Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Общение → «Черный квадрат», уровень шума и 38 утюгов

30f9e4d00c19.jpg

- Знаете, - заговорил он внезапно, - вы, психологи, должны объяснить нам, откуда берутся идеи. Откуда приходят идеи - изнутри человека или снаружи?

Этот вопрос задаёт один из героев фантастического рассказа Раймонда Джоунса "Уровень шума". Рассказ написан в далёком пятьдесят втором году, но и в наше время не утратил актуальность описанный в нём метод поиска технических решений.

Что же ответил психолог? Позволю себе большую, очень большую цитату из рассказа. Целиком его всё равно никто читать не будет, а в цитате - суть сегодняшнего поста:

***
Откуда приходят оригинальные мысли? Возьми, например, сложные уравнения гравитационного потока в искривленном пространстве, которые вы вывели за несколько дней. Почему ты не сделал этого десять лет назад? Почему никто другой не сделал этого давным-давно? Почему это сделал ты, а не кто-нибудь другой?

Тебе известна теория передачи информации. Ты знаешь, что любую информацию можно записать кодом, состоящим из импульсов. Например, сложную фотографию можно закодировать в виде точек. Можно использовать код из точек и тире, можно использовать промежутки времени между импульсами, можно использовать амплитуду импульсов - словом, тысячи различных факторов и их комбинаций. Но любую информацию можно выразить как определенную последовательность импульсов.

Одна из таких последовательностей импульсов будет гласить: "Любое тело во вселенной притягивает другое тело во вселенной", другая - "Секрет бессмертия состоит...", а третья - "Гравитация сама по себе является результатом воздействия... И она может быть нейтрализована посредством..."

Любой ответ на любой вопрос может быть выражен в виде определенной последовательности импульсов, в котором взаимосвязь между импульсами представляет собой закодированное изложение информации. Но согласно определению чистый шум является беспорядочным чередованием импульсов, он содержит импульсы во всех возможных сочетаниях и связях. Следовательно, любое несущее информацию сообщение относится к особому подклассу класса "шум".

Чистый шум, следовательно, включает в себя все возможные сообщения, всю возможную информацию. Отсюда следует вывод: в чистом шуме или, что то же самое, в чистой вероятности заключено все знание!

Но это не просто упражнение в схоластической логике. Это признание того положения, что все можно узнать, можно постичь.

- Постой! - воскликнул Март. - Должны же быть какие-то пределы действия этой теории!

- Почему? Разве логика моих рассуждений о шуме и информации не верна?

- Черт возьми, я не знаю. Звучит неплохо. Она верна, конечно, но, собственно говоря, какое отношение она имеет к умственной деятельности человека и проекту "Левитации"?

- Точно я не могу ответить на этот вопрос пока. Мне кажется, что в мозгу человека должен быть механизм, который является не чем иным, как генератором чистого шума, источником беспорядочных импульсов, чистого шума, в котором кроется все знание. Где-то рядом должен быть другой механизм, который фильтрует этот беспорядочный шум или управляет его генерированием таким образом, что через этот фильтр могут проходить лишь сообщения, имеющие смысловое значение. Очевидно, этот фильтр можно регулировать так, чтобы он отсеивал все то, что мы определяем как шум.

Мы постепенно взрослеем, и, по мере того как мы учимся в школе и получаем образование, в наших фильтрах шума появляются ограничительные уровни, которые пропускают лишь ничтожную часть сведений, приходящих из внешнего мира и из нашего воображения. Факты окружающего мира отвергаются, если они не подходят к установленным уровням. Творческое воображение суживается. Фильтр работает слишком хорошо!

- И ваш проект, - сказал Март, - эти материалы о вавилонской мистике, астрологии и прочая чепуха...

- Вся схема была рассчитана на то, чтобы вызвать как можно больше шума, - ответил Бэрк.
***
Конец цитаты.

Да, ответ интересный. И не стоит отбрасывать его огульно. Возьмём, к примеру, радиоприёмник. Если в нём испортится узел настройки, позволяющий выбрать нужную частоту, мы услышим шум. Тот шум, в который сольётся работа всех передатчиков. Этот шум несёт в себе информацию всех радиостанций сразу. Восстановим узел настройки, а он является не чем иным, как фильтром, и мы услышим то радио, которое хотим. От остальных радиоголосов нас отрезал фильтр. Он отсёк всё лишнее.

Точно так же, как сделал это Огюст Роден, вслед за Микеланджело.

«Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее».
(С) Огюст Роден

«И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит».
(С) Микеланджело

Таким образом, глыба мрамора таит в избытке мысли и идеи. А скульптура – это то, что получилось из неё после правильной фильтрации рукой мастера, послушной рассудку.

 

А картины? Если смешать в большом количестве все-все краски, какой цвет мы получим? Чёрный. Вы вспомнили Казимира Малевича? Миниатюрной копией его полотна «Черный квадрат» я и украсил этот пост. Там, в самом верху. Если вы посмотрели, время уже начало накладывать на него свои фильтры. Неправильные, правда.

 

Если же наложить правильные фильтры, в «Черном квадрате» можно увидеть и «Мону Лизу», и «Девятый вал», и «Девушку с жемчужной серёжкой», и любой другой шедевр мировой живописи. А иначе, зачем ему висеть в музеях? Всё дело в фильтрах!

Ну а мы ещё раз вернёмся к рассказу Раймонда Джоунса: «Метод сработал, он будет действенным всегда. Все, что необходимо сделать - это избавиться от лишнего груза предрассудков, от окаменевшего мусора в голове, изменить произвольную настройку ваших умственных фильтров в отношении других вещей, которые вам всегда хотелось сделать, и тогда удастся найти нужный ответ на любую проблему, какую вы только пожелаете исследовать».

Нужен только качественный шум а правильные фильтры.

Ещё на один хороший пример натолкнули в каментах к предыдущим постам. В них дали ссылку на критику концепта информационного поля на lurkmore. Отмечу, что то информационное поле, которое там критикуют, ничего иного и не заслуживает и приведу небольшую цитату:

***
Пример 2. Заметив на подоконнике 38 утюгов, Штирлиц сразу понял, что явка провалена. Но, очевидно, та же самая информация о провале явки могла быть передана ему и любым другим заранее условленным количеством утюгов. Или даже вообще без единого утюга. Например, устно. Таким образом, при произвольном изменении структуры носителя информация не меняется. С другой стороны, той же самой пирамидой из 38 утюгов могла быть передана любая другая информация. Например, о распродаже бытовой техники. Произвольное изменение информации никак не влияет на структуру носителя. Информация не связана с утюгами. Даже если обозвать их ИПВ. Информация существует лишь в сознании Штирлица. Располагая одним единственным утюгом (причём любым!), мы можем считать с него бесконечный объём совершенно произвольной информации. Надо только пропустить мимо утюга поток специально обученных штурмбанфюреров с разными ключами к шифру.
***
Конец цитаты.

Тривиальный утюг, в качестве источника шума, позволяет считать с него бесконечный объём совершенно произвольной информации. Если, конечно, располагать нужными ключами – фильтрами.

«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне»

Если бы Анна Андреевна прошла мимо того утюга, из него родилось бы прекрасное стихотворение.
А может, и не родилось бы.
Всё дело в фильтрах.
:)

  17

Комментарии

© 2017 Trend Club