Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Общение → Полицентричность — будущее урбанистики (на конкурс июля: «Город будущего»)

Современные архитекторы и градостроители не могут дать однозначного ответа на вопрос: «А какими будут города будущего»? В данный момент существует две основные теории, у каждой из которых есть свои адепты. Первая теория предусматривает дальнейшую урбанизацию и постепенное исчезновение сельских населённых пунктов, вторая же, наоборот: постепенный спад роста городов и массовый поток горожан в сельские населённые пункты или небольшие города. Как известно, истина всегда где-то посредине.

Современное градостроительное сообщество сейчас борется с одной главной проблемой: города изолируют сами себя. Дело в том, что подавляющее большинство городов старого мира (исключая прибережные) имеют радиально-кольцевую центрическую градостроительную структуру. Что это значит: город имеет ярко выраженный центр и окраины. Так произошло потому, что большинство европейских городов возникли практически из крепости, в которой находились практически все функции; и окружающей крепость жилой застройки, где жили и занимались сельским хозяйством простолюдины. Со временем город разрастался и поглощал жилую застройку — центр разрастался и выходил далеко за рамки крепости (либо крепость разбирали), а вокруг вырастала новая жилая застройка. Возникла очень удобная и компактная центрическая система, которая на многие годы стала базой для создания новых городов. Всё довольно логично — вся городская жизнь локализирована на нескольких площадях и в нескольких зданиях в самом центре, куда можно быстро добраться с любого конца. По-другому быть не могло. До тех пор, пока население Земли не начало быстро расти.

Когда города разрастались до огромных размеров, вмещая в себя огромное количество жителей, возникла огромная проблема. Дело в том, что все преимущества центрической системы, при бо́льшем размере города, обернулись против него и стали существенными недостатками. При огромных размерах городов центры становятся полностью изолированными. Функциональные связи не могут справиться с потоками и функции изолируются. Расширение функциональных связей невозможно — если ради этого устранить все ограничения связей, ничего не останется, кроме самих связей — настолько туга паутина. Кроме того, расширение функциональных связей — решение временное, так как оно устраняет следствие, а не причину. С более широкими связями город лишь начнёт разрастаться ещё быстрее и динамичнее, и проблема вернётся, но в ещё более сложной и тяжелой форме.

Наиболее распространенные варианты решения типа «город-сад» или «вертикальный город» вряд ли смогут решить проблему более чем на пять-десять лет, так как, в конце-концов, всё закончится тем же. Свободные пространства между городами-сателлитами постепенно исчезнет, а вертикальные коммуникации, так или иначе, требуют развитых горизонтальных.

Решением проблемы во всех масштабах должна стать полицентричность, которая к 2050-му году может возникнуть на планете вполне естественным путём. Мировая урбанистическая система уже более-менее напоминает полицентрическую. Действительно, в мире нет единого сверхгорода, к которому тянулись бы все остальные. Таких городов достаточно много — каждый большой территориально-производственный ресурс тем или иным образом тяготеет к собственной столице. В масштабах мира таких городов довольно много (Лондон, Париж, Москва, Нью-Йорк, Сидней, Пекин и другие) и все они тесно взаимодействуют между собой. Такую систему можно назвать полицентрической, так как каждый город, являясь центром, содержит в себе полный набор функций высокого качества. Можно с довольно твёрдой уверенностью сказать, что такие города будут расти и далее и значение их в планетарном масштабе вряд ли изменится в ближайшие 40 лет. В таких городах, скорее всего, со временем сотрутся национальные черты, и они будут походить друг на друга не только во внешнем плане — население городов будет очень похоже, как и темп или способ жизни в таких городах. Это будут настоящие глобализированные гиганты, без каких-либо отличительных признаков не зависимо от страны, в которой они будут размещены.

На примере будущей (и уже сегодняшней) мировой полицентричности можно предположить, что континентальная урбанистическая система будет подчиняться мировой, и далее по иерархии вниз. Вниз, к самому городу. Каким же будет город в полицентрическом глобализированном будущем? Скорее всего, тоже полицентрическим. Современные города уже сегодня строят так, чтобы ясно выделить доминантные зоны, если таковые есть — целые районы городов нарекаются бизнес-сити или студенческими городками. В будущем тенденция будет только развиваться. Больше центров притяжения — меньшая нагрузка на связи. Меньшая нагрузка на связи — выше эффективность и проводимость связей. И тут уже всё равно, какие это связи именно — разнородные, или однородные — обе модели имеют одинаковый набор недостатков и преимуществ.

Изменится ли облик городов внешне? Да не особо. Большинство зданий, которые мы видим сегодня, будут стоять на том же месте и через 40 лет, сносить их никто не будет, если они и далее буду хорошо выполнять своё предназначение. Во всём мире будет царить единый модный архитектурный стиль и города начнут походить друг на друга. Архитекторы возьмутся за головы, стараясь воскресить и усовершенствовать уникальные особенности национальной архитектуры, стараясь вызвать новый Ренессанс, но к 2050-му году у них ещё ничего не выйдет. Немного изменятся улицы — скоростные магистрали уйдут под землю, поэтому на поверхности можно будет увидеть только пешеходов и личные мобильные двухместные транспортные средства, пригодные только для езды по городу, пусть и в любую погоду. Под землёй же движение будет куда более оживлённым — ведь не только метро, но и трамваи и железная дорога (в границе города) будут находиться под землёй. Бензиновые автомобили всё ещё буду использоваться для междугородних путешествий, но общественный транспорт останется только на электричестве. Города станут более энергоэффективными и начнут использовать свою же кинетическую энергию. Граница города станет довольно условным понятием — полицентрические страны будущего будут усеяны вереницей небольших населённых пунктов с хорошей связью между собой. 

 

  5

Комментарии

Вполне реалистичная картина города - городов и городков, остаётся только проблемам с рекуперативным аккумулятором, его обещали ещё в восьмидесятые создать

Никто не обещал. Это фантазеры... пардон, трендеры того времени немного ошиблись с прогнозом. А так - даже предпосылок-то не было к решению задачи. И сейчас тоже особых нет. Ну, может быть ионисторы.

Ионисторы слишком слабы для подобных целей, имелись ввиду конденсаторные аккумуляторы, которые в восьмидесятых наделали много шума, но затем о них как-то подзабыли

Гуглим: "Силовые электрохимические конденсаторы"

И ещё вдогонку: "Суперконденсатор из графена"

© 2017 Trend Club