Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Общение → Эксперимент

69145961.jpg

Моя учеба в школе пришлась на 90-е годы. Бурное время, когда народ, ошалевший от рыночной экономики, непонятной свободы и всеобщего бардака, пытался хоть как-то выжить. Выживали кто-как умел. Учителям нашей школы пришла в голову «гениальная идея» разработать уникальную супер-пупер методику образования (и, естественно, заработать на этом кучу денег). Опробовать это ноу-хау предполагалось на нас. Поэтому первого сентября нам объявили, что в школе теперь два направления преподавания: естественнонаучное и гуманитарное, и все ученики десятого класса будут распределены в два класса соответственно. Распределяли по классам учителя, которые руководствовались нехитрым принципом: успевающие ученики будут учится в естественнонаучном классе, а троечники и двоечники пойдут в гуманитарный. Так начался эксперимент. И только сейчас, когда прошло много лет, я начала по настоящему осознавать, насколько страшным был этот эксперимент.

В идеальные планы наших «макаренков» жизнь сразу внесла свои коррективы. Согласитесь, трудно принять то, что друг, с которым ты с первого класса сидел за одной партой, вдруг оказался в совсем другом классе. Некоторые отличники были категорически несогласны с такой несправедливостью, поэтому выбрали гуманитарный класс. Но это не главный «сюрприз», с которым предстояло столкнуться нашим педагогам. Через пару дней в школу пришел отец Саши. Саша был откровенным балбесом: к десятому классу с трудом понимал, что такое дроби, в слове «еж» делал по три ошибки и больше всего на свете любил КВН. Так вот, отец категорически заявил, что его сын будет учится только в естественнонаучном классе с сильными детьми, и его в общем-то не волнует, что он будет получать исключительно двойки. Скандал был грандиозным, но Саша оказался в нашем классе. Отец Саши был полевым хирургом, он привык спасать людей, и жизнь показала, что этим решением он фактически спас жизнь своего сына. Но эта нехитрая мысль пришла в голову только через много лет, как и мысль о том, что дети из различных национальных диаспор тоже почему-то все оказались в сильном классе.

В общем учеба началась. К концу первого полугодия из нашего лексикона исчезли понятия «гуманитарный класс» и «естественнонаучный класс», а им на смену пришли понятия, которые более точно отражали реальную ситуацию: «10А» и «класс дебилов». Именно так, жестоко и не очень прилично, но это было правдой. В классе математиков быстро выделились свои отличники, троечники и двоечники: все как в обычном классе. В классе гуманитариев все обстояло намного хуже: отличниками, и даже хорошистами там не пахло. Даже те, кто пошел в этот класс ради своих друзей быстро сдавали позиции и скатывались на тройки и двойки. Горе-экспериментаторы чесали репу и объясняли разгневанным родителям, что такой провал в учебе их драгоценного чада связан с подростковым возрастом.

Подростковый возраст был абсолютно ни при чем. «При чем» было окружение — ребята, которые сидели за соседними партами. В нашем математическом классе всегда были те, успехам которых завидовали, старались быть лучше. А чтобы быть лучше одноклассника Васи и занять место лидера в классе приходилось хорошо пахать: участвовать в школьных олимпиадах, много читать, дополнительно заниматься с репетиторами и посещать пару кружков. Иначе все — ты автоматически становился обычным лохом. Такой соревновательный настрой оказался очень заразным. И концу учебного года вдруг обнаружилось, что даже Саша уже не балбес, что он пишет потрясающие стихи, увлекается биологией, а по физике у него «четыре». Ему повезло.

Не повезло тем, кто волею судеб оказался в гуманитарном классе. Им не к чему было стремится и чьим успехам в учебе подражать. Мерилом лидерства служило количество драк и выпитой водки (даже не пива, его тогда сложно было достать, в отличие от водки). Успеваемость несмотря на все усилия учителей и родителей стремительно падала. А зачем, если здесь и сейчас нужны были совсем другие навыки? Подумаешь «класс дебилов», зато от его учеников шарахаются все жители микрорайона.

