Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Общение → Crowdsourcing, или потребительские инновации

FuturaToy

Судя по затишью на TrendClub.ru, все кропают статьи для ноябрьского конкурса, по старинной русской традиции, в последнюю ночь перед экзаменом… Если это так, то удачи вам, мы, редакция и все члены жюри очень ждём ваших работ :)

А если же у вас вдруг наступил творческий кризис, и вы не знаете, о чём писать, хочу поднять интересную тему – «Краудсорсинг» (сrowdsourcing - crowd — «толпа» и sourcing — «подбор ресурсов») или как ещё называют это явление, ставшее возможным благодаря появлению интернета, «Потребительские инновации».

Давайте разберёмся, откуда и как появляются инновации? Производители, по большому счёту, не заинтересованы в том, чтобы тратить деньги на новый дизайн, испытание новых технологий и кропотливое внедрение их в производственный цикл. В идеале им хотелось бы выпускать один супер-рентабельный продукт, приносящий маржу в 500% и не иметь головную боль, связанную с переналадкой линии, капризами дизайнерской команды и их стычками с инженерами технологами, маркетингом, ребрендингом и прочими усилиями, остро необходимыми сейчас для того, чтобы не отстать от конкурентов.

Инновации в большинстве своём, растут именно отсюда – из необходимости делать продукт более качественным, дешёвым, красивым, функциональным, чем у конкурентов.

К примеру, американские фермеры оказывали давление на производителей, чтобы те создали автомобили с убираемыми задними сидениями, еще в 1909 году. У Детройта заняло десять лет (!) на то, чтобы «изобрести» пикапы. Сейчас же ведущие автомобильные концерны, благодаря острой конкуренции, реагируют на запросы своих потребителей гораздо оперативнее.

Традиционно фирмы работают над инновациями, посылая исследователей «в поле» искать «неудовлетворенные потребности» своих клиентов. Затем исследователи готовят отчет. Фирма решает, какие идеи развивать, и передает их в соответствующий отдел. Исследования показывают, что три четверти таких проектов проваливаются. Потому как ценность их получается такая же, как измерение средней температуры по больнице.

С активным развитием интернета инновационные отделы и отделы разработок могут уволить своих «полевых агентов» и вздохнуть с облегчением – отзывы потребителей, размещённые в форумах, блогах и твиттерах представляют замечательную пищу для анализа и чуткого реагирования на желания потребителей.

Более того, некоторые компании, внимание (!) полностью отказались или значительно сократили свой «креативный» штат, предоставляя пользователям самим создавать продукт, потребителем которого они готовы стать.

Пример – Чикагская компания Threadless, специализирующаяся на производстве футболок. Процесс разработки дизайна состоит исключительно из проведения он-лайн конкурса. Каждую неделю компания получает сотни идей от любителей и профессиональных художников. Threadless публикует эти рисунки на своем сайте, и каждый зарегистрировавшийся пользователь может оценить ту или иную футболку. Каждую неделю в производство запускается от четырех до шести наиболее популярных дизайнов, но только после того, как достаточно покупателей сделают предварительные заказы, чтобы не потерпеть убытков.

Threadless

Победители каждой недели получает 2000 долларов и различные призы, однако настоящей мотивацией является желание увидеть свою работу запущенной в производство и, возможно, носимой на публике. На этикетке каждой футболки Threadless печатает имя разработчика. Для дизайнеров это творческая отдушина. Для покупателей — более разнообразный выбор. С точки зрения Threadless компании не нужно нанимать команду дизайнеров, при этом она вкладывает деньги только в проверенные, предварительно заказанные дизайны, а это значительное снижение риска.

Ещё один пример – Muji (японская мебельная компания). Через свой корпоративный сайт компания собирает новые радикальные идеи для своих изделий через базу, в которую входит около полумиллиона членов. Затем Muji просит их оценить дизайны. Список наиболее популярных идей передается профессиональным дизайнерам, которые разрабатывают непосредственно сами изделия. Однако, изделие не поступает в производство до тех пор, пока 300 человек не сделают предварительный заказ!

Что это, если не новая экономика? Вместо опроса фокус-групп, дорогостоящих исследований рынка и прочих маркетинговых приёмов прошлого поколения, просто используется максимальный контакт с клиентами, которые, как оказалось, и сами с усами, могут и мебель нарисовать, и дизайн футболки сваять…

Очень радуют компании, которые распознали в этом тренд, и начинают его активно использовать. К примеру, через три недели после запуска “Mindstorms” (системы самостоятельной разработки роботов) в 1997 году компания Lego столкнулась с тем, что примерно 1000 хакеров скачали операционную систему, значительно ее улучшили и выложили свои работы в свободный доступ. После некоторого периода изумленного молчания Lego, похоже, приняла выгоды работы с сообществом: программы, написанные хакерами, сегодня можно скачать с главного сайта Mindstorms.

Или ещё один интересный пример - игра Counter Strike, которая была написана на движке игры Half Live несколькими энтузиастами. Сейчас эта игра одна из самых популярных в мире, включена в список игр для кибер-соревнований, и не без помощи компании Valve (разработчике HL), вовремя почувствовавшей интерес потребителей и поддержавшей разработчиков.

