Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Общение → Останутся ли профессионалы в сетевом обществе?

Уход из нашей жизни трансляции - ТВ и радио, не за горами. Счет пошел на года. Отбираемое профессионалами в эфир по собственным ли вкусовым или маркетинговым соображениям не выдерживает конкуренции, во-первых, с кастомизацией эфира зрителем и слушателем под себя.

Сначала остановимся на примере радиоэфира. Если технически уже сейчас можно ту же коллекцию фонограмм расставить в собственном порядке, то роль специалиста-диск-жокея становится неясна. На первый взгляд остается, правда, понятная роль специалиста-критика, отлично знающего предысторию стилей и банд и дающего рекомендации по вновь появившимся записям. Но и в этом случае все не так просто.

Кроме кастомизации традиционному вещанию, во-вторых, чем дальше, тем больше придется учитывать существование рекомендательных сетей. Здесь социальный граф объединяет людей со схожими вкусами. И вот отдельный профессиональный критик заменяется коллективным разумом многих меломанов, отслушивающих новое довольно произвольно – увидев ли новый альбом любимой команды или обратив внимание на интересную незнакомую музыку. После чего восхитившая композиция получает соответствующий балл в рекомендательном сервисе и вуаля, роль критика выполнена любителем.

В принципе ничего нового, кроме технических возможностей XXI века в этом нет. Все дело в интерактивности (обратная связь с ТВ и радио – интерфейс для расстановки записей в своем порядке, что-то вроде youtube и last.fm) и связанности людей между собой именно двунаправленными (не только читаю-смотрю-слушаю, но и пишу-выкладываю) каналами. А так, например,  радийщики уже много лет назад придумали формат  «по заявкам слушателей», да и «Утренняя почта» на советском ТВ ровно про то же самое. Но это все было «от бедности», т.е. однонаправленности каналов. И как-то очень по-детски, если смотреть из сегодняшнего дня.

Самое интересное, это попробовать понять, как изменится от всего этого мир вокруг нас. Когда популярность репортажа всерьез будет зависеть не от того, поставили ли его в прайм-тайм, а от того сколько «лайков» поставили ему на Facebook. Ведь ровно тот же механизм относится и к новостям. Да и будут ли за эти репортажи все еще отвечать профессиональные журналисты или как диск-жокеев и критиков их попытаются заменить любители со своими записями с мест событий?

Все это очевидная децентрализация – в пределе нет отдельного «Останкино» и РИАНа, если распределенная сеть. Это выбранная архитектура сетей расползается за пределы чисто технической передачи данных дальше, на социальную сферу, на людей. Кто во второй половине XX века не верил, что сетевая архитектура может менять общественные структуры, тот убедится в обратном в первой половине века следующего.

Когда-то демократию в изначальном греческом смысле обеспечивала возможность собраться всем Эфесом на одной Агоре, потом нас стало больше, сборища стали невозможны и появилась необходимость во многих профессионалах: не только журналистах или критиках, а выборщиках, большем количестве управленцев (они же чиновники) и т.д.

Так что, существованию профессионалов угрожают сети? Нет, только тем, кто не захочет меняться под них. Удачные бескровные эксперименты по построению анархического государства, без аппарата управления, не известны. Даже со всеми феноменальными возможностями сетей мы не подменим собой всех перечисленных выше специалистов. Несмотря на то, что культура чем дальше, тем больше идет из низов в верх, а не наоборот (сравним вальсы и площадные куплеты в XVIII веке с одной стороны и оперу и рэп сегодня, как изменилось соотношение их популярности?), но специальное образование и профессионалы в ней останутся до тех пор, пока люди помнят свое прошлое.

Так что у диск-жокеев и музыкальных критиков есть шанс успешно превратиться в тех же самых сверхчитаемых в сети меломанов, отслушивающих все новое, у репортеров – в очевидцев, не ограничивающихся работой в студии своего канала. Справедливости ради, уход трансляции вряд ли будет полным и окончательным. В конце концов, не забудем, что театры стоят до сих пор, не убитые ни кинотеатрами, ни ТВ. Ровно так же никуда не ушла и живопись, не очень-то сильно подвинувшаяся, чтобы освободить место фотографии.

  16

Комментарии

Замещение онлайна традиционным СМИ проходит не так быстро, как прогнозировалось, от поколения всё же много зависит. Несмотря на рвущиеся в будущее отчёты ВКонтакте и других социальных сетей, большая часть России, да и всего остального мира пока сидят на игле традиционных телевизоров, газет и радио. Они - те, кто не доверяют интернету, кто боится изменений и не готов менять свою жизнь. И зачастую вытащить их туда - сложно. Мотивация - только если через работу (на предприятии внедрили SAP и всех заставили работать на ПК) или через желание наладить личную жизнь (или узнать, как там живут одноклассники).

Ясно, что тренд такой, как вы описали, но далеко не всё можно переложить в онлайн. По крайней мере до тех пор, пока не изобрели нано-роботов и загрузку сознания в компьютер и все мы не погрузились в матрицу :)

Добавлю еще, что у нового поколения весьма сильно отторжение информации из онлайна - выработавшийся иммунитет.

Я уже слушаю музыку онлайн. Очень часто слушаю. Некоторые фильмы смотрю онлайн. Телевизор конечно есть, но там смотреть-то нечего.

В топике речь не о смене телевизора на ютуб, а об участии в соц. сетях и флешмобах, как мне кажется.

Да, в топике не только об этом. Есть множество сервисов позволяющих сообщить всем и каждому то что я слушаю и смотрю. Мы не просто слушаем подкасты, мы их критикуем. А вот профессиональные журналисты/писатели/диджеи останутся.

только непонятно, если толпа гопников проголосует за шансон, эта "музыка" получит высокий рейтинг и автоматически сианет эталоном для подражания?

Примерно так и появилась большая часть классики.

А мне всегда казалось, что большая часть классики появилась, благодаря малочисленной элите, которой хотелось выпендриться друг перед другом…

Вовсе нет. Классика - то из попсы прошлого, что дошло до наших дней. Далеко не всегда лучшее.

© 2019 Trend Club