Эксперимент с треском провалился. Выиграл в нем, благодаря отцу, только Саша. Класс математиков помог ему «подтянуть» знания, поступить в ВУЗ и стать вполне успешным юристом. Всем остальным ученикам этого класса от эксперимента было «ни жарко ни холодно»: математику углубленно все равно изучали с репетиторами, но и не скатились на тройки и двойки. Ну а класс гуманитариев (дебилов) это класс изломанных судеб. Некоторых уже нет в живых. Многие пьют или сидят на наркоте. И мало кто закончил ВУЗ и нашел нормальную работу.

Тогда, в детстве, это воспринималось по другому. А сейчас иногда ловлю себя на мысли: а имели ли право учителя вот так распоряжаться судьбами молодых людей, которым еще предстоит строить свою жизнь? Может было бы правильней каждому дать выбор, в какой класс идти, а не проводить принудительное деление основываясь на оценках и своем мнении? Или совсем не проводить этого жестокого, как оказалось впоследствии, деления, а оставить все как есть? И было бы тогда два самых обыкновенных десятых класса.

Но это в прошлом. В будущем стоит готовится к подобному эксперименту, но уже не в рамках одной школы, а в рамках целой страны. Можно много говорить о новых образовательных технологиях, интерактивном обучении и свободном доступе к информации. Все это здорово, но... не стоит забывать, что в 14-15 лет еще не каждый может просчитать, к чему приведет его выбор. Папы- военные хирурги есть не у всех.

 

 

  32

Комментарии

я - гуманитарий. Спасибо. Если на то пошло, то у нас вся гимназия (которая в городе считается илитной и в нее стараются все поступить) - с уклоном на языки (с 5 по 10 класс - 3 языка обязательный, один - факультатив, в 11 - добавляется факультатив по латыни), т.е. - гуманитарная. Но я не могу сказать, что у нас школа дебилов. Мне ничего не мешало без подготовки и занятий с репетитором занять третье место по городской олимпиаде по физике. У нас множество всяких побед на куче конкурсов. Да, у нас кроме обычный предметов и уклона на украинский или английский язык (я в английском классе) идут такие предметы как журналистика или педагогика, искусствознание (отдельным уроком музыка, а отдельным уроком рисование), с 5 по 7 класс - хореография и художественное рукоделие.

Может сейчас что-то да изменилось, но все же часто в интернетах встречаю ироничные фразы на счет гуманитарного образования, причины которых я не понимаю.

а речь не о гуманитариях как таковых. Я несколько раз подчеркнула, что распределение в классы было не по наклонностям и предпочтениям\желаниям учеников, а насильно исключительно по их успеваемости. Этот класс можно было назвать как угодно - суть от этого не меняется: в одном месте под благовидным предлогом собрали всех отстающих учеников.

Вы невнимательны

хорошо. Глупых учеников скидывали в классы с гуманитарным уклоном. Просто я к тому, что отношение осталось, хотя ситуация поменялась.

а да. я решил стать не физиком-оптиком как мои родители, а 3-д моделлером.

А в нашей школе во вторую половину 90-е решили так первые классы поделить. Но сказали прямо, класс коррекции. Хотели как лучше, но «полевых хирургов» среди родителей было очень много. При этом родители «умных» детей были не менее против. ЧУДОВИЩНЫЙ эксперимент!!!

Вот последствия подобных экспериментов (осторожно, присутствует ненормативная лексика):

класс коррекции, класс двоечников - как не назови, суть от этого не изменится. В Вашем случае назвали прямо "класс коррекции", и родители сразу подняли бучу, а у Shadow назвали "гуманитарным", чем скорее всего и усыпили бдительность родителей.

А эксперимент реально чудовищный. И хорошо, что про такие эксперименты еще кто-то помнит

Если бы в 1972 году проводили подобный эксперимент, то я на 120% оказался бы в классе коррекции. Да, это было бы справедливо. До сих пор ощущаю себя «странным», «не таким как все».

