Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Архив → Как меняется образование

В среду 5 октября депутаты Государственной думы внесли на рассмотрение поправки в законодательство, касающееся образования. Как передали новостные ленты, в нем вводится понятие “электронного обучения” и устанавливается возможность его использования “при реализации всех образовательных программ и при всех существующих формах получения образования”. Проще говоря в случае принятия для получения аттестата не обязательно будет появляться в школе. Постоянно по крайней мере.

Это было бы сильно, электронных учебников накопилось уже достаточное количество, каналы связи в больших богатых городах проведены даже в школы, такое обновление законодательства могло бы сильно изменить учеников. В любую сторону в принципе, это уже не от законов зависит, а от их мотивации и силы воли. Отвлечемся от теории, спустимся на землю, посмотрим что сейчас на практике есть в школах столицы (!) России.

Сегодня глава московского департамента ИТ заявил, что 10 Мб/c канал проведен в каждую школу города. Что касается внутренних локальных сетей, то там все хуже. Если начальной школе (1-4 классы) обещают уже в 2011 г. 10 Мб/c Wi-Fi подключение во всех кабинетах, где занимаются “первоклашки”, то средняя школа (5-11 классы) в этом году на такой же скорости получит только половину кабинетов информатики, причем не обязательно по беспроводной сети, а в том числе и по Ethernet. Т.е. пока даже Москва и Казань доделывают инфраструктуру - раздают ноутбуки учителям, строят коммутируемые сети, выносят обслуживание на аутсорсинг, т.е. внешние контракты вместо найма администраторов и т.д.

Но фантазия, немного фантазии. Если без форс-мажора, то низкоуровневая рутина когда-нибудь закончится и вот тогда. Электронные дневники и журналы, которые родители просматривают удаленно, таких решений уже хватает и децентрализованно отдельные школы уже их внедрили. Видеоконференцсвязь для подключения к занятиям практиков с предприятий или вузовских преподавателей при подготовке к поступлению. Планирование учеником своего времени в том же электронном дневнике, что-то наподобие аутлука. Общение с носителями языков при их изучении, да хоть бы через тот же italki. Трехмерная игровая модель большого адроного коллайдера для интересующихся физикой. И так далее, и тому подобное, от возможностей дух захватывает.

Проблема накопления знаний человечеством известна - при существующих методиках их стало слишком долго передавать. Часто в современных городах здоровенный дядя, который уже мог бы и полком командовать и трех детей успеть родить все еще продолжает получать знания, которые забудет через пять лет уже навсегда. Специалист высшей квалификации готовится порядка 15 лет, не считая начальной практики после первого выхода на работу, до которой, по совести говоря, не сильно он полезен.

Сможет ли электронное образование изменить это? Само по себе нет. На школьном Wi-Fi можно просидеть в чатах и World of Warcraft, а не энциклопедиях и italki, например. Как обычно - техника и сетевые образовательные сервисы дадут возможность узнать то же за меньшее время. Воспользуемся ли мы этим - зависит от харизмы и увлеченности преподавателей и целеустремленности учеников. Этого уже не дадут железо и ПО.

  13

Комментарии

Уважаемый android! Вы пишите: "Сможет ли электронное образование изменить это? Само по себе нет."

Полностью с Вами в этом согласен. Однако, на мой взгляд, зависимость "от харизмы и увлеченности преподавателей" - для "специалиста высшей квалификации ", о котором Вы пишите - минимальна. Если брать в среднем(!) по стране (за исключением коммунистических стран), то уровень потребности в образовании у молодежи определяется тем, насколько оно (образование) приносит прибыль.

Другими словами, по моему мнению, вне зависимости от каких-либо образовательных реформ уровень образования среднестатистического специалиста в точности соответствует среднему по стране технологическому и наукоемкому уровню экономики. В одних регионах - немного больше, в других - немного меньше.

Аргументы в пользу данного вывода я привел в своем посте http://trendclub.ru/7648 . Если будет желание, почитайте.

Да, это задача государства раскрыть "добавочную стоимость" образования. Это даже не вопрос одного - двух новых предметов, а целой культуры образования, над созданием которой должны трудиться не одно минестерство образования. В России к сожалению сейчас образование носит скорее функцию "входного билета", в вакансиях не пишут чаще всего какое должно быть образование, достаточно того, что оно "высшее". И в то же время громадное количество вузов работает "в пустоту", готовит экологов, физиков, химиков, которые после института кладут свой диплом на полку и идут работать "менеджерами".

