Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Общение → Фирменшильд

Предисловие: сразу хочу извениться перед сообществом за пост на архитектурную тематику, но, так как тема поста затрагивает размышления о будущем, решил, что всё-таки надо. Особенно учитывая разношёрстную тематику постов на главной. Пост — размышления о том, как сделать так, чтобы вывески не портили облик зданий и городов. 

Хорошая архитектура состоит из методов проектирования, из удачных решений, которые и составляют качественный процесс проектирования. К таким решениям относится, например, определённая высота подоконника — у окна можно удобно разместить письменный стол или кухонные тумбы. Эти «правила хорошего тона» нигде не нормированы, но именно их наличие и количество и делает проект качественным. Не потому, что так нужно с точки зрения техники безопасности, а просто потому, что так лучше, удобнее. Большинство методов описаны и они привычны для всех архитекторов, они складываются, словно большой конструктор, и их качество и количество непосредственно влияют на качество проекта. Чем больше задач имеют удачные решения — тем лучше.

Я хочу рассказать об одном очевидном методе, к которому пришёл года два назад. Я условно назвал его «Фирменшильд» (с нем. Firmenschild — вывеска; рекомендую не пытаться прочесть слово по-английски во избежание зависания :-). Проблема: при проектировании торговых помещений, или даже торговых центров, архитектор забывает об одной очень важной вещи — о вывесках. Наиболее часто приходится наблюдать подобную непроработанность в жилых зданиях, где торговые помещения располагаются на первых этажах. Отсутствие проработанного места под вывеску (а зачастую места нет никакого) рождает разные негативные последствия — от уродливых входных групп, которые, словно лишайники, обрастают здания и в 99% случаев вступают в жёсткое противоречие с обликами этих зданий; до вывесок на балконах, которые радуют своим неоновым сиянием спящих обитателей вышенаходящихся квартир.

Например, вот:

Streets_01.jpg

Streets_02.jpg

Решение пришло ко мне во время просмотра конкурсного альбома архитектурного конкурса Gdańska kamieniczka XXI wieku, который проходил в Польше в 2005 году. Альбом попал ко мне чудесным мистическим образом именно тогда, когда был очень нужен. Листая альбом и изучая фасады старых гданских камениц (каменных зданий), я не мог не обратить внимание на то, что на многих фасадах присутствовала полоса с надписью «Firmenschild». 

Page_36_LQ.jpg 

Page_40_LQ.jpg 

Изображения пересняты с 36-й и 40-й страницы конкурсного альбома.

Франкфуртский архитектор Крэмэр в проекте предвидел, что помещения первого этажа будут использованы под торговую функцию и зарезервировал на фасаде место для вывески. Немного больше ста лет назад архитектор мог предвидеть такую понятную вещь, и поэтому (в чём я почти уверен) фасад сохранил свой исторический облик. И это не просто идея одного архитектора, это всеобще применяемая практика неопределённых территориальных и временных масштабов (лично замечал во Львове, в Вене, в Дрездене). Теперь на всех своих проектах я стараюсь предусмотреть место под размещение вывески.

Например, вот:

Valy_render.jpg

Фирменшильд учитывает главные пропорции фасадов, контур построен тем же методом, что и арки. Представим, что здесь располагается офис Фейсбука:

Valy_facebook.jpg

Ещё один пример: торговые помещения предусмотрены, но внушительную площадь отнимает лестничная площадка. Закономерно, что владелец решил немного изменить вход. Как было раньше: вместо фирменшильда была красиво изогнутая газовая труба, что автоматически накладывало ограничения на установку вывески, хотя по проекту все помещения первого этажа торговые:

Pasichna_photo.jpg

Эскиз:

Pasichna_render.jpg

Ценность такого решения, кроме очевидного сохранения гармонии, в сохранении исторического облика архитектурного пространства. Почему бы, например, не начать создавать брендбуки фасадов зданий? Это намного лучше защищает исторический облик зданий, чем современные методы, среди которых, например, слежение на приемлемым внешним видом дома комитетом жителей этого дома (видел в Чехии). Предвижу комментарии: фирмы с квадратным логотипом (Эпл, Делл, Лего…) будут по-дурацки смотреться на длинных фирменшильдах, а многие вообще в обязательном порядке переделывают весь вход. Но главная мысль: архитектура не может подстраиваться под дизайн вывесок, так как она менее гибка. Двигаться нужно от общего к частному.

