Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Архив → Энергетика: запас прочности

Тайланд и Камбоджа до сих пор делят джунгли. По сути идет война, которая не мешает работать пропускному пункту на границе в Пойпете, дипломатам и линии электропередач, идущей вдоль шоссе и передающей сгенерированную в Тайланде электроэнергию более бедному соседу. На фоне рисовых полей и крестьян с велосипедами, набирающими траву для коров, новые столбы и гладкий асфальт впечатляют. Своей генерации у Камбоджи нет, Тайланд, насколько я могу судить, в первую очередь ориентируется на гидроэлектростанции.

Европа, причем одна из самых богатых стран региона - Франция. Только что в столице в тестовом режиме запустили аренду электромобилей. Как велосипеды, которые уже можно было взять в Париже - берете на одной стоянке из многих по городу, платите (дороже, конечно, вы не в Тайланде), оставляете на другой. Точно так же с электромобилями, заряда хватает часа на четыре, т.е. с “заправками” для них в столице уже все хорошо. Напомним, Франция чуть ли не единственной из европейский стран не испугалась Чернобыля и сейчас подавляющая доля в генерации у атомной энергетики.



Совсем разные ситуации - богатая вторая по значимости в Евросоюзе держава и обнищавшие наследники королевства Кхмеров. Электричество нужно всем, недавно в сети видел забавную иллюстрацию к этому: “Wikipedia: я знаю все. Google: я найду все. Facebook: я знаю всех. Электричество: Ну-ну, поговорите у меня”. Кажется, где здесь место для фантазий о будущем - технологии отработаны, ну, двигаются многие страны к возобновляемым источникам (приливным, ветряным и т.п.), КПД которых пока не достигает традиционных не возобновляемых.

Оказывается, простора для футуристики здесь более чем. В “Вокруг света” недавно была статья научного редактора журнала о сверхпроводимости. Помните, при сверхнизких близких к абсолютному температурах некоторые материалы теряют сопротивление, передающаяся энергия не тратится на обогрев окружающей среды и потери на трассе практически исчезают. Это очень сильно, только ко всем линиям электропередач жидкий гелий или азот не подашь, значительно легче и дешевле стерпеть потери.

Так вот оказывается, что на месте изучение сверхпроводимости не стоит. Ученые находят новые материалы (как ни странно, среди них.. керамические изоляторы, т.е. при обычной температуре он ток в принципе не проводит, а при сильно пониженной - ведет себя совсем иначе), у которых верхняя граница температуры, при которой эффект сверхпроводимости еще сохраняется, уже значительно выше. Охлаждать жидким азотом (когда-то это был большой скачек по стоимости по сравнению с жидким гелием) еще приходится, но кроме совсем коротких участков на станциях уже существуют сверхпроводники (металл как несущая конструкция, затем сам сверхпроводник и изоляция) насчитывающие пару сотен метров! Их пока буквально несколько, все в США, пишет “Вокруг света”.



Есть нюансы, касающиеся устойчивости к магнитным полям рядом с таким проводником - сейчас чем выше температура сохранения эффекта, тем меньше такая устойчивость. Но все равно, не знаю как вас, а меня такие новости (для меня по крайней мере новости) очень вдохновили. Если представить, что в итоге появится сверхпроводник, работающий при обычных температурах, то все немецкие ветряки и баржи Google, запитывающие дата-центры компании энергией приливов, покажутся незначительными идеями на фоне новой экономии на передаче электричества. Тайланд легко сможет раздавать не только Камбодже, а французы - запустить электромобили не только в столице.

  4

Комментарии

Сверхпроводящая высокотемпературная керамика была бояном уже в девяностые.

"С открытия высокотемпературных сверхпроводников прошло 25 лет, но пока нет общей теории, объясняющей их свойства. А между тем обнаружено еще десятка полтора разных классов сверхпроводящих материалов. Поиски часто приносят неожиданности вроде обнаруженного в 2001 году органического соединения, обладающего сверхпроводимостью только в чрезвычайно сильном магнитном поле. Так что, кто знает, возможно, прямо сейчас где-то уже тестируется вещество, сохраняющее сверхпроводимость при комнатной температуре".

Не так и много можно будет на этом сэкономить. Да больно это дорого - делать проводку из сверхпроводника. Сверхпроводник пригодится, например, для создания транспорта на магнитной подушке.

Зачем транспорт на магнитной подушке? Есть же метро и монорельс - потери от трения там незначительны.

Зачем автомобиль? Есть же лошадь, затраты на овёс меньше, чем на литр бензина (по крайней мере тогда, когда они только появились, были меньше :)

Автомобиль очень даже зачем. Топливо - один из самых серьезных бизнесов. А с овса какой профит?

Думаю когда автомобили вытесняли гужевой транспорт, продавцы овса тоже были очень недовольны :) Но самые дальновидные в очередную осень закупили не пару вагонов овса, а вложились в скважину в Баку...

Ага. Значит, сейчас дальновидным будет - вкладываться в магнитное поле Земли? :)

А это идея для неплохого бизнеса - продавать магнитное поле Земли! :)

Автомобиль стал массовым когда он начал выигрывать у лошадей, а до того момента был просто чудной игрушкой для фриков, как сейчас электромобиль.

Поэтому, я спрошу еще раз: в чем профит от транспорта на магнитной подушке перед сегодняшним рельсовым транспортом? Профит в КПД не очевиден, инфраструктура подорожает даже не в разы, а на порядки, добавятся серьезные ограничения на грузоподъемность, сложная задача на гашение вертикальных колебаний, проблема экстренного торможения и так далее. При этом проблема трения решается на данный момент более простыми путями - шлифовкой и смазкой.

Будущее нас рассудит :)

Да фиг с ним, с трением. Скорость - наше всё! Какой русский не захочет прокатиться вокруг Гималаев со скоростью километров в час так пицот? Насколько быстрее станет ехать на работу из-за мкада?

А если серьёзно, то сверхпроводимость при комнатной температуре - это, во-первых, почти антигравитация. Во вторых, потери энергии в процессорах, трансформаторах, и так далее порой намного важнее, чем в высоковольтных линиях. Многие приборы можно будет значительно упростить с использованием сверхпроводников. Не на одном маглеве свет клином сошелся.

Да кто бы спорил, что сверхпроводимость при комнатной температуре - это не просто круто, это - новая техническая революция. Но вот незадача, такого чуда чудесного нет даже на обозримом горизонте, увы. Как нет ХЯС, телепортации и разумных нанороботов.

Магнитные автобусы - не воняют выхлопом!

Э-ко-ло-ги-я!

Троллейбусы же!

Кстати. А что выгодней? Есть где-нибудь статистика?

Статистики не видел. В интернетах пишут, что троллейбус выгоднее, но очень не сразу. Потому как требует хорошей дороги, больших вложений в инфраструктуру и дешевой электроэнергии.

© 2019 Trend Club