Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Август '09 → Большая Тройка и информатика

«Будущее российского образования». Сегодня эта фраза звучит в самых разных дискуссиях, посвящённых проблемам и недугам в системах среднего и высшего образования нашей страны. Да, проблем очень много, и о способах решения большинства из них участники дискуссий до сих пор не могут придти к общему мнению. Одними из самых болезненных проблем в нашей системе образования являются недостаток финансирования, потеря опытных преподавательских кадров, отставание учебных программ от жизненных реалий. Эдакая Большая Тройка. И в первую очередь это отражается на глубине знаний учащихся в самых разных дисциплинах.

Однако существует предмет, в которой зачастую ученики разбираются куда лучше своих преподавателей. Именно этот предмет сейчас более других страдает и от недостатка финансирования школ, и от нехватки опытных преподавателей, и от несовершенства программы обучения. Это информатика. Уже сегодня успешный человек немыслим вне умения владения компьютером. Жизнь ближайших нескольких поколений будет, безусловно, неразрывно связана с информационными технологиями, многие из которых сейчас даже не изобретены. И отстать сегодня в закладке этого фундамента означает оказаться на обочине мировой экономики и технического прогресса уже завтра.

Сегодня очень остро стоит вопрос, каким должно быть преподавание информатики в рамках школьной программы? Обратимся к словарю:  «ИНФОРМАТИКА — техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Теоретической основой информатики является группа фундаментальных наук таких как: теория информации, теория алгоритмов, математическая логика, теория формальных языков и грамматик, комбинаторный анализ и т.д. Кроме них информатика включает такие разделы, как архитектура ЭВМ, операционные системы, теория баз данных, технология программирования и многие другие.»

Однако приведённое выше определение из словаря мало подходит на роль предмета, призванного обучить школьников основам современных информационных технологий. Информатика должна быть не сугубо техническим предметом, а динамической дисциплиной, использующей прогрессивные методики преподавания. Это диктуется огромной ролью информационных технологий в жизни современного, сильного государства, и роль эта будет только расти.

Сегодня преподавание информатики в школах можно разделить на два течения: обучение основам работы в Windows и Office, и преподавание азов программирования на Basic или Pascal. Последнее направление постепенно отмирает, и замечательно. Умение написать пару вложенных циклов на этих «мощных» и «современных» языках вряд ли сделает из будущего выпускника школы человека, готового к  испытаниям и вызовам взрослой жизни. С другой стороны, обучая детей лишь составлению простеньких табличек в Экселе и отправке документа на печать, мы штампуем безликую массу «пользователей», будущий офисный планктон, не способный мыслить нестандартно, не по заученным схемам, неспособный к решению уникальных задач. Школьный курс информатики не должен быть узкоспециализированным предметом, дающим примитивные или никому не нужные навыки работы с несколькими конкретными компьютерными программами. И конечно, школьная информатика не должна быть дисциплиной, наполненной одной лишь голой теорией из целого ряда наук. Здесь необходим сплав из теоретических основ и практики использования программных средств для решения самых разных задач. Если сформулировать очень упрощённо, то школьная информатика должна знакомить учеников с современными информационными технологиями через решение различных прикладных задач. Например, сегодня в школах практически не используются ни дистанционное обучение, ни технологии Веб 2.0 . Ведь термин «информационные технологии» подразумевает не только сами компьютеры, но и современное программное обеспечение, и идеологию его использования. Обучение с помощью современных компьютерных технологий является не данью моде, а по-настоящему необходимым процессом повышения качества школьного образования. Это относится уже далеко не только к информатике, но и ко всему процессу обучения в целом.

И здесь возникает проблема подготовки самих преподавателей. Сегодня российским школам нужны не только изменения в программе обучения, но и подготовленные преподаватели, не просто слышавшие о перечисленных выше технологиях, но и умеющие их применять для обучения школьников. Например, сегодня компания Intel ведёт несколько целевых программ, направленных как на внедрение ИТ в школах по всей стране, так и на обучение преподавательского состава. Каждая из программ ориентирована на слушателей различного уровня. Также при поддержки Intel активно работают образовательные проекты на основе технологий Веб 2.0, способствующие не только широкому распространению знаний, но также безболезненной социализации и развитию у детей навыков работы в коллективе. Но подобные проекты имеют смысл лишь при наличии массового доступа к компьютерам и сети. Иными словами, должна быть обеспечена возможность для одновременной групповой работы учеников.  Иначе мы возвращаемся к так называемому фронтальному методу работы, то есть к поочерёдности – один работает или отвечает, остальные смотрят. Безусловно, в такой ситуации невозможна индивидуальная работа с каждым учеником. Сегодня этот принцип является одним из основных в мировой педагогической практике, однако в нашей системе образования он не применяется. На то есть своя веская причина, которая заключается в физической невозможности обеспечить индивидуальный подход каждому ученику, учитывая среднестатистические количество учащихся в одном классе. Однако в проектах на основе того же Веб 2.0 это становится вполне возможным. Правда, есть один крайне важный нюанс. Для успешного обучения информационным технологиям, не говоря уже о реализации принципа индивидуального подхода, необходимо предоставить каждому ученику индивидуальное рабочее место, оборудованное компьютером с доступом к локальной или глобальной сети. И тут возникает третья из перечисленных проблем.

Увы, сегодня немногие школы могут похвастаться хорошо оборудованными компьютерными классами. В такой ситуации рассуждать о высоких технологиях на службе обучения, об индивидуальном подходе и развитию навыков работы в группе просто не приходится. Приходится констатировать тот факт, что быстрое оснащение школ по всей стране современной техникой не по силам бюджету Министерства образования. И в этом большую помощь оказывают различные меценаты. Например, компании Asus и Intel, которые в течение уже нескольких лет оказывают целевую поддержку учебным заведениям по всей стране. У Intel это выражается в безвозмездной передаче компьютерного оборудования в рамках ряда программ. Asus активно обеспечивает учащихся нетбуками, тем самым предоставляя возможность использовании современных информационных технологий в процессе обучения по любой дисциплине, а не только информатике, что является логическим развитием процесса информатизации обучения в школах и ВУЗах России.

К сожалению, на государственном уровне сегодня должного внимания не удостоилась ни одна из перечисленных выше проблем. Задекларированные программы федерального уровня выполняются с задержками и основываются на устаревших или откровенно неудачных новаторских решениях (камень в огород ЕГЭ). Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем, по примеру большого бизнеса,  со стороны чиновников будут предприняты более активные шаги.

  0

Комментарии

>> и преподавание азов программирования на Basic или Pascal. Последнее направление постепенно отмирает, и замечательно.

Вот тут я с вами не соглашусь. Если программирование в школе - это бездумное написание циклов, то да - это не есть хорошо. По мне, так надо сделать информатику именно программированием, причём развивать навыки программирования, мышления. Например, решения несложных олимпиадных задачек. Перебор вариантов, различные математические алгоритмы и прочие, как мне кажется, интересные вещи.

© 2019 Trend Club