Инфицированы будущим
Облако трендов:

ASUS 3D космос будущее технологии конкурс ИИ ноутбук образование тренд медицина россия город будущего Сколково

Пост месяца Конкурс 2012: Технологии спасения

Конкурс 2012: Технологии спасения

Randall
Текущий конкурс Технологии спасения

Технологии спасения

При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Август '09
Актуальные Гафниевые Новые Все

Конкурс Августа - призеры
При поддержке ASUS

Алоха,

валокардин выпит, валерьянка прикончена, шоколада в агентстве и офисах Intel и ASUS больше не осталось. Мы читали ваши статьи и думали о том, что надо увеличивать призовой фонд. Мы спорили, голосовали и пытались понять, как сделать так, чтобы никого не обидеть.

Нам в этот раз было тяжело, потому что работы отличались идейностью, форматами и количеством орфографических ошибок :)

Все победители внимательно отнеслись к проблеме мотивации учащихся и вовлечения их в учебный процесс, каждый по-своему раскрыл тему, но в тренде конкурсных работ была интерактивность и мультимедийность будущего российской школы.

Две первые работы из призовых посвящены единой обучающей среде. Стоит отметить, что по журналисткой силе работа Алексея Богданова вполне может соперничать с многими работами, опубликованными как в бумажной прессе, так и на тематических ресурсах во внешнем интернете. Интересная идея, её описание и сделанные выводы дают нам надежду на светлое будущее нашего образования.

Статью Сергея Пряда мы заметили сразу же после её опубликования и с интересом следили за развернувшейся дискуссией. Тема виртуальных игровых миров и их слияния с реальной системой обучения есть и будет достаточно привлекательной темой для пользователей всех возрастов. Это мы и отметили вторым призовым местом.

Конкурсная работа Натальи Шоповой понравилась нам, прежде всего, своим прикладным значением. Чувствуется, что у неё есть опыт в этой теме и эта статья - описание окружающей действительности и надежды на то, что в будущем всё изменится к лучшему. С удовольствием поддерживаем эти идеи!

 

Итак, результаты:

I место — статья Алексея Богданова (Danov)  "Стандартизация единой карты знаний и свобода методик обучения" 

II место — статья Сергея Пряда (Pryada) "MMORPG Образование"

III место — cтатья Шоповой Натальи (Borisovna) "Социальный заказ школе будущего"


Поощрительные призы достаются:

Данилу Дехканову (dashman)

Стаси Долинской (StacyDolce)

vlax'у и vadimgalkin 

Роману Валерьевичу (Hypnoman)

 

Вручение призов пройдет в офисе ASUS после 18го сентября. Доставка призов не москвичам будет осуществлена в самое ближайшее время (уже завтра мы запакуем призы в подарочную бумагу, напишем наши горячие признания и отправим их в Казахстан). 

Совсем скоро мы объявим конкурс сентября, будьте на связи и генерите контент. Пусть ваш рейтинг растет и шансы на получение ноутбука увеличиваются.

И, да, обсуждать решение жюри можно. Мы чуть-чуть отойдем от перенапряжения и будем готовы объяснить нашу позицию тем, кто заинтересован в этом.

  4

Конкурс августа завершен!

Проект целиком и полностью посвящен технологиям будущего, и сейчас завершился третий августовский конкурс статей. Напомню, что конкурс был посвящен будущему образования в России. Лучшие авторы вот-вот будут названы и получат ценные призы, среди которых новинки сезона - ноутбук ASUS UX50V, коммуникатор ASUS P320 и звуковая карта ASUS Xonar EssenceST.

Кому достанутся призы? Пока сложно ответить. Сейчас поиском ответа на этот вопрос занимается строгая, но справедливая комиссия, состоящая из редакции проекта и специалистов компаний ASUS и Intel. Как только имена победителей станут известны, мы объявим дату церемонии награждения!

Успехов!

