевыми программами других «ведущих мировых держав». Да что уж там, одна только компания Intelна свой новый завод потратит ровно такую же сумму.

Тем не менее, при умелом управлении, система Российского образования с благодарностью воспримет прилив свежей «крови». Скептики отметят, что тому трупу, в который превратилась Советская фундаментальная школа, уж точно ничего не повредит, но и лучше не станет. Сколько денег не вливай, часть всё равно разворуют, а оставшееся потратят с как можно большим идиотизмом. Увы, на то есть всё основания. Первая стадия реформы, проводившаяся с 2006 года, принесла горькие плоды создателям.

Как оно могло выглядеть в действительности. Мысли учащихся – Randall.

В конце 2010 года в 180 московских школ были закуплены 6764 компьютеров MacBook и 200 минидесктопов Mac Mini  на общую сумму в 397 миллионов рублей. Для московских школьников, как и любых других школьников России, характеристики заказанных компьютеров избыточны. Компьютеры фирмы Apple, с предустановленной системой MacOS, не способы адекватно решать задачи образовательного стандарта. Понимают это и в некоторых школах, где проблему решили радикально, установив на Appleсистему Windows 7.

Стоимость продукции Appleмного выше аналогичных по конфигурации PC, а спектр выполняемых задач уже. Но выделенные на развитие образования деньги обязательно нужно потратить, иначе в следующем году их могут выделить в сокращенном объёме, или не выделить совсем.

***

Посёлок Жирикен, Забайкальский край. В рамках проекта «Компьютер для школьника» будет поставлено 710 компьютеров ASUS Eee PC с установленным лицензионным программным обеспечением Microsoft Student Innovation Suite (Windows XP Starter Edition, Microsoft Office Home and Student, Microsoft Math, Learning Essentials  for Microsoft Office и Windows Live Mail). Проект «Компьютер для школьника» реализуется в крае с 2007 года в партнерстве с корпорациями Intel, Microsoft и ASUS. Цель проекта - содействие модернизации системы образования через использование информационных технологий в учебном процессе школы. И его стоимость много, много ниже программы «омакбучивания» Москвы.

В рамках этого же проекта весной 2011 года 7 тысяч нетбуков ASUSпоступят в школы Волгограда. Показательно, что за проектом стоит не Министерство Образования, а Некоммерческий Фонд «Вольное Дело» - одна из крупнейших российских благотворительных организаций, основанная в 1998 году для реализации благотворительных и социальных программ на территории России.

У благотворительного фонда нет миллиардов, поэтому все траты тщательно согласуются и рассчитываются. Что нужно школам, как сократить расходы, но при этом в полной мере обеспечить школьников удобными инструментами для обучения. Нетбуки не могут похвастаться производительными системами, но их характеристик хватает для всех насущных образовательных процедур.

***

У нас есть деньги на развитие, но нет чёткого понимания, как и куда эти деньги вкладывать. Количество компьютерной техники в школах – не показатель развития системы образования. Даже когда в стране на каждого школьника будет по несколько компьютеров (в школе, дома, и планшет для путешествий между школой и домом), никакой качественный «рывок» мы не совершим. Техника должны бать, но при этом она должны быть необходима  учащимся.

Дальнейшее развитие невозможно без сокращения бумажной документации и полной виртуализации школы. Да, в идеале мы должны отказаться от устаревшего института школьного образования. Прощайте, старые пожароопасные здания, прощайте пыльные доски и скрипучий мел, перемены и отвратительные школьные завтраки, навсегда забудем о прогулах, задумчивых горьких затяжках в туалете, прощайте те несколько секунд счастья, когда секундная стрелка подбирается к последней черте, а за окном почти уже лето, три месяца пота, дружбы и отчаянной храбрости, бесконечность свободы, приключений и… Простите.  Образование на дому, через интернет – вот будущее современной Российской школы. Будущее, судя по всему, весьма отдалённое.

Такие университеты как Беркли, Йель, MIT(надеюсь, в представлении не нуждаются) уже давно осуществляют планомерный переход к полной виртуализированности. Сотни открытых для изучения дисциплин, лекции в MP3, лекции в видео-формате, он-лайн лекции в прямом эфире из аудиторий, текстовый электронные лекции, он-лайн практики, многосерийные образовательные передачи, мастер-классы и многое другое. Open Yale University после полного курса виртуального обучения и дистанционной сдачи экзаменов, предоставляет реальный диплом.

Университет, конечно, не школа, не решает важную задачу обучения подростка навыкам общения. Но это неизбежно. Да, писать от руки полезно, развивает кинетическую и другие виды памяти. Но мы отказываемся от этого в пользу электронного ввода информации. Общение в школах полезно, но мы откажемся от этого в пользу будущего. Неужели дети, получающие сейчас образование на дому, менее развиты, чем их сверстники в обычных школах? Сильно сомневаюсь.

