Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Август '09 → Российское образование. Проблемы и перспективы.

  «Когда учителя перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться» Ларошфуко

Мы любим вглядываться в даль, ища там признаки Грядущего. Но Будущее не где-то там, за горизонтом, оно здесь, прямо под ногами. Семена будущего проклевываются ежечасно и неприметно прорастают. Среди них есть и «баобабы» готовые разорвать нашу маленькую планету на куски, есть и «цветы» делающие ее лучше и прекраснее. И в зависимости от того, сумеем ли мы распознать эти ростки, и зависит то будущее, в котором мы будем жить.

Но хватит лирики и разговоров о прекрасном, поговорим о нашем Российском образовании. О будущем Российского образования. Хотя если поднять эту тему на любом форуме первый ответ будет: «А что обсуждать, то, чего уже нет?» И это мнение, не смотря на свою эмоциональность, имеет право на жизнь. Мы сейчас живем на руинах советского образования. Образование в СССР было ориентировано на одну цель – подготовку специалистов инженеров для советской экономики. С развалом плановой системы школа, привыкшая работать на государственный, а не на социальный заказ, оказалась не у дел. Сейчас в школе возникла классическая революционная ситуация «Верхи не могут (учить), низы не хотят (учиться)». Образовательный уровень (и что важнее, социальный статус) учителей не успевает за возрастающими требованиями профессиональной компетенции. А ученики, лишенные позитивных жизненных ориентиров, не особо стремятся к знаниям. Более того, появилось мнение, что в обществе построенном на деньгах знания являются балластом.

 

А тут еще подоспела компьютерная революция. К которой школа оказалась просто не готова. А эта революция является глобальной. Сравнить ее можно разве что с появлением печатного станка. И разговор здесь идет не о внешних атрибутах (компьютерах, сотовых телефонах, e-bookах), а о внутреннем содержании – человечество переходит к глобальным методам хранения и распространения информации. И не важно, читаешь ли ты эту информацию с экрана монитора, или она (может быть уже завтра) заливается к тебе в мозг по нейроинтерфейсу. Важно, что ты – часть глобального механизма обработки информации. Учит ли современная школа этому – «нет!». Должна ли учить – «ДА!!!». В современном обществе информация стремительно устаревает. Дать школьнику ту информацию в которой он будет он нуждаться через 10, 20, 30 лет практически невозможно. Необходимо дать ему навыки поиска такой информации. И школа, поставив перед собой такую цель, ничего не сделала для ее достижения.

И тат возникает другой соблазн. Его тоже часто озвучивают на форумах: «А зачем вообще школьное образование? Все что мне надо как специалисту, я получил из Сети». Да. Я сам могу признаться – мне ни когда в жизни на практике не потребовалась теорема Пифагора, знание сюжета «Евгений Онегин», и умение уравнивать химические реакции по методу электронного баланса. Но признайтесь, разве вы научились в школе только этому. Лично я научился еще многому: знать писать «шпору» или надеяться на свою память, давать списать или нет, кому можно доверять, а кому нет. Всему этому и многому другому мы учились в школе. Поэтому школа должна жить, но должна жить по-новому.

Точнее вернуться назад, к истокам. Если вспомнить когда зародилось школьное образование, и появились первые гимназии и лицеи, то форма и роль образования тогда была совершенно иной, чем сейчас. В Античной Греции не гнались за прагматичным сиюминутным знанием, а изучали философию – любовь к мудрости. Учитель был другом и наставником, ведущим учеников за собою. И к этой роли надо вернуться, но на качественно новом уровне.

ИХМО, Школа будущего – это элемент глобальной социальной сети. Сети где целью является развитие личности ученика, а средством – погружение его в развивающую информационную среду. На данном этапе развития информационных технологий это может быть среда построенная по принципам Веб 2.0.: социальная сеть, совокупность научных и развивающих блогов. Школьник, приходя в школу, выбирает проект, над которым он будет работать. Этот проект он делает не сам, а с группой единомышленников (своих одноклассников, и ребят, с которыми он переписывается по сети). В процессе выполнения этих проектов у него формируются образовательные потребности, которые и старается удовлетворить педагог. Например, в процессе написания заметок у ученика возникает потребность в грамотном письме, а в процессе чтения зарубежных руководств – потребность в знании иностранного языка. Если педагог не может удовлетворить эти потребности, то привлекаются внешние эксперты.

Этот метод не нов. Его предложил еще в начале прошлого века Селестен Френе. Технология свободного труда предложенная им в значительной степени воспринималось тогда как футуристический проект. Но сейчас, на новом техническом этапе, его идеи оказываются на удивление современными. Так, Френе создал прообраз программированного обучения – обучающую ленту, к которой последовательно прикреплялись карточки с информацией, упражнением, вопросом или задачей, контрольной работой. Реализация этих некогда альтернативных, а ныне актуальных методик образования и дает шанс России сделать качественный рывок к новому будущему.

Но… Школьное образование не готово принять новые методики. В силу различных причин (организационных, идеологических, культурных, из-за инерции и просто из-за недостатка в мотивации). Здесь должно свою роль сыграть дополнительное образование не связанное оковами обязательных к исполнению программ и планов. На базе дополнительного образования возможно создать и обкатать модель, а потом уже масштабировать ее по школам. И здесь не обходится без проблем.

Дополнительное образование развивается сейчас на задворках школьного. Простой пример, я услышал про конкурс корпорации Intel «Каждому ученику – Школьный ноутбук». Но на вопрос – смогу ли принять участие получил ответ: «Спасибо за вопросы. К сожалению, в этом конкурсе не могут принимать участие учреждения дополнительного образования.» Но ничего, прорвемся… В моих планах на наступающий учебный год – поднять внутришкольный сервер, где дети смогут выполнять научные работы, получать актуальную научную информацию, и просто общаться. Уже присмотрел подходящий движок.

В общем. Я верю в Российское образование. Почему? Потому что пока есть люди, которым не безразлично будущее их детей – у образования есть будущее!

 

  1

Комментарии

Говорю вам спасибо за текст: позитивный, без заунывного "все плохо" и "дайте нам"! Пока есть те, кто готов выступать с инициативой и брать на себя хоть малую толику ответственности, наше образование имеет все шансы иметь прекрасное будущее!

Российское образование всегда держалось на энтузиастах и самоучках ;) А за "спасибо" - спасибо!

Я бы сказал, наука и прогресс всегда держались на энтузиастах и самоучках.

Да, но в России это обострилось. То Ломоносов приходит пешком в Москву что бы выучиться и поднять Академию. То Макаренко в голодные 20 делает то, что сейчас лучшим педагогическим вузам не по силам.

Я бы сказал, прогресс и будет держаться на энтузиастах и самоучках, а вот наука на самоучках отчасти. А то что богата талантами земля русская - это да, всегда было и надеюсь будет.

Кому интересно, я коротко рассказал о нашем опыте работы здесь: http://trendclub.ru/700

© 2019 Trend Club