Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Август '09 → Образование будущего: Почему количеству придётся подружиться с качеством

То, о чём я буду стараться вам рассказать вряд ли укладывается в карамельную концепцию будущего российского образования. Идеи, которых я коснусь, не очень популярны. Многое из описанного вам не понравится потому, что это совсем не то о чём вы фантазируете.

Постараюсь обходиться без эпиграфов и великодержавного пафоса, а ещё, для вашего удобства, разобью всё на две части.

Дети за делом

Человек получает образование всю свою жизнь — с самого молочного возраста и практически до последнего вздоха. В разные отрезки жизни роль образовательных институтов для него играют разные сущности: в младенчестве — родители, затем — детский сад, школа, вуз. Потом приходит рабочая практика, зеркалирование чужого опыта, повышение квалификации и т. д. Некоторые из этих институтов могут сопровождать и поддерживать его очень долго (например, родители), другие могут моментально терять актуальность (брошенный в первом семестре вуз). Под «российским образованием» у нас почему-то понимают лишь две номинальные единицы — это школа и вуз. Причём шов между ними с каждым годом стараются всё тщательнее замазать.

Школа

Средняя школа была и остаётся местом, где детям стараются показать многообразие наук. Подчеркнуть насколько колоссально, то число возможностей, из которых им предстоит выбирать в дальнейшем. Школа не собирается ни чему учить, она способна лишь ознакомить со всем помаленьку для того, чтобы у школьника были отправные данные для будущего выбора.

Не буду спорить — отнюдь не гуманно тратить 10 лет на поверхностное ознакомление, но нужно признать, что не каждый школьник может понять, что ему действительно нравится и с чем он готов связать свою жизнь. Чего уж там школьник. Практика показывает, что многие не в состоянии определиться даже после вуза. К кому-то понимание приходит раньше, к кому-то позже — все люди разные.

Мозг ребёнка в его школьные годы похож на пластилин, а его психика и вовсе на губку. Первое позволяет ему жадно поглощать информацию и с высокой степенью вероятности запоминать её. Второе необходимо для выработки собственной модели поведения внутри социума. Так чего удивляться тому, что первые 16 лет ребёнка учат всему подряд — «и петь и чертить и алгебру думать»? Вполне обоснованный ход — другого-то шанса не будет. Необходимость социальной адаптации в свою очередь — та, единственная причина, благодаря которой школьный «класс» никогда не будет заменён на «группу» социальной сети. Хватит фантазировать о полностью дистанционном школьном образовании. Оно будет возможным только в том случае, если планетой начнут управлять мозговые слизни.

Кажется, со школой всё ровно и понятно, так? Общая мысль ясна — запихнуть в голову ребёнка максимум всего, пока есть такая возможность. Как бы не так. Правильному, на первый взгляд, подходу мешает миллион проблем. Абсолютно весь этот миллион решаем, причём в короткие сроки. Из миллиона проблем по-настоящему пугают только две. Пугают из-за того, что министерство образования (кстати, ещё один синоним «российского образования») игнорирует их уже несколько десятков лет.

Школьники Союза

Первая проблема — это ригидность. Сегодня в школах изучают то, что старый Режим считал правильным. Например, Лермонтов, Горький — в избытке. Джойс, Лондон, Стругацкие — «где-то слышал, но непонятно кто такие». Решение в балансировке программы. Если учесть, что ригидность проявляется в предметах которые можно пересчитать по пальцам одной руки трёхпалого фрезеровщика, то особых трудностей в выработке нового плана не предвидится. Однако ж вот, пожалуйста: разговоры ходят давно, а детишки так и думают, что Пушкин родоначальник всех поэтов на планете.

Вторая проблема куда сложнее — профессионализм преподавателей. Речь сейчас не о банальном «Мой учитель информатики — идиот. Я хочу учить php, а он рассказывает нам про объектный паскаль». У каждого, наверное, в детстве встречались ситуации, когда после прихода нового учитиля, или простой смены школы некоторые предметы просто «вставали», а то и разворачивались вспять. Учитель такая же профессия, как каменщик или художник. Бывают плохие каменщики. Престиж профессии учителя резко упал в середине восьмидесятых. Конкуренции у учителей почти нет. Так чего, скажите, удивляться непрофессиональным учителям при ставшей перманентной нехватке кадров?