 

  13

Комментарии

Толково.

Но вообще, рекламу надо выводить на окна. Они-то всегда есть, в отличие от спец. рюшек на фасаде. Кроме этого любая реклама должна проходить стилистическую верификацию в архитектурном департаменте.

Приведенные примеры - это примеры дешевых вывесок. Компании, дорожащие своим брендом - прекрасно подгоняют его дизайн под здания (и наоборот). Существует множество косметических решений, способных изменить фасад до неузнаваемости.

Отдельно выскажу свое порицание за ссылки на старую архитектуру. Почему-то в наши дни принято считать современные башни из стекла и металла - вульгарными, а кривенькую, корявую и аляповатую архитектуру 18-19 века - чем-то прекрасным.

Фирменный магазин «Адидас» во Львове: Adidas-Lviv.jpg

Приведены примеры не дешёвых вывесок, а того, как взаимодействует наружный дизайн с архитектурой. Компании, дорожащие брендами, составляют очень небольшой процент от всех «Продуктов» и «Парикмахерских» любого города. Если вам не нравится мой способ, то Ваша альтернатива, судя по комментарию — пускать в город только компании, дорожащие своим брендом.

Ссылка на старую архитектуру приведена исключительно потому, что раньше такой способ был в ходу, а сегодня им никто не пользуется. А хорошая архитектура существует вне временных рамок, я нигде ничего не писал о вульгарности стекла и металла.

Нет, моя альтернатива - дать рынку сделать свое дело. В конечном итоге, никто не обязан удовлетворять ваше или мое эстетическое чувство. Так что, вам придется мириться с некрасивыми вывесками, а мне - с желанием взорвать к черту все здания старше 1970г. постройки.

Во-первых, эстетическое чувство, которое нужно удовлетворить, или же вкус вообще есть у очень малого круга людей. Большенству горожан будет просто приятно, когда город выглядит красиво и «чистенько».

Во-вторых, всё же есть люди, которые обязаны следить за эстетикой города.

В-третьих, и это самое главное, рынок ничего не решает на этом уровне вообще. В профессиональных кругах это поняли слишком поздно, именно потому у нас сейчас такие пробки (к примеру), а ранее красивые города напоминают Шанхай.

Там где эстетике противостоит выгода - результат известен и торг неуместен. Такова селяви.

Эстетическое — выгодно.

Тезис вижу. Аргументов не вижу.

Эстетика привлекает людей. Зачем корпорации тратят миллионы на одни только логотипы?

Логотип - это товарный знак. Сам по себе он не имеет веса, только если подтвержден соответствующими качество и репутацией товаров (услуг).

А людей привлекает, в первую очередь, соотношение цена/качество. Эстетика идет только как доп. бонус.

Что выгодней: построить 5 уродских, но вместительных многоэтажек - или 1 эксклюзивный VIP-дом?

Нужно сравнивать 5 уродских многоэтажек и 5 красивых многоэтажек.

Ну, не совсем так. К примеру, Apple продает в основном дизайн и понты, являясь при этом топовой компанией США. Вообще, статусные и дизайнерские вещи занимают немалую нишу, разумеется не являясь основным трендом.

При чём тут статусные и дизайнерские вещи вообще? Я в посте написал «давайте ломать и крушить этот ужас и строить на их месте новые элитные постройки»?

А о Эпл спорить я не собираюсь.

Если хотите — простой пример.

Как действует рынок на городском уровне: есть какая-то ось, скажем проспект с оживлённым пешеходным движением. Все эти пешеходы — потенциальные покупатели. Любой инвестор захочет построить на этом проспекте, например, торговый центр. Потом ёще один торговый центр. Потом ещё. Как следствие — перегруженный проспект с множеством остановок, пробок и тд. Торговая функция в этом месте перенасыщена.