По словам Эрика фон Хиппеля из Массачусетского технологического университета, опубликовавшего книгу «Демократизация инноваций» (MIT Press), «Сегодня использование потребительской инновации требует совершенно новых подходов. Вместо измерения средней температуры по репрезентативному срезу потребителей, фирмы должны выделить несколько специальных клиентов, которые занимаются инновациями.  Исследователи называют таких клиентов «ведущие пользователи».

К примеру, по такому пути идёт сейчас и ASUS, о чём читайте в материале нашей сотрудницы Надежды (саммит "ASUS EXTREME DESIGN", организуемый в рамках программы «Республика геймеров»).

Вообще идея инноваций базируется на том, что люди обязательно желают получать плату за свою творческую работу. Отсюда и общие страхи и «потребности» защищать и вознаграждать создание интеллектуальной собственности.

Но феномен потребительской инновации состоит именно в том, что потребители готовы предоставить свою творческую мысль бесплатно.

Скептики говорят, что это происходит из-за того, что люди просто не хотят терять своё время на получение патентов и пытаться потом как-то защитить себя или получить компенсацию от тех, кто использовал его идею без его согласия.  

Однако мне кажется, что причина скорее в другом. Причина в том, что новое поколение – более открытое и независимое. Посмотрите сами – социальные сети пестрят идеями и инновациями. Онлайн-конференции и чаты – кладезь полезной информации, нужно только уметь их отделять…

Если посмотреть на сотни тысяч людей, добровольно наполняющих Википедию или пишущих совершенно бесплатные браузеры или операционные системы, помогающие находить по спутниковым снимкам разбившиеся самолёты, жертвующие средства через онлайн-платежи на поддержку частных космических программ или оцифровывающие в своё свободное время книги из фондов государственных библиотек – становиться ясно, что мир становиться другим. Готовым делиться самым дорогим, самым ценным в сегодняшнем мире – информацией – совершенно бесплатно.

И да, скоро мы на TrendClub.ru запустим конкурс…

P.S. Заглавный рисунок - это американский патент 1936 года под названием "FUTURISTIC TOY WEAPON" (тут вот полное описание патента >>>)

  6

Комментарии

При чтении статьи возникли несколько смешанных мыслей. Попытаюсь оформить (с этим проблемы =)) 1)В самой статье даны два примера - и оба касаются дизайна. Я больше чем уверен, что и в других областях можно найти примеры, но в дизайне это показательно - в производство запускаются модели только по определенному предзаказу. Что-то более весомое, например, дизайн автомобиля все-равно будет оставаться на 90% контроле производителя. Слишком много там всего намешано - и материалы, и технологический процесс, испытания в аэротрубе итд итп.

2)Толпа может создать что-то не требующее глубоких познаний. Если сказать по другому - может создать экземпляр чего либо, но фундаментальное исследование невозможно.

3)Хочу такой сервис в России. (я про футболки). Чеширский рулит.

4) скорее пс. По мифической причине ссылка на компанию Threadless ведет на википедию. Это чтобы о ней кто-то написал? =)

1. Не совсем согласен. Концепт-кары для того и делаются, чтобы оценить реакцию публики. Если все скажут "Wow", то машину запустят в производство. Для городских моделей, где скорость не поднимается выше 90 км в час аэродинамику можно подогнать под рисунок потребителя, так, чтобы испытания в аэротрубе получились нормальными :)

2. Иногда бывает так, что "фанаты" разбираются в вопросе лучше даже, чем члены проектной команды. Про таких и писал Эрик фон Хиппель, и таких приглашает, к примеру, ASUS на свой саммит. Просто они "вышли" из толпы, были лидерами мнений в своём онлайн фан-клубе.

3. Да, сервис супер :)

4. Поправил, спасибо! http://www.threadless.com/ - Вот ссылка

1)С другой стороны - к феррари врядли допустят фанатов. В общем от случая к случаю.

2)я скорее имел ввиду длительную последовательную работу над чем-то, требующую кооперации изначально. Если вы приведете в пример Open Source движение - то у него только один масштабный фундаментальный проект - ядро Linux.

3 - есть похожие: http://www.maryjane.ru/ например

Спасибо) вы удовлетворяете мой фанатизм по поводу смешных футболок)

да, конкурс. Конкурс... А можно было бы устроить конкурс комиксов про кота, и печатать на футболках комиксы ^^

StasyDolce, вы становитесь провидцем! :) Но до конца года будет ещё 2 конкурса... Даже может быть три...

Стася, милая, я тебя люблю знаешь за что? За то, что ты у нас все знаешь вперед ))))

Совсем скоро ждите!

Ух ти)) Спасибо)) Ждём)))

А ведь действительно. Есть такие потребительские штуковины потенциально востребованные, но которые не выпускаются промышленностью просто потому, что никто из потенциальных потребителей не удосужился описать что же все-таки нужно и на что это должно быть похоже. Ну или проиводитель не нашел этого описания или не передал его конструктору. И если в качестве гонорара производитель предложит автору такой инновации стать ее первым владельцем или просто поделится долей малой 8-)) совершенно на добровольных началах, то предложения будут появляться с завидной регулярностью.

Можно поучаствовать в создании нового телефона Nokia: http://conversations.nokia.com/design-by-community/

© 2019 Trend Club