Разумеется, в школе будущего будут и «космические ложки» и «персональные телепорты» и «вай-фай в туалетах» и «php на уроках информатики» и, наверное, даже СтарТрек, включённый в программу по истории. Но всё это мелочи никак не влияющие на принцип «максимум знаний до 16ти лет». Школа будущего — это школа прошлого, наполненная профессиональными учителями, гордящимися своим призванием; управляемая директором, не боящимся инноваций и экспериментов; посещаемая детьми, преисполненными намерения получить ответы на все вопросы Мира.

Высшее учебное заведение

Вуз — ещё одно место в котором ничему конкретному не учат. Однако, ценность вуза гораздо ниже, чем ценность средней школы. Причина кроется в практически полной самостоятельности и «взрослости» абитуриентов. В свои 17 лет ребята (далеко не все конечно), зачастую, уже знают с чем хотят связать свою жизнь и эскизно видят свои дальнейшие шансы. И вот они идут «на следующий этап», как сказал завуч на последнем звонке, с документами в приёмную коммиссию, смотрят на специальности, изучают программы, преподавательский состав… И понимают, что, в общем то, ничего интересного их тут не ждёт. Программистов так и учат программировать довоенные компьютеры, а дизайнеры почему-то лепят из глины в холодных студиях-спортзалах.

Тот абитуриент, что зрелее остальных, плюнет и пойдёт говорить с родителями о том, что не собирается тратить 5 лет на ерунду. Вместо этого он станет учиться на своих ошибках и попутно займётся самообразованием. Устроится работать за копейки в интересную компанию, но на самую непристойную должность, типа уборщика или посыльного. И скорее всего к тому моменту, как его сверстники выпустятся, он будет иметь не менее грузный багаж знаний, подкреплённый 5ю годами ценнейшего опыта и неплохую должность. Он расплатится за это преимущество отсутствием «корочки» и «студенческой жизни», но в любом случае, это будет мизерная цена за такую фору.

Другие абитуриенты, те, которые ещё не успели удрать из родительских гнёзд или выползть из-под родительского же гнёта — пойдут туда, куда получится. Почитают брошюрки, выбирут, что поинтереснее, попристижнее, повостребованей, подороже (почему-то каждая семья в нашей стране считает, что «высшее образование — это не то, на чём стоит экономить»). На самом деле в таком выборе нет ничего плохого и таких студентов, похоже, большинство. Часто аппетит приходит во время еды и усердия многих оказывается достаточно для того, чтобы доучиться до заветной корки.

Вот только корки эти с каждым годом всё менее востребованы работодателями. После внезапного прихода рыночной экономики топ-менеджеры охотнее меряются квартальными финансовыми отчётами, а не количеством КТНов в штате. Другими словами бизнесу нужны реальные умения, навыки и результаты, а корка лишь говорит о том, что её обладатель старался по меньшей мере 5 лет для того чтобы их (умения, навыки) получить.

На самом деле такой длительный разбор ситуации необходим для того, чтобы понять какими же будут высшие учебные заведения в будущем. Потому, что, в отличие от школ, перемены на этом этапе образовательного процесса должны быть кардинальными.

Итак, мы уже поняли, что основная проблема вузов — их закостенелая система, не дающая студентам получать именно те знания, которые им хочется, которые они сами считают необходимыми. Сейчас в программе довольно много дисциплин которые даются по принципу «раз вуз имеет статус технического, то их необходимо включать в программу любой специальности». Так происходит с химией, начертательной геометрией, физикой, ещё какими-то предметами, оправданными к навязыванию школьникам, но не студентам. В итоге хотят — не хотят, а студентам приходится заниматься даже тем, что им не интересно. Прибавьте к этому «непрофессиональных каменщиков», способных разгромить номинальный энтузиазм на ранних стадиях и вы получите 70% студентов, которые доучиваются до выпуска, что называется «по инерции».