Что должен сделать градостроитель: создать альтернативный центр притяжения покупателей для перераспределения пешеходных потоков и снижения перегруженности, чтобы пешеходы ходили, например, по параллельной улице. Т.е. искуственно ограничивать функцию в одном месте и создавать в другом. Выгода в этом случае всем: на двух проспектах можно построить, скажем, 6 торговых центров, а не 4, как на одном; пешеходам больше места; меньше автомобильных пробок. Это всё делается искуственно и проанализировать, спрогнозировать и спроектировать эти сценарии рынок не может никак, потому и существует такие люди, как градостроители.

И что рынок не решает-то после этого? Ну да, 6 центов, а не 4. Но пока уровень доходов всех устраивает - проблемы нет.

Как что «не решает»? Я же написал. Уровень доходов устраивает только некоторое время. Позже, когда рынок захочет расти, он не сможет этого сделать, так как его рост будет способствовать его же падению, так как чем больше на нашем проспекте торговых центров, тем выше перенасыщение торговой функции в какой-то точке. Без градостроительства рынок не может самостоятельно «разрулить» эту ситуацию и изолирует сам себя в конкретной точке, мешая при этом ещё и соседним функциям и тормозя разные сферы жизнедеятельности города.

Что значит "рынок захочет"? Смысл регуляции в данном случае - максимальное насыщение, являющееся балансом между неудобством покупателей и охватом торговли. И если из этих шести центров один слабее остальных, то в первый же кризис он умрет.

Я в первом ответе написал «рынок ничего не решает на этом уровне вообще», имея в виду, что все эти года в постсоветских странах городом рулил рынок и у нас теперь очень тесные, зажатые города, где очень медленно происходят все экономические процессы, так как человеку сложно переместиться с точки А в точку В. Сейчас наши градостроители взялись за голову и стараются эти проблемы решить. В Европе градостроители взяли всё под свой контроль много раньше, так как «рынок» у них старше.

А какое отношение к сабжу имеет транспортный коллапс, возникший в первую очередь из-за лавинообразного роста числа личного автотранспорта и проявляющийся отнюдь не возле торговых центров? Это попытка переложить с больной головы на здоровую.

Всё намного сложнее. Рост личного транспорта — количественная сторона проблемы — несоответствие количества транспорта и связей. Есть ещё качественная сторона проблемы — точки притяжения, которые расположены неправильно. Они возникают неправильно из-за стихийного метода рынка. Задача градостроительства — правильное расположение и перераспеределение точек притяжения. А транспортный коллапи имеет отношение к сабжу, так как именно он и возникает сначала.

Я немного о другом. Желание обладать личным автотранспортом есть практически у каждого человека. Создать же транспортную сеть, способную выдержать число автомобилей равное числу совершеннолетнего населения - на данном этапе развития науки невозможно.

Таким образом, речь идет о некотором балансе между комфортом, который предоставляет личный автотранспорт и дискомфортом выражающимся в пробках, дополнительных проблемах и ценах.

Все, что может сделать рынок - привести количество автомобилей к вышеозначенному балансу. Если пробок будет слишком много или начнет расти цена содержания автомобилей, то часть людей откажется от мысли приобретения авто, или купит малогабаритный автомобиль вместо крупного.

Иными словами, рынок не столько создает, сколько перераспределяет имеющиеся ресурсы так, чтобы удовлетворять максимально широкой группе потребителей. А вот строить новые дороги etc - это рынок уже делать не может, этим должны заниматься городские власти.

Таким образом, пример с шестью торговыми центрами не доказывает провала рынка. Если их там шесть, а не пять или семь - значит это подходящее решение. В противном случае, один из них прогорел бы (или был бы построен еще один, невзирая на сложности). Когда говорят о регулирующей руке рынка - подразумевают именно это.

«Таким образом, пример с шестью торговыми центрами не доказывает провала рынка» — таки не доказывает, так как я и не доказывал правила рынка.

Возвращаемся к вывескам. Очевидно, что основная цель вывесок - привлечение покупателей из целевой аудитории. Поэтому, в первую очередь вывески должны иметь узнаваемые стили или бренды, а уже потом быть эстетичными. И рынок прекрасно справляется с данной задачей. Вывески ювелирного магазина, спортивного магазина, банка и салона красоты - весьма отличаются друг от друга, причем не столько названием организации, сколько стилем оформления. Более того, косвенно стиль показывает респектабельность организации. К примеру, в "Банк Форум" я бы не пошел - явная дешевка, какое-то местечковое убожество.