>>>>>>>

Update: Друзья, мы так сильно зачитались Вашими работами, что даже перестали пить кофе и принимать антидепрессанты. Это действительно здорово! И, для того, чтобы растянуть эту приятную процедуру, мы возьмём небольшой таймаут для полного ознакомления. Поэтому, простите, не могу сдержаться, 9ого числа этого месяца и этого года мы объявим призёров. А 10.09.2009 наградим их с почестями, фанфары прилагаются. И, я думаю, мы опубликуем по традиции небольшой шорт-лист победителей. И фотографии призов. Они уже у нас.

  5

ЭМЕРГЕНЦИЯ НЕИЗБЕЖНА

 

 

Вперёд!

  0

we must find a way

В области образования люди придумали все, что нужно. Ясно, как сделать, чтобы сделать хорошо. Причем наблюдается закономерность - чем более продвинуто образование, чем больше есть методик, интерактивных учебных материалов, образовательных ресурсов и т.п. - тем ниже общее качество образования. Выпускник гимназии начала века был образованее нынешнего выпускника школы. Может быть, нынешним выпускникам это все и не нужно? Наверняка. Но мы-то знаем, что для них лучше.  

Как ни странно, школа выполняет свои функции, по крайней мере, одну(социализации) - точно. Она готовит выпускников к жизни. Являясь копией общества в миниатюре, школа дает понимание: "вот оно КАК все на самом деле…" Кто сильнее, тот и прав, хочешь золотую медаль - нравься учителям, не высовывайся, не стучи на товарища своего, говорим одно, понимаем другое, не по закону, а по понятиям. Эти правила работают и в реальной жизни, особенно в армии и тюрьме. Для русского человека это не пустые слова. 

По поводу знаний: в системе (вот в этой пачке документов со схемами и учебными планами, лежащей в сейфах министерства образования) ничего менять не надо. Она и так довольно неплоха. Менять нужно отношение и людей, тогда в рамках системы можно повысить КПД очччень значительно.
 Люди меняются неохотно, культура - это синоним насилия. Если вы когда-нибудь пытались приучить ребенка или кота к туалету, то понимаете меня (под насилием имеется в виду не только "а вот этой кочергой по кумполу? "). Хотя… "Насилие" - не совсем удачное слово, пусть будет "воздействие". Это политкорректнее и отвечает духу нашего цивилизованного века, устремленного в будущее. 

Итак, школа должна давать системные знания, умение эти знания применять на практике, критически их оценивать (т.е. мыслить), учить учиться и так далее. Все соответствующие наработки уже существуют.  
Главная проблема не в "как, чему и для чего учить", а в мотивации. 
И тут мы переходим к технологиям. 

Запоздалый эпиграф

"We must find a way... to make indifferent and lazy young people
sincerely eager and curious - even with chemical stimulants if there is no
better way" ["Мы обязаны изыскать способ... превращать безразличных и
ленивых молодых людей в искренне заинтересованных и любознательных - даже
с помощью химических стимуляторов, если не найдется лучшего способа"]
 По сути, это вопль отчаяния. Но как тут не завопить? Ведь, по сути,
мы обязаны чуть ли не любой ценой создать человека с заданными свойствами.
У Шкловского почти об этом сказано: "...если бы некто захотел создать
условия для появления на Руси Пушкина, ему вряд ли пришло бы в голову
выписывать дедушку из Африки".


Современная наука предлагает широкий спектр вариантов:

1. Химическое воздействие. 
2. Светозвуковое ритмическое воздействие и другие трансовые техники.
3. Гипнотическое воздействие.
4. Прямая электростимуляция зон головного мозга.
5. Использование наработок рекламной индустрии. 
6. Создание пограничных ситуаций, решением которых является решение учебных задач. Цитата:

Во-первых, ставя млекопитающее в положение неправоты согласно его собственным правилам осмысления важных отношений с другим млекопитающим, можно вызвать у него крайнюю боль и дезориентацию.
 
Во-вторых, если удается парировать или сопротивляться этой патологии, опыт такого рода, взятый в целом, может способствовать творчеству(2).


Возможно, будущие выпускники педвузов будут учиться на специальностях "нейрофизиолог-педагог", "психофармаколог-педагог", "реаниматолог-педагог". Время покажет.  