Для модернизации высшего образования имеет смысл задуматься об упразднении факультетов, как тематических векторов науки. Студентам с самого начала и до победного конца следует позволить самостоятельно выбирать курсы и дисциплины для обучения. Помогать им в этом должны, очевидно, какие-то закреплённые консультанты. Такой консультант будет чем-то похож на личного врача или парикмахера, который наблюдает за абитуриентом ещё со школы и в состоянии дать ему взрослый, профессиональный совет, о том, каких дисциплин набрать в корзину в этом сезоне. Но о профессиях будущего мы говорили в прошлом месяце, так что не будем увлекаться.

Почётные знаки

Конечно, такая реорганизация будет довольно серьёзным ударом по уже выстроенной и общепринятой системе. Например, диплом станет совсем уж бессмысленным, вместо него на первый план выйдет табель. Прослушал 240 часов лекций по курсу «лексические анализаторы», отлично защитил курсовую работу на тему «синтез речи». У хедхантеров крупных компаний явно прибавится работы.)

В таких условиях не будет позорным учится в вузе, скажем, 3 года, вместо пяти. Возрастёт ценность заочного образования. По сути единый (электронный?) табель/реестр заменит ворох всех этих дипломов, сертификатов, грамот, медалей и даже резюме и трудовых книжек. Поднимется средний возраст студента вуза. Захотел на старости лет прослушать курс сопромата, чтобы строить изысканные скворечники? Пожалуйста. 300 часов лекций по истории языков романо-германской группы? «Начинаем со следующего семестра, не опаздывайте» пишет преподаватель после заказа курса на едином портале, объединяющем все вузы страны. Скажете «утопичный идиотизм»? Быть может. Но у этого идиотизма куда более высокий приоритет и глубокие задачи, нежели у «оснащения всех аудиторий мягкими сиденьями и проекторами», «установки вай-фая по всему студенческому городку» и «включения Adobe CS 4 в учебный процесс».

Смысл в том, чтобы уменьшить навязчивость высшего образования. Искоренить мысль «ну всё, отучился на всю жизнь», которая неизбежно возникает у любого выпускающегося студента, после 16 лет непрерывного(!) обучения. Разбить, ставшую аксиомой, связку «после школы сразу в вуз, потом на работу». Дать шанс вчерашним школьникам самостоятельно выбирать направление своего развития, получая при этом нужные знания и игнорируя ненужные. С ростом уровня жизни и популяризацией технологий, среднее количество получаемых человеком знаний за последние десятилетия увеличилось на порядки. В таких условиях основной способ получения знаний для взрослых людей — это самообразование (благо количество инструментов для него растёт, как на дрожжах). Вузы же, как и средне-специальные образовательные учреждения, должны органично вписаться в новую инфраструктуру, стать основным, мощнейшим инструментом, помогающим людям учиться только тому, чему они хотят учиться, а не вынуждать зубрить неважное, приманивая дипломом-пряником в качестве гаранта трудоустройства.

Сегодня мы уже не располагаем прерогативой, которая была у нас раньше — учиться ненужному. В будущем, если мы хотим быть конкурентными, нам придётся учиться больше, чем сегодня, нам придётся тщательнее выбирать получаемые знания и постоянно следить за их качеством.

А там глядишь и импланты для обслуживания человеческой памяти появятся.)

  0

Комментарии

На второй фотографии явно юные борцы за демократию перед следственным комитетом НКВД.

Да фотографии тут не для чего - так, создать настроение. Просто мне кажется, что во времена Союза образование всё-таки было покрыто каким-то лёгким флёром романтики. А может это просто отголоски пропаганды, не знаю.

//В будущем, если мы хотим быть конкурентными, нам придётся учиться больше, чем сегодня, нам придётся тщательнее выбирать получаемые знания и постоянно следить за их качеством.// Кризис это хорошо показал, ну а если и не показал, то намекнул точно =)

ППКС! Придется знать, где необходимые навыки в случае чего приобести, и где и как их применить.

Ох, боюсь я всех этих ваших "единых реестров". С другой стороны, интернеты, глобализация -- почему бы и нет...

Отдаёт и вправду государственным снобизмом, но, например, в Штатах прижилось и активно применяется. Чего только стоят "интернет-реформы Обамы первых дней". Тим О'Рейли со всеми своими приспешниками, кажется, до сих пор пребывает в шоке =)

© 2018 Trend Club