Я этого не отрицал и не отрицаю.

Что же касается европейский и американских методов решения пробок, то они настолько омерзительны по сути своей (перекрытие части города, платные трассы, трассы для попутчиков, лимиты по номерным знакам), что не могут служить примером чего-то хорошего вообще. Это решение одной беды другой бедой.

Это не градостроительные методы, а экономические.

Это административные методы решения городских проблем. Т.е. универсальные в самой методологии.

Как угодно, ключевое слово — не градостроительные.

Я согласен со всем, что было здесь сказано автором. От себя добавлю, что поскольку городская реклама до сих пор толком не регулируется нормами и правилами, есть два основных способа реализовать эту идею:

1. Работа со службой заказчика. Ещё на стадии эскизного проекта необходимо убедить наиболее прогрессивных заказчиков в целесообразности фирменшильда, причём и в том случае, если заказчик сам собирается занять помещения, и в том случае, если эти помещения будут сданы в аренду. В дальнейшем других заказчиков можно будет убеждать как отрицательными, так и положительными примерами. Также разработки можно распространять через научно-практические конференции разного уровня с тем, чтобы их перенимали другие проектировочные и строительные организации и заказчики.

2. Методические разработки для студентов. Разработка рекламных поверхностей в объёмно-планировочных решениях здания до сих пор считается в замшелых академических кругах дурным тоном, хотя по факту архитектора никто не спрашивает, если он сам всё это заранее не предусмотрел. Поэтому в образовательные программы бакалавриата Архитектуры жилых и общественных зданий, а также Архитектуры промышленных зданий и сооружений необходимо внести если не отдельный предмет, посвящённый рекламе, то хотя бы одну лекцию, входящую в основной курс.

Да всё намного проще. Если проект предусматривает торговые помещения, нужно предусматривать место под рекламные площади и вывески. А как разрабатывать брендинг здания ещё нужно придумать. Хорошая была бы тема для диссертации или хотя бы диплома.

1. Убеждать никого не нужно. Обычно дело происходит так: человек покупает помещение, делает интерьер и наружный дизайн. Но если в интерьере всё более-менее предусмотрено (подведён свет, розетки, водоснабжение и тд), то банально прицепить вывеску сложнее — мешает либо газовая труба, которую нельзя закрывать; либо на втором этаже балкон или окно, в которое «светит» и нужно долгие часы сидеть с рекламщиками, друзьями, женой, соседями и думать, как эту задачку решить. А так тебе сказали размеры и сиди верстай. На более высоком проффесиональном уровне такие вопросы решаются лучше и без фирменшильда, но проблем там на самом деле не меньше.

2. Пока будут готовы методические разработки, реклама будет либо голографической, либо встроенной в зрачки :). Лучше внедрить это в проффесиональных кругах, а студенты сами всё поймут и подтянутся.

Сейчас с этими новыми образовательными стандартами, будь они неладны, заново переписываются программы всех дисциплин и спешно додумываются всякие дополнительные модули - можно было бы и рекламу подпихнуть туда.

А как внедрять в непосредственно профессиональных кругах я не представляю в связи с упрощением процедуры согласования. Через согласование крупные проекты протягивают авторитетные проектировочные институты (они то, может, и переняли бы этот опыт), а реальный проект потом делают за гроши какие-то шаражкины конторы, кормящиеся при строительных организациях... У вас так же или иначе?

Ну это не совсем «реклама», это всё же проектирование. Просто небольшой метод, который использовали раньше в Европе, но забыли.

Как внедрять? Ну у меня недавно заказали эскизный проект (робочий будут делать другие люди), я всё сделал, показываю, заказчик спрашивает: «А что это за пустое место над дверьми?», ну и я в двух словах объяснил, что это и зачем. Он сказал «прикольно, удобно, правильно». Всё, внедрил :).

Об этом и говорил: фирменшильд на совести и профессионализме архитектора - значит, нужно этот опыт передать другим.

© 2018 Trend Club