Фильм «Чучело» я увидел в 8-м классе. И я смотрел на 41-го одноклассника и понимал, что они ничего в фильме не поняли!!! Устный экзамен по геометрии я сдал на пять. Преподаватель которому я сдавал сказал прямо, я бы поставил тебе и шесть. Именно с эти учителем у нас были мягко говоря ужасные отношения.
По русскому и литературе у меня были 2-3. И это не смотря на то, что Братьев Карамазовых я прочитал то ли в 4, то ли в 5 классе. Надо было видеть выражение лица библиотекарши :-)
Я никогда не был лидером в классе, но как то умудрился уговорить многих поступить в мед. училище после восьми классов???
Во время последнего бизнес-тренинга и отбора на «должность» я в первом туре дал фору в -30 очков. «Ты больной?», говорили мне. Но по ходу игры я стал первым с огромным отрывом.
Я не знаю откуда это во мне, но я всегда имею МОЮ точку зрения. Как же я в себе это ненавижу!!! Но приходиться мириться :-(

Поверьте, я очень долго писал этот комментарий. Так много хочется сказать. Но всё же наше будущее зависит не от технологий, они так быстротечны. Будущее зависит от НАС, от нашего уважения к тем, кто на нас не похож. И первые кто на нас не похож, это наши дети. Не надо их использовать как объект экспериментов!!! ПОЖАЛУЙСТА!!!

Вот здесь http://610.ru/blog/847 соображения коллектива педагогов питерской гимназии о грядущей реформе

Согласен, что соревнования и конкуренция - двигатель прогресса. Сам понимаю, что неплохими знаниями в некоторых предметах могу похвастаться только благодаря соревновательному духу и тщеславию :) . Становясь лучшим или одним из лучших по какому-либо предмету всегда хотелось быть первым и получать похвалу :).

А ещё помню то, как поменял школу после 8-го класса. В старой школе я был неплох по математике и физике, но перейдя в школу с углубленным изучением математики и физики, я понял, что в них я полный профан, а к 10-му классу вообще забил на них, удерживаясь где-то в середнячках. И к концу 11 класса училка по алгебре сомневалась, что я хорошо сдам математику. типун ей на язык, блин. Мне удалось сдать его получше многих её любимчиков: раззадорили меня её слова.

В общем, важно, чтобы всегда в процессе обучения присутствовал здоровый дух соревнования, чтобы было на кого равняться. Неплохо было бы даже в школах углубленного изучения чего-либо ввести рейтинговую систему.

Shadow, спасибо за статью. В мое школьное прошлое тоже практиковалось деление на гуманитариев и естественнонаучников, Гуманитарии хорошие ребята, но, честно сказать, их обучение не подразумевает ничего особого, лишь умение находить "глубинный смысл", "говорить" и "доказывать", изучать историю, рассуждать "как было хорошо, если бы...." и пытаться построить "правовое государство"

Shadow, а картинка откуда? "Чучело"?

Да, «Чучело». Это Кристина Орбакайте. :-) (Как раз хотел спросить, узнал ли кто из какого фильма кадр)

Ну все же, наверно неоспорим тот факт, что технарю легче выполнять работу гуманитария, чем гуманитарию работу технаря.( по крайней мере, все примеры, которые я вижу, говорят об этом). П.с. учитель, утверждающий что я не сдам физику ( учился я в химбио) очень неплохо простумулировал подготовку. Желание утереть ей нос, сыграло заметную роль при подготовке к ЕГЭ.

Топик не о лириках и физиках, не о гуманитариях и естественниках. Топик о том как делают второсортных людей.

Гумы считают второсортными естественников, а математики считают, что прогресс поглотит гумов .)

И те и эти не правы.

Хе. Пожалуй, запишу себе в копипасты...

хотел бы я посмотреть как технарь осуществляет литературный реалтаймовый перевод.

Это слишком узкопрофессионально. Берите шире.