Литература:

1. Аркадий и Борис Стругацкие. Отягощенные злом, или сорок лет спустя. (Эпиграф оттуда, а текст на английском, если не ошибаюсь, принадлежит Лири)
2. Бейтсон Г. Экология разума.

  1

Будущее российского образования. От кого оно зависит?

 Не буду говорить много. Скажу то, что знаю хорошо. Будущее - это плоды настоящего. От того, какие знания получит сегодняшний ребёнок зависит его професионализм в будущем. От того, как донесёт сегодня преподаватель эту тему зависит то, как будет понимать ученик темы, которые строятся на этой. От качественного образования зависит судьба не только отдельного человека, но и страны. Поэтому оправдать низкой зарплатой работу учителей, которая становится однообразной нельзя низкой зарплатой. Это не должно быть так! НЕ ДОЛЖНО. Нужно учить детей так, чтобы им было интересно не будущее героев сериала или компьютерных игр, а СВОЁ. Лекциями этого не достичь - они просто надоедят и перестанут восприниматься. А вот сделать так, чтобы укоренилось соответствие: безделье, сплошные развлечения влекут за собой тупость, бедность, скуку и проблемы, а узнавать что-то новое - это интересно, здорово, это даёт результаты, знающий человек получает больше наград и уважения - это посложнее. Это может не каждый. Это может только тот, кто захочет и заставит себя что-то менять. А ведь хорошо учиться - на самом деле должно быть престижно. В некоторых школах, к счастью, это так и есть. Награды, мероприятия, которые нравятся учащимся - они вовлекают в школьную жизнь само слово "школа" воспринимается более приятно. Если учить иностранный язык, смотря фильмы, читая интересные книги, общаясь с иностранцами - можно научиться общаться. А если писать массу грамматических правил, которые потом вылетают из головы в нужный момент (если не сразу после контрольной) - можно получить хорошую оценку и не больше. В процесс образования нужно вовлекать всех - родителей, специалистов по той или другой профессиии - это доджно быть интересно всем. Потому что это - будущее, а на будущем экономить нельзя. В него нужно вложить душу и вы получите результат. Тогда, рано или поздно, придёт время, когда ученики из выращенного Вами поколения - активные, интересуещиеся жизнью вокруг, люди придут к власти и улучшат жизнь учителей. Эти люди смогут изменить судьбу народа. Потому что для них это будет важно. Но сначала это должно стать важным для Вас, для всех, кто имеет или хочет иметь какое-нибудь отношение к образованию. Для того, чтобы что-то случилось, это нужно начать и делать. Ищите, что Вы можете изменить. Как сказал один мудрый человек "Если ты  видишь что-то неправильное и знаешь, что сделать, чтобы это исправить - ты нашёл своё предназначение. А если ты не знаешь, как это изменить - значит в тебе что-то не так". С Вами всё в порядке?)

  1

Дорога в будущее

Проблема Российского образования обсуждается уже довольно давно. Чего только уже не говорили на эту тему. Мне бы хотелось не указать на существующие недостатки, а предложить путь решения.

Как известно, все люди разные. У каждого свои таланты, свои предпочтения. Из некоторых выходят выдающиеся математики, а из других – лингвисты. Кто-то становится талантливым художником, а кто-то – музыкантом.

Задача школы – помочь понять ребенку в чем его призвание, помочь определиться с будущей профессией, а также дать начальные знания.

Примерно к 14 годам уже можно выявить какие предметы интересны для ученика и чем он может заниматься в будущем. Более того – нужно предоставить возможность выбора профилирующих предметов. Ведь гуманитарный склад ума лишь в редких случаях сочетается с талантами в математике и физике. Если ребенок талантлив в освоении иностранных языков, то ему следует предоставлять возможность больше времени и внимания уделить именно изучению гуманитарных предметов.

Кроме выбора предметов, также следует обратить внимание на проведение занятий. Учителя не должны монотонно начитывать материал, кричать и тому подобное. Человек лучше проявляет себя, когда его поощряют за достижения, а не наказывают за неудачи. Какой бы предмет не изучался – он должен быть интересен для учеников, они должны участвовать в процессе (вступать в дискуссии с преподавателем, задавать вопросы, предлагать идеи).