***

План развития ПРОГРАММЫ предусматривает всё, что угодно, кроме всего, что необходимо. Нет Web 2.0 технологий, нет дистанционного обучения, нет полновесных дипломов, получаемых через интернет, нет виртуализации школы, и полностью отсутствует план перехода школьного образования в сеть. А без этого, на мой скромный взгляд, и речи быть не может о «ведущем положении в 21 веке». Мы супердержава-динозавр, медленно тонущий в болоте собственных амбиций. У нас есть ржавеющие арсеналы наземного, атмосферного и подводного ядерного оружия (да, такое есть только у нас, США и в Китае), и более ничего к «супер» нас не причисляет. Советскую школу давно похоронили и крест сверху водрузили, чтобы не вылезла. Единственно верный для нас способ сравняться с прогрессивными странами – нанести по ним тактический ядерный удар. Впрочем, есть ещё один путь. Вот сейчас в 2015 году закончим с этой образовательной программой и обязательно к нему перейдём, в нужном направлении реформирования. Обязательно. Обязательно.  

Всем, интересующимся этой темой, я рекомендую к изучению следующие материалы: Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы", Skype в школах, Дополнительное образование в сети,  7 критериев виртуализации школы,  Google и обучение, Электронная почта в школах, Сеть для инноваторов, Интернет для преподавателя, Телекоммуникационное устройство помогает больному подростку учиться в школе, Управление образование в сети, Удаленное обучение на основе Open Source — BigBlueButton, Виртуальное будущее университетов, Проект Электронный Дневник Учащегося в России, Подход к образованию по-английски, Образование должно быть дванольным!, Образовательные возможности Веб 2.0 Веб 2.0-сервисы Интернета.

  26

Комментарии

Ожидаю комментов в стиле "школа помогает в социализации", "без учительского надзора никто не будет ничего делать" и прочей самодиагностики.

Система образования действительно устарела. Она не интерактивна, между учителями, учениками и их родителями накопились неустранимые противоречия. С бурным ростом реального рынка профессий, стала очевидна низкая реальная стоимость среднего и высшего образования. Система впала в коллапс - с одной стороны ей не дают меняться люди, которые кричат как резаные даже от изменения пола у слова "кофе", с другой стороны ей нельзя не меняться, с третьей стороны - в нее идут в основном неудачники не сумевшие реализовать себя в других профессиях и не способные ни к изменениям, ни к отсутствию оных.

Сколько себя помню, реформа образования в России/СССР процесс перманентный. Нет конца и края, а толку ноль целых и столько же десятых.

Я вот думаю, что неужели так плохо всё, но вот хочется сказать что-то положительное. В общем, следующий пост будет более оптимистичным.

Я когда увидел эту «портянку», то невольно поймал себя на мысли что не знаю в какой школе учат так излагать мысли и идеи. Всё ОЧЕНЬ плохо. Школа уже давно воспринимается обществом как «группа продлённого дня», как место временного содержания детишек, пока их родители «работают».

Да они там упоролись на отличненько! Закупить дофига макбуков, потом поставить на нем семерку, а потом отдать их в школы. У России ну настоолько много денег, что она может выкидывать их попусту? почему не alienware или элитные углепластиковые Vaio? Мдаа. Вообще, благое дело, но дурное ужасно.

Это отлично смотрится на фоне перевода школ на недоделанный линукс с целью экономии средств.

идеально компенсирует. там мы грандиозно выпендриваемся, а там мы экономим. Но они наверно забыли. что им еще предстоит доооолгий геморрой с виндой на маках, особенно с семеркой..

Да, Россия верно губит свое будущее. Ведь образование- это и есть наше будущее. Я уже боюсь представить, чему будут учиться мои дети. И как они будут этому учиться.

Ну, а вы-то сами чему учились? Сколько процентов знаний из школьной программы, выходящих за рамки "читать-писать-считать" вы используете в повседневной жизни и работе?

Пока не поборем коррупцию, эти деньги будут уходить в карманы чиновников. Купить макбуки, а потом потратить деньги на лицензионную 7 верх идиотизма и разбазаривания средств.

А при чем тут коррупция? Это стандартная проблема - на школу внезапно свалился излишек денег, его нужно потратить до конца отчетного периода, а все остальное - местечковый идиотизм из серии "хотели как лучше, получилось - как всегда".

Ахахахахахаахахаха. Идем на сайт эппла и смотрим цену макбука - "just 999$" Выбираем максимальную конфигурацию, так как на наименьшей - вообще ужас. итого у нас один макбук стоит каких-то $1199. умножаем жалкие (коре два дуо, 4 гига оперативки и 500 гиговый винт за какие-то жалкие штуку баксов) $1199 на 6 764 и получаем 8 110 036 баксов. Переводим usd in rur (with google). Итого: 8 110 036 долларов США = 232 659 246 российских рубля.

Давайте взглянем на мак мини. Если выбрать не сервер а обычный мини, то он стоит те же $1199. умножаем на 200 получаем 239 800 долларов США, что ровняется 6 879 339.03 российских рубля. Плюсуем все это вместе..

232 659 246+ 6 879 339.03=239 538 585.03 рублей

Итого: 397000000 - 239 538 585 = 157 461 415 Итог таков, что 157351415 рублей ушло куда-то в неизвестные дали. Заметьте, я брал максимальные конфигурации, т.е. это минимальная разница.. Судите сами, что да как.

Пилят? (обратите внимание на знак вопроса).

Вы слышали что-нибудь о платном ПО?

Что же можно поставить на почти 200 миллионов рублей на 7000 школьных компьютеров?

Воздух.

200,000,000 / 7,000 = 31 тысяча рублей.

28.5 конечно же. Автодобавление комментария бесит, да. 5р. уйдет только на ОС, остальное - учебные программы.

Вы слышали что-то о Enterprise версиях ПО?

© 2018 Trend Club