Проблема нынешнего образования переходит из материальной составляющей в психологическую. В наше время сильно не хватало знаний - в библиотеках был устаревший хлам, найти что-то нужное и актуальное было непросто. Сейчас, во времена Гугла и Вики, найти нужную информацию элементарно. Если мы сталкивались с нерешаемой задачей, то спросить чаще всего было не у кого. Сейчас существует масса специализированных форумов, где новичку помогут и все объяснят бесплатно. При этом цена компьютера уже упала ниже средней заработной платы, а безлимитное подключение к интернету в крупных городах стоит и вовсе копейки. Можно долго рассуждать о том, что детей надо учить иначе, что надо привлекать их внимание и заинтересовывать: учитель биологии должен показывать сиськи, учитель химии - взорвать что-нибудь, а учитель физики - собрать боевого киборга. Однако, все эти попытки превратить учителей в цирковых клоунов - попытка лечить симптом, а не болезнь. Слово "болезнь", впрочем, тут не совсем уместно. Корректнее будет сказать, что 80% детей не желают ничему учиться и тоскливо отбывают школьную повинность. Именно поэтому школы так похожи на тюрьмы - жесткая дисциплина, свобода от звонка до звонка, неприятная подневольная работа, лишенная смысла для самого ученика. Ситуацию усугубляет вранье родителей о необходимости образования для достижения успеха в жизни (в дальнейшем - высшего).

Впрочем, дети сами рады обманываться. Вот оттрубил ученик 11 лет в школе. Идти работать? Работу надо найти, на ней придется работать, с нее могут легко уволить. Лучше пойти еще 5-7 лет поучиться. А потом еще на какие-нибудь дополнительные курсы. А затем - айда на второе высшее. И вот человеку под 30, у него два высших образования и нулевой опыт работы. Внезапно выясняется, что многие компании рады были бы его взять на работу, но по факту обладания 2-5 годами опыта работы, а на низкооплачиваемую должность стажера он сам не согласен. Беда просто с такими "специалистами".

"Вот оттрубил ученик 11 лет в школе."

Это понимаете вы, может, некоторые родители, но большинство уверено в такой системе образование(т.е. наличие 11 лет школы), и твердят, что надо "по-старому", без западной реформы образования(на счет ее полезности или бесполезности не рассуждаю), без всяких нововведений. Ребенок то, которому все это говорят, что надо в 6-7 лет идти в школу на 11 лет, принимает это как должное, так надо, сам рассудить он не может, что для него будет полезнее и выгоднее. Все равно с 7 лет надо что то вроде школы, так как ребенок сам образовываться не будет, нафиг ему это надо, лучше пойдет со сверстниками играть. Когда проклюнется собственный интеллект и способность к рассуждению - но это, как правило, бывает только при поступлении в институт, во время учебы там, - тогда человек уже и сможет заниматься самообразованием(сил заставить себя хватит, потому что знает, что надо), но, для этого надо еще и смелость - чтобы отринуть то что насаждали все время, как протекала жизнь всех "садик-школа-институт-...-работа", растянутая на долгие сроки, и сократить все это, путем самообразования. Потому большинство и учатся по этой схеме, потому что так все, и я сам учусь так, хотя хотел бы, хотел бы, очень, сократить все эти пять лет...

Как вы думаете, по какой схеме должно проходить обучение ребенка, по стадии его взросления?

Если грубо, то - ранняя специализация и множественные уровни аттестации. Сейчас даже ВУЗ решает за студентов, какой ахинее их надо обучить не имеющей ни малейшего отношения к будущей специализации. Мы в шутку называли МИФИ - Московским Историко-Физкультурным Институтом, потому как именно эти две дисциплины косили ряды будущих физиков.

электронное образование позволит легче обманывать наивных учителей.

5 сек и скинул домашку у друга а вскоре и вовсе скачать с интернета

Да, ведь это так важно! Ведь именно вашим учителям так нужно ваше образование, хе-хе.

Таких умников родителям стоит в Африку отправлять с заданием заработать на обратный билет. Пусть сравнят, как там используют возможности учиться и здесь.

Это не совсем корректно. Безусловно, обучение нужно учащемуся (точнее - его родителям, поскольку сам он права выбора лишен), однако это не снимает с учителя ответственности за качество оказываемых услуг, включающих в себя защиту от списывания. В случае электронного обучения домашние задания должны быть по мере возможностей уникальными.

© 2017 Trend Club