На фоне внедрения ЕГЭ следует внедрить системы тестирования и в школах. Во-первых, это позволит ученикам привыкнуть к форме тестирования. Во-вторых, это позволит формировать промежуточную успеваемость, данные о которой могут в последствии также предоставляться в ВУЗ. Более обширные данные помогут точнее оценить абитуриента при поступлении и отобрать лучших.

Также следует вести подробные дела на каждого ученика, где будут отмечаться его успехи и неудачи. По окончании школы можно будет составить полную характеристику каждого учащегося: какие профилирующие предметы выбрал, какие внеклассные занятия посещал, как вел себя, результаты тестирования и так далее. Такая характеристика может служить документом при поступлении в ВУЗ. При этом поступление будет проходить менее напряженно. ВУЗы смогут изучить полные данные, предоставленные школой, а не только результат оценки по ЕГЭ и вступительным экзаменам, и на основании этих данных отобрать абитуриентов. Таким образом, обучение в школе уже будет подготовкой к поступлению на выбранную учеником специальность.

Это краткое описание идеи модернизации образования. Я считаю, что такой комплексный подход позволит не только улучшить процесс поступление в ВУЗы, но и повысит дисциплину и уровень обучения в школах. При этом для каждого человека будет возможность во время обучения в школе найти свой путь: выбрать то, чем ему интересно заниматься, ту область, где он сможет добиться своих высот.

  1

Нас слишком многому учат.

"...Теперь его детей приговаривали к 10-15 годам учебы, чтобы просто узнать как выжить в этом запутанном и опасном мире, в котором они родились..." (c) "The Gods must be crazy", 1980

Да, за 30 лет ничего, в сущности, и не изменилось - те же 10-15 лет учебы и из человека, как принято считать, получается хороший специалист. Но так ли это на самом деле? Конечно, нет. И проблема тут скорее не в плохом образовании(плохие учителя, мало литературы и т.д.), проблема в том, что много молодых людей, которые даже после поступления в ВУЗ очень смутно представляют кем они хотят работать. Наша школьная программа построена таким образом, чтобы дать человеку понемногу информации обо всем. При этом, я думаю, каждый в школьные годы задумывался над тем, зачем ему тот или иной предмет. Действительно, нас слишком многому учат. У любого человека есть любимые и нелюбимые предметы, кто-то технарь, а кто-то гуманитарий. Причем это становится понятно уже классе в 5-6. Но на это сейчас никто не обращает внимание, это приводит к тому, что человеку еще несколько лет навязываются скучные предметы для общего развития. А зачем? Школьник забудет нелюбимые знания, как только окончит школу, если не раньше. Получается, что время тратится впустую. То, что первоклассным специалистом может стать каждый, вам могут подтвердить многие люди. Нужно только усердно работать и не тратить время попусту. Если ребенка лет 13 начать учить основам того предмета, который ему действительно интересен(не отвлекаясь на другие, скучные для него предметы). Далее все больше и больше углубляясь в материал, не забывая, конечно, о практике. Потом лет в 16 направить его на реальное производство, где он сможет применить и отточить свои знания. То к 20 годам мы получим высококлассного специалиста. Примером этому могут послужить сестры Полгар, которых отец с детства учил их игре в шахматы. Таким образом в будущем образование должно стать более узкоспециализированным, т.е. младших школьников учат основным предметам без которых человек просто не сможет выжить. При этом определяются способности детей к тому или иному предмету, на основе которых уже начинается узкоспециализированное обучение. Таким образом, на мой взгляд, мы получим больше хороших специалистов, чем с сегодняшним образованием.

  1

Проблемы автоматизации

Автоматизация - залог успеха. Но такого рода процессы должны внедрятся в уже рабочие процессы. А все что есть у нас - это спрошная брешь в системе образования.

