Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Август '09 → Решение проблем российского образования

Что такое образование для школьника и студента? В первую очередь, это инструмент саморазвития и реализация себя, своих амбиций. Развитие личности, ее актуализация - вот первая задача любого образования.


Проблемы современного российского образования можно перечислять очень долго: тут и слабое материально-техническое оснащение, отсутствие необходимой квалификации у преподавательского состава, неактуальность образование и его оторванность от практики. Однако кардинально изменить ситуацию в течение ограниченного времени и без огромных финансовых вложений практически невозможно. В этой связи я предлагаю несколько иное решение, которое не потребует значительных затрат от государства, вузов, студентов и школьников. Немного отойдем от проблем институтов образования и обратимся к проблемам непосредственно студентов и школьников.


Одна из основных проблем современного российского образования состоит в непонимании того, какие профессии будут востребованы даже через пять лет. Проведенный мной опрос среди некоторых учащихся московской школы и студентов ведущего российского ВУЗа выявил следующую проблему: школьники и студенты сомневаются в верности своего выбора, они не уверены, что получаемые ими знания пригодятся в будущем, не знают, что будет востребовано обществом через несколько лет. Таким образом, неуверенность в верности выбора можно считать одной из серьезных проблем современных студентов и школьников. Школьники должны выбрать, будут ли они заниматься точными науками, гуманитарными или посвятят себя развитию как личности, найдя свое признание в спорте, актерском мастерстве или в чем-то другом. Студенты же сталкиваются с проблемой поиска лучшего образования, постоянного выбора тех предметов, которые имеет смысл изучать плотнее и тех, которым можно уделять меньше времени.


Что же может повлиять на выбор школьников и студентов? Ответ очень прост: опыт успешного человека. Общение с признанным специалистом в своей отрасли поможет определиться многим школьникам, а студентам придаст уверенности в верности их выбора. Опыт профессионала, непосредственное взаимодействие со школьниками и студентами, ответы на их вопросы позволит окончательно сделать свой выбор. Однако, как это реализовать? Приглашать лидеров в каждую школу и ВУЗ очень затратно, да и не будут тратить свое время профессионалы на то, чтобы несколько человек поняли верность своего выбора. 
Однако реализовать это можно и поможет здесь повсеместное внедрение интернета в школах: взаимодействие через интернет с лидерами в своей отрасли, возможность задать вопрос и услышать лекцию не только от своего учителя, преподавателя, а от нобелевского лауреата или просто известного человека. Только представьте: вчера лекцию по физике читал профессор, а сегодня ее прочтет Жорес Алферов. Это создаст не только огромный интерес к предмету, но главным образом поможет ученикам сделать правильный выбор, а студентам убедиться в его верности. Затраты на такую лекцию компенсируются массовостью: лекцию услышат не только студенты одного ВУЗа, университета, но студенты всех российских ВУЗов. Именно такой подход – приглашение профессионалов, работа с ними и понимание того, что предстоит сделать, поможет сделать российское образование одним из самых лучших в мире. Возрождение публичных лекций или простого общения с появлением интернета не представляется серьезной проблемой. При массовом спросе на подобные лекции их стоимость для отдельных студентов и школьников, а также ВУЗов и школ станет очень низкой.


Второй проблемой является отсутствие практической ориентированности образования. Современное российское образование ориентировано на воспитание не сколько личности, сколько будущего ученого. При этом очень часто игнорируется тот факт, что даже будущему ученому огромное количество предметов, преподаваемых в школе и оторванных от реальности, будет просто не нужно в его постоянной деятельности. А в случае наличия какой-либо потребности, он сможет без особых проблем обратиться к теоретической части.


Что делать для того, чтобы образование позволило развивать личность, а не только давать общетеоретические знания? Ответ достаточно прост: необходимо ориентировать все учебники на решение не столько теоретических задач, сколько их связи с практическими проблемами, с которыми сталкивается школьник. Например, навыкам программирования имеет смысл обучать не на примерах решения теоретических задач, но главным образом на конкретном решении практической проблемы. Создание собственного виджета для сайта даст намного больше знаний и гарантирует их сохранность, нежели решение нескольких десятков чисто теоретических задач. Опыт по решению конкретной проблемы станет намного более ценным для любого ученика, нежели любые теоретические знания.


Теперь обратимся к другой проблеме: актуальности образования. Большинство опрошенных мной молодых специалистов утверждают, что полгода работы в компании дают знания эквивалентные 2-3 годам обучения в ВУЗе. На первый взгляд, проблема ясна: необходимо сделать обучение более современным и практически ориентированным, однако этот подход не учитывает того, что во многих специальностях, особенно в IT сфере актуальность приобретают знания, о которых 5 лет назад никто даже и не задумывался. Как пытаться выпускать специалиста, если мы не знаем, какие конкретно практические навыки будут востребованы после окончания? Чтобы исправить эту ситуацию, на мой взгляд, необходимо давать не столько знания, сколько формировать мотивацию к самостоятельному обучению. Необходимо помогать студентам в приобретении навыков поиска, анализа и обработки информации, нахождения решений актуальных проблем, ориентировать студентов на самостоятельно решение новых проблем, а не на поиск уже готовых решений. Готовность решать новые проблемы, изучать то, что никто не делал до тебя, не может формироваться посредством классического обучения. Но такая готовность может быть сформирована при помощи решения конкретных практических проблем с учетом теоретических знаний. Внутренняя готовность решать проблемы, отсутствие страха перед неизвестным позволит позволят студенту и школьнику решать практически любые проблемы, пользуясь теоретическими знаниями.


Таким образом, подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить следующие принципиальные, на мой взгляд, моменты:
1. Одна из актуальных проблем российского образования – неуверенность в верности выбора. Чтобы компенсировать это, необходимо создание публичных лекций профессионалов в своей области. Лекции высококлассных специалистов будут цениться намного больше, нежели рядовые лекции.
2. Отсутствие практической ориентации в образовании делает невозможным развитие личности. Чтобы развивать личность необходимо связывать теоретические знания с решением конкретных жизненных проблем.
3. Образование в ряде специальностей утрачивает свою актуальность буквально сразу после окончания ВУЗа. Для того, чтобы образование оставалось актуальным, необходимо давать не только теоретические и практические знания, но также и формировать мотивацию на самостоятельное обучение и решение проблем.

  0

Комментарии

© 2019 Trend Club