Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Август '09 → Будущее российского образования. Возьмём его в свои руки.

Введение

То, что наше образование находится в глубокой жо…, пардон, яме, убеждать никого не нужно, более того, это прямо прописано в условиях конкурса. Не столь важно как мы оказались в такой ситуации, важно то, как нам из неё выйти. Однако, чтобы строить планы на будущее, надо иметь некоторую базу, поэтому сначала придётся поговорить об образовании как таковом, продолжить обсуждением текущей ситуации и только после этого можно будет говорить о том, что бы хотелось увидеть в будущем и как это можно реально достичь.

Сразу же отмечу, в этой статье я буду говорить только о среднем образовании с 5–го класса по 11–й. Начальная школа по сути своей есть придаток детского сада, а высшее образование — сущность совсем другого рода, и хотя проблемы в нём схожи с проблемами среднего образования, решать их придётся по–другому.

Необходимые условия получения образования

Система образования работает с учеником по двум направлениям: дача знаний и его социализация. Вторая задача если и менее важна, чем первая, то ненамного, ибо ничто пока не указывает на то, что в будущем нам придётся меньше общаться друг с другом. И, хотя во взрослой жизни ученику придётся общаться с кем попало и в каких попало условиях, учёба должна проходить в комфортной атмосфере, предполагающей доверие как между учеником и учителем, так и между отдельными учениками. Учёба должна строиться на взаимопомощи, но не уровня «дай списать», а уровня «объясни мне».

Для того, чтобы ученик учился добровольно и в полную силу, помимо комфорта необходимо обеспечивать должный интерес и мотивацию. Ученик всегда должен до конца понимать то, чему его учат, и причину, по которой он это изучает. Без этого может возникнуть ощущение бесполезности образования как такового, а это очень опасно.

Что касается собственно знаний, они должны быть максимально соответствовать пожеланиям ученика. Рано или поздно каждый понимает к чему у него лежит душа, и появляется желание скорректировать своё образование в ту или иную сторону. Хорошая система образования должна подразумевать такую возможность; разумеется, только в том случае, если данное решение принимается осознанно (и самим учеником, а не его родителями). Тем не менее базовые знания должны даваться по всем направлениям, так как хотя бы минимальные представления об окружающем мире, истории и литературе должны быть у каждого человека.

Таким образом ученик должен получать те знания, которые он хочет получать, и получать их в максимально возможном объёме, это при интересной подаче материала и комфортной рабочей атмосфере создаст уровень мотивации, при котором ученик будет сам хотеть учиться, причём не только в школе, но и дома.

Образование в настоящем

Что же мы видим в системе образования сейчас. С советских времён нам досталось политехническое среднее образование, существенно перекошенное в сторону естественных наук. И всё равно, едва ли 1% выпускников смогли бы понять ответ на вопрос «Почему не ремонтируется корпус университета?» (C10H22 C3H7 Ag). Школьная программа жёстко зафиксирована и ни о каком следовании пожеланиям ученика и речи быть не может. А если ещё и вспомнить о принятой у нас манере обучения, когда половина урока может уходить на чтение учебника, а вторая на допросы со стороны учителя, становится вообще удивительно, что у учеников хоть что–то задерживается в головах, кроме умения решать ЕГЭшные задачки.

Конечно, в некоторых школах организуют факультативы, на которых можно глубже познакомиться с любимым предметом, но у ученика, загруженного неинтересной ему информацией, зачастую просто не остаётся времени на интересную, да и не может он понять, что ему по–настоящему интересно, когда всё преподают из рук вон плохо.

Отдельно стоит сказать об учителях — это либо энтузиасты работающие ради интереса, либо люди, которым просто больше некуда податься. Первых, увы, меньшинство, а вот вторых много и тот факт, что они сидят на мизерной зарплате не может не сказываться на их собственной мотивации к работе. А когда мотивации нет у учителя, у ученика её взяться тоже неоткуда. Возникает взаимное непонимание, выливающееся прямо на уроках в скандалы и крики.

Таким образом, семь лет среднего образования в голове ученика откладываются как время проведённое в заучивании никому ненужных формул и дат, выслушивании криков преподавателей и зачастую в издевках со стороны одноклассников. И это то, что должно называться «школьные годы чудесные», безрадостная картина, согласитесь. Зато создаётся огромный рынок труда для репетиторов, на котором кормятся всё те же преподаватели (а, значи, они ещё больше устают и у них ещё меньше желание работать в школе).

Что хотелось бы увидеть

Что бы хотелось увидеть в будущем, каким бы я хотел видеть образование своих детей. Прежде всего нужны адекватные преподаватели, что с учётом нынешних зарплат почти нереально. Но без этого шага нельзя будет двигаться дальше. Преподаватель должен создать атмосферу полного доверия, ученики не должны бояться задавать вопросы, ибо это основа хорошего образования. Без достойной зарплаты преподаватели не будут искать всё новые способы заинтересовать учеников и дать им самую свежую информацию о предмете.