Лично мое мнение - для начала надо привести в порядок саму структуру образовательных процессов, и, самое главное, материалы, которые преподают нашим детям. А уже потом автоматизировать процесс обучения. Тут нечего спорить и нет тем для обсуждения.

http://spectrum.ieee.org/blog/computing/it/riskfactor/computer-problems-continue-at-washington-dc-area-school

Если сама инфраструктура не подготовлена к реструктуризации, то и ИТ может не спешить со внедрением. Конечно, виртуальные библиотеки, электронные книги - все это будет. Будет, но мннистерству образования пока не до этого.

А в приватных учебных учереждениях... а там все и так идет нормально ) дело только за нами ))

  -1

Не сказка об образовании

Эпиграф:

- Жена все время недовольна, что дома ножи тупые. А то, что дети дома тупые, ее не волнует.

Предисловие

Оговорюсь сразу, я не буду писать об интерактивных досках и «каждому школьнику по ноутбуку». Все это в некоторых случаях нужно и полезно, но я категорически не согласен с теми, кто видит в них спасение отечественной системы образования, как в необходимых атрибутах. Сложно учиться без бумаги; сложно учиться слепым детям; сложно учиться во время эпидемии чумы. А вот без плазменных экранов и сервера баз данных в школе и ВУЗах учиться вполне можно… было бы, если бы не другие, более важные проблемы.

 

Постановка проблем

Живя в обществе, мы потребляем широкий ассортимент и немалое количество благ. Блага эти преимущественно являются продуктом человеческого труда и не являются неисчерпаемыми. Следовательно, если их не воспроизводить, общий уровень качества жизни начнет постепенно снижаться. Из этого мы видим главную задачу системы образования – дать человеку умение быть полезным для общества (в широком смысле этого слова). Кроме того, в наше время свободы слова и мысли, во время растущих возможностей распространения своих взглядов и ознакомления с чужими, во времена выборности власти и участия в жизни общества, человек должен быть источником полезных и прогрессивных идей и при этом терминатором популяризируемых заблуждений. Поэтому для современного общества крайне необходимо присутствие людей, являющихся специалистами в своей профессиональной области, но при этом имеющими широкие познания в области общественных интересов. Такие люди есть и сейчас, это те, кого мы называем умными людьми, но в последние годы они появляются вопреки системе образования, а не благодаря ей. Давайте же рассмотрим, как поставить «на поток» производство таких кадров.

Начнем с того, что далеко не каждый ребенок может стать таким человеком. Безусловно, сейчас все информационное пространство заполняют идеи о равных возможностях, но это очень вредное заблуждение. Во-первых, люди различны генетически. Во-вторых, возможности и наклонности человека очень зависят от того, какими были его первые годы жизни и дошкольное воспитание. Нет нужды показывать, что это время разные люди проводят в очень разных условиях, и именно они во многом определяют, сможет ли человек блестяще и честно защитить диплом, или же он будет к окончанию ВУЗа читать со скоростью 70 слов в минуту. Следовательно, первый шаг к построению эффективной системы образования – это ее дифференцированность. Называйте, как хотите, но должны быть школы «для умных», «для средних» и «для глупых», и никак иначе, т.к. различия между первыми и третьими огромны. Общаться им уже в детском возрасте неинтересно и некомфортно (а в некоторых случаях и небезопасно), а эффективное одновременное их обучение и воспитание невозможно, т.к. подаваться материал должен в совершенно разном объеме, с разной скоростью и в разных формах (оппоненты могут возразить, что это приведет к напряжению в обществе, но я замечу, что это напряжение существует и сейчас, просто ему не предают значения и не уделяют внимания). Следовательно, перед нами возникает задача выявления способностей обучаемых и их группировки с целью более эффективного обучения и воспитания. С первой частью наша система образования вполне может справиться, а вот группировка учащихся по уровням практически отсутствует из-за доминирования в нашем обществе толерантности к недостаткам и безразличия к достоинствам человека. Это нужно менять. Полагаю, все знакомы с нынешней ситуацией, когда никого не выгоняют и не переводят с понижением, в школах ставят тройки за чистые листы с контрольными работами, а в ВУЗах с третьего раза принимают курсовые абсолютно любой степени невменяемости. Не тех жалеем, господа.