Как говорил мой преподаватель: "Любого инженера можно перековать в бухгалтера, а вот бухгалтера в инженера...это уже сложный вопрос"

ИМХО, топик о том, какую роль иногда может сыграть окружение, а не о том, кто круче. Спор о физиках и лириках относится к "вечным" вопросам

Shadow, очень хороший пост. И концовка заечательная. Сейчас в стране проводится глобальная реформа образования. Все говорят о знаниях и успеваемости, но почему-то забывают о социализации, о том, что за пол года из нормального человека можно сделать быдло, поместив его в соответствующую обстановку. И наоборот.

У нас веселее с делением было. За два года до выпуска родители (полевые хирурги, ага) параллельного класса вдруг решили, что именно их класс должен быть естественно-научным, а наш - гуманитарным. При том, что до этого 5 лет было наоборот.

А для отстающих у нас был отдельный класс. Не для дебилов, а именно для отстающих, потому что дебилами там были не все. И, к сожалению, не все дебилы были там...

Как можно определять перспективы ребенка в 7, 14, и даже больше лет? Многие находят свое дело в 25-30 лет, некоторые в 45. Но есть такие, кто не находят его никогда. Создается впечатление, что те кто занимаются образованием наших детей, именно из последней группы. Или из того самого гуманитарного класса.

Без обид, но человек, которому потребовались репетиторы, чтобы поступить в ВУЗ - не имеет морального права называть кого-то "дебилом". Сама статья - суть перекладывание ответственности. Десятый класс, это 16-17 лет. Всего лишь один год до совершеннолетия, с правом голосования, а автор жалуется на своеволие учителей, словно он - жалкая игрушка в руках судьбы. Я закончил школу в 96м, последние два года мне было совершенно безразлично мнение учителей - СССР кончился, создать проблемы на работе моим родителям учителя больше не могли, а любую комиссию я бы прошел без проблем. Так что, их дело было заткнуться и не мешать мне учиться. И мы друг друга прекрасно понимали.

ошибка многих трендклабовцев в том, что они не думая заявляют "вот у меня все нормально, значит у остальных тек же" и забывают, что все люди разные, ситуации, в которых оказываются эти люди тоже разные, и даже мир вокруг бывает разным

Я прекрасно понимаю, что люди разные. Но я называю вещи своими именами. А именно - безвольных людей 17 лет - жалкими игрушками судьбы, а тех, кому требовалась помощь репетиторов - дебилами. Ничего личного, они просто тупы. Это не только их вина, это провал их родителе и плохая наследственность.

Мне потребовался репетитор по английскому в школе. До 9 класса изучил программу института. Почему потребовался? Да потому что не понимал его, а требовали сильно. Дебилом себя не считаю, И провала родителей в том нет, у них банально не было времени и возможности, ходил к репетитору по математике, т.к. я склонен к гуманитарным наукам, и к математике наклонности нет. Биология, химия, физика, всё теоретическое я могу. А вот считать не люблю. Да и наследственность отличная, отец очень умный, мать отличница..

Может всёж-таки это ваш неприятный личный опыт? Хотя 1 мой друг, закончил с золотой медалью, а бревно бревном... Всё зависит от человека.

Мой "неприятный" личный опыт заключается в том, что и я, и моя сестра спокойно поступили в выбранные московские ВУЗы без репетиторов? Хм...

Если у родителей нет времени и возможности, то это именно их провал, как родителей. Ничего личного, но оправдания есть всегда и у всех.

Ну Москва и маленький провинциальный городок. В Москве легче заработать, а в городе где я родился очень трудно. В вуз я тоже поступил сам. И в институт уже зачислили без вступительных экзаменов) Вы судите не зная всех факторов, так нельзя, выводы должны быть субъективными и взвешиными.

Если человек использует репетитора он не тупой. А не использующий ещё не умный.

Отлично, расскажите, зачем же вам потребовался репетитор? Вы пробовали сами разобраться в учебниках и у вас не получилось? Или вам просто был нужен надсмотрщик, структурирующий ваше время?

Скорее надсмоторщик) Хотя меня жутко хромала грамматика, разобраться сам не смог..

А у меня всё очень плохо. Просто я результат подобного эксперимента.

© 2017 Trend Club