Что касается создания и поддержания интереса, ситуация несколько проще — нужно «всего лишь» кардинально добавить техническое оснащение. На время лекционной части занятий связка проектор+ноутбук полностью заменяет школьную доску и учебник. Появляется возможность показать эксперименты, повторить которые в школьной лаборатории просто невозможно, да ещё и с комментариями ведущих научных светил планеты. Можно показывать анимированные схемы наступления войск на уроках истории, принципы построения сечений на стереометрии и так далее. Возможности просто безграничны, если есть люди, умеющие обращаться с технологиями и следящие за последнимим тенденциями.

Практические занятия частично проходят в классическом режиме (например, решение задач по математике/физике), частично переносятся в компьютерные классы (иностранные языки, контрольные и лабораторные работы, самостоятельное изучение материалов). Уже сейчас есть софт, позволяющий ученику самостоятельно проводить на экране компьютера физические и химические опыты, познавать тайны вселенной и устройства живых организмов, а так же наблюдать математику с её прекрасной стороны (см. статью в компьютерре №785 начиная с 28–й страницы журнала).

Жёсткая школьная программа сменяется более гибкой, позволяющей ученику самому выбирать уклон своего образования, но не в ущерб разностороннему развитию. Достигается это следующим образом: предметы делятся на обязательные (история, литература, физика…) и факультативные (астрономия, программирование, рисование…), из которых ученик набирает интересный ему набор предметов. Обязательная программа заканчивается, скажем, за месяц до конца семестра, после чего ученик выбирает какие предметы он продолжит изучать более углубленно. Таким образом, базовые знания получат все, а изучать процесс гуморальной регуляция дыхания будут лишь те, кто захочет.

Наконец, необходимо большое внимание уделить общению школьников друг с другом. Даёшь командные задания и круглые столы! Пусть школьники спорят друг с другом о причинах французской революции и делятся своим мнением по поводу творчества Булгакова. Главное — создать подходящую атмосферу и задать направление, а дальше школьники, которые в обычной школе сидели бы забившись по углам, уйдут в дискуссию настолько, что и звонка с урока не заметят.

Как этого достичь

«Утопия» — скажете вы, и будете правы, чтобы ввести такое на государственном уровне потребуются деньги, которых никто не даст и изменение программы, которое никто не одобрит (такая система не нуждается в одобренных минобром учебниках, а значит и кормиться на этой системе никто не сможет). Решение проблемы могло бы крыться в открытии частных школ, но, боюсь, им бы тоже пришлось соблюдать специфику обычных школ, дабы сохранить лицензию.

Однако эту проблему можно обойти. Существует закон о домашнем образовании, по которому, как нетрудно догадаться, ребёнок может обучаться дома, а школу посещать только для сдачи экзаменов (см. тут и тут). Как видно из приведённых ссылок, этот закон неоднократно применялся на практике, и, хотя право у нас не прецедентное, этот факт поможет нам в достижении цели.

Получается, что можно создать «как бы школу», которая официально будет, скажем, клубом по интересам, в котором будут преподаваться все школьные предметы, но «нормальным» образом, на бумаге же школьники будут учиться дома. Конечно, такое образование будет платным, так как за всё хорошее приходится платить. Но ведь платят же родители за обучение в ВУЗе, а тут за счёт более эффективного образования можно сократить время обучения с 7 лет до тех же 5, да и денег, опять же экономия на репетиторах.

Фактически, я предлагаю вам совершенно бесплатно идею коммерческого проекта. Начать можно с малого: найти двух преподавателей (физика и лирика, найти универсала, пожалуй, будет сложно), снять пару помещений, обустроить их и набрать два класса. За неделю можно написать бизнес–проект и идти с ним к возможным грантодателям. Если всё правильно организовать, получится окупаемый проект, а если ещё и найти спонсоров, то можно получать неплохую прибыль. Основная проблема будет заключаться в наборе первых классов, придётся набирать детей друзей или быть очень и очень убедительными. Зато после первых успехов и положительных отзывов, уверен, отбоя от потенциальных учеников не будет.

В заключение

Предвидя некоторые комментарии, я хочу сразу заметить — это не моё видение идеальной системы образования, это моё видение реально возможного решения проблемы. Это непростое решение и потребует больших усилий, но, клянусь Зевсом, я бы в таком проекте поучаствовал, хотя бы ради того, чтобы лет через десять я смог бы с лёгким сердцем отдать своих детей в такую школу, вместо того, чтобы учить их дома. В конце концов, дети — наше будущее, и это в наших