Все вышеописанные ужасы объясняются другим пороком нашей системы образования. Как правило, ответственность за действия одних участников процесса несет хотя бы частично другой участник. Учителя вынуждены «рисовать» школьникам оценки, т.к. ничего хорошего для них (учителей) не выйдет из констатации факта, что школьники напрочь не понимают математику, химию, физику или биологию. Ведь такого не может быть, они же все такие одаренные, такие все индиго (согласно концепциям, исходящим из министерств), и только учитель может быть виноват в низкой успеваимости учащихся. Точно так же ни одна кафедра ВУЗа не признает на втором-третьем курсе, что ее студенты не в состоянии сделать курсовую или, тем более, дипломную работу. Ведь в этом случае весь город узнает, что на этом факультете трудно учиться, и студенты не будут стараться туда поступить. А значит, не будет часов, не будет контрактников, а значит, будут маленькие ставки и пойдут сокращения. Азохенвей!

Есть и проблема безразличия разных учебных заведений к последствиям своей работы. Школу не волнует готовность выпускника к ВУЗу, ВУЗы не волнует готовность выпускника к жизни, хотя бы в плане знаний и навыков. Философия деятельности этих учреждений отравлена мыслью «я просто делаю свою работу», а ведь ничто нельзя делать хорошо без понимания, для кого и зачем это делается.

И последнее, но при этом самое важное. Отсутствие мотивации учиться. Образование перестало быть необходимым условием для того, чтобы создать себе хорошие условия для жизни. Зачем тратить силы на получение знаний, если можно, ничего не делая, получить диплом (и то он нужен далеко не всегда), и пойти в риэлтеры, страховые агенты, сетевой маркетинг, менеджеры по продажам и даже мелкую экономическую преступность и коррупцию, за которые давно уже не наказывают.

Современная система образования в России (и многих других странах СНГ) катастрофически напоминает российскую армию, совершенно не поощряющую умение думать, а лишь слегка приучающую к выполнению приказов, но особенно обучающую использованию «лазеек» системы для избежания наказания в случае их неисполнения. Что же можно изменить в сложившейся ситуации?

Решения

Можно предложить ряд интересных, ресурсоемких, легкоуправляемых, но при этом абсолютно бесполезных реформ и административных инициатив, но я вижу решение только одно – строить заново. Нужно создать новую систему образования, параллельную существующей, которая будет работать по совершенно иному регламенту с четко и с умом поставленными целями. Пусть эта система отторгает и учеников, которые не могут учиться, и учителей, которые не могут учить. Временно они смогут найти себе место в «старой» системе образования. Когда же новая система начнет показывать свою эффективность, организовать ею постепенно замещение старой системы.

  1

Мотивационная составляющая образовательного продукта

Какую ответственность несет продавец образовательного продукта, он же его производитель и поставщик (давайте для простоты не будем здесь разделять эти три роли)?

Знакома ли вам такая ситуация, когда преподаватель заявляет, что он не собирается никого заставлять учиться, мол, кто хочет, тот воспользуется представившейся ему возможностью обрести новые знания? Во всяком случае в советские времена такая ситуация встречалась достаточно часто. И сейчас многие из поставщиков, считают такую установку вполне адекватной.

Чем же она плоха, и какова позиция противоположная ей?

Предпосылок у выше озвученной установки две:

Право на бесплатность образовательного продукта. Дефицитность образовательного продукта.

Но в современном обществе обе предпосылки все более сходят на нет, а значит, и порожденная ими установка, становится все мене адекватной. А значит, акценты смещаются, потребитель платит за право воспользоваться образовательным продуктом, но и поставщик должен платить качеством продукта за право его продать, а иначе этим правом воспользуются поставщики продукта более качественного.

Напомню, что в моих исследованиях речь идет об образовательном продукте, и на слово продукт надо обратить особое внимание. То есть это то, что заинтересовало клиента, то, что он покупает.

Качество образовательного продукта – усвояемость и полезность

Как клиент оценивает качество образовательного продукта, после его приобретения?

В первую очередь, по тому, смог ли он вообще чему-то научиться, приобрел ли он какие-то знания умения и навыки. То есть фактически по тому, продали ли ему вообще что-то, то есть, получил ли он что-то взамен своих денег. Ведь если он не смог чему-то научиться, значит, он был банально обманут, так как ничего взамен своих денег не получил. И лишь потом, по качеству того, чему он научился, то есть по тому, дают ли усвоенные им знания умения и навыки возможность решать соответствующие задачи лучше других. Но этот критерий относится к инновационной составляющей образовательного продукта и будет рассмотрен в других статьях.

Таким образом, задача поставщика теперь выглядит иначе: не просто сказать: «Вот оно. Если хочешь - бери», а заставить взять и убедиться, что клиент действительно взял, использует и использует правильно.

Ответственность продавца

Мне могут возразить, что в некоторых случаях человека вообще невозможно научить. Но и в таких случаях, ответственность лежит на поставщике, он должен уметь определить, кто готов к освоению его продукта, а кто нет. Не будет же парикмахер делать укладку лысому человеку, а инструктор по вождению не возьмется обучать слепого езде на автомобиле. Если же продавец согласился на сделку, то в случае неудачи он должен вернуть клиенту его деньги, а то и заплатить неустойку.

Разумеется, этими рассуждениями я провоцирую вас, а значит, мотивирую к более глубокому осознанию поднятой в этой статье проблемы, проблемы роли в образовательном продукте мотивационной составляющей.

Утрирую еще раз

Когда клиент приобретает образовательный продукт, его цель приобрести определенные знания умения и навыки. Идеальный вариант, когда самого факта заключения сделки уже достаточно, дальнейшее происходит уже без каких-либо усилий со стороны клиента.

Вспомните фильм «Игра» с Майклом Дугласом в главной роли. Достаточно было заключить контракт с компанией поставляющей образовательный продукт, заплатить деньги, и дальнейшее уже не зависело от клиента. Это и есть идеальный образовательный продукт с точки зрения его мотивационной составляющей.

Можно посмотреть еще и с такой стороны: сегодня все больше людей обращаются к услугам пластической хирургии. Зачастую тратят серьезные средства, терпят боль, идут на риск осложнений, для получения результатов, которые можно было бы получить методами мене радикальными, но требующими от клиентов больших самостоятельных усилий и времени. Возможно, в будущем образовательные продукты с жесткой мотивационной составляющей, подобной по своей жесткости пластической хирургии будут разработаны и найдут своего клиента.

Разумеется, я опять утрирую и идеализирую. Но я уверен, что в будущем именно продукт, обладающий большим уровнем мотивационной составляющей, будет иметь конкурентные преимущества, пользоваться большим спросом и выше цениться.

Мотивация и манипуляция

Кто-то может решить, что для обозначения описанного здесь феномена лучше подошло бы слово манипуляция. Давайте разберемся. На самом деле речь идет о неких приемах, методах, техниках или, если обобщать, о неких воздействиях, заложенных в образовательный продукт, которые в той или иной степени гарантируют потребителю его усвояемость.

Эти воздействия обладают двумя важными свойствами:

Очевидны ли они потребителю, замечает ли он их Дают ли они желаемый эффект

Понятно, что можно говорить об этих качествах как вообще, то есть по отношению к большинству, так и в частности, то есть по отношению к конкретному клиенту.

Именно в случае, когда такие воздействия с одной стороны очевидны, заметны, а с другой не дают желаемого результата, начинают говорить о манипуляции. Если же эти воздействия должный эффект обеспечивают, пусть даже они и очевидны, о манипуляции уже мало кто вспоминает.

Мотивация и свобода выбора

Подразумевает ли сильная мотивационная составляющая в образовательном продукте ограничение свободы выбора клиента в процессе освоения этого продукта?

ДА!

Разумеется, такое ограничение должно быть само ограничено, и присутствовать лишь в той степени, в какой оно необходимо для обеспечения эффективности освоения продукта. В идеале, свобода выбора может присутствовать лишь в момент принятия решения клиентом о приобретении данного продукта, дальнейшее от него не должно зависеть. Возможно, для кого-то это утверждение может звучать странно, даже вызывающе, но если вдуматься, такое ограничение свободы выбора является для клиента наиболее привлекательным качеством образовательного продукта.

На самом деле, здесь имеет место достаточно специфическое ограничение свободы выбора, я бы назвал его пролонгацией первоначального выбора, то есть первоначальный выбор должен поддерживаться, а все выборы, мешающие его реализации ограничиваться, по крайней мере, на протяжении времени, достаточного для усвоения образовательного продукта.

Предположим, речь идет об изучении иностранного языка. Разве бы вам не хотелось приобрести такой образовательный продукт, который бы гарантировал вам овладение иностранным языком уже вне зависимости от ваших дальнейших настроений и состояний? Разве вы не остались бы довольны, если бы так оно и произошло? Или другой пример, когда клиент обращается за помощью в освоении здорового образа жизни, в избавлении от никотиновой или алкогольной зависимости. Разумеется, он нуждается именно в ограничении свободы выбора. Именно это ограничение он и выбирает, обращаясь к соответствующим услугам. Кстати, а какова была его свобода выбора, когда под воздействием окружающей социальной среды он эти зависимости приобретал?

Сочетания инновационной и мотивационной составляющих

Напомню, что инновационной составляющей я называю наличие в продукте неких качеств, отличающих его от других аналогичных, дающих обладателю соответствующих знаний умений и навыков возможность решать стоящие перед ним задачи более эффективно, более качественно. Самой инновационной составляющей посвящены отдельные статьи. Здесь же хочется остановиться на том, как сочетаются инновационная и мотивационная оставляющие образовательного продукта.  

Если сильна инновационная составляющая, но слаба мотивационная, большинству ваших клиентов останется только облизываться: “…и я там был, мед пиво пил по усам текло да в рот не попало”. Лишь единицы, особо одержимые и талантливые, смогут извлечь пользу из вашего продукта. Возможно, ваша школа будет пользоваться уважением, но не будет популярна. Скорее всего, кто-то из тех единиц - ваших успешных клиентов, используя как-то понятую вашу инновационную составляющую, и, добавив к ней уже свою мотивационную, сможет организовать свою собственную школу. И у его проекта шансов стать успешным будет гораздо больше.

 Рассмотрим другой вариант: инновационная составляющая слаба, зато сильна мотивационная. В этом случае, на первых порах, люди, возможно, будут радоваться тому, как легко они осваивают предлагаемые вами знания, умения и навыки, но через какое-то время они осознают, что, не смотря на весь энтузиазм, полученные знания, не приносят пользу в решении практических проблем. При таких условиях, наверное, можно создать секту, но не успешную школу. 

Отметим так же еще и такой факт, возможно, требующий более детального изучения: чем сильнее инновационная составляющая в вашем продукте, тем более сильной должна быть и его мотивационная составляющая. Новое всегда сложнее освоить, чем, то, что уже стало общим местом и у всех на устах.

Поэтому, заблуждаются поставщики, целиком и полностью полагающиеся лишь на уникальность своего образовательного продукта, а значит, его инновационную составляющую, игнорируя составляющую мотивационную. Это можно позволить себе лишь при условии дефицита образовательных продуктов. В будущем образовательным продуктам придется все более конкурировать между собой за время, внимание и кошельки клиентов, даже если каждый такой продукт будет в чем-то уникальным.

Вывод

На мой взгляд, наилучшие шансы стать успешными имеют образовательные продукты с высоким уровнем как инновационной, так и мотивационной составляющих. Сама по себе мотивационная составляющая скорее может обеспечить вашему продукту популярность, а инновационная - повысить его ценность, а значит и цену. И лишь вместе они дают тот синергетический эффект, который способен обеспечить общий успех вашего образовательного продукта. 

 

© Колчин А.В., 2009

  0
© 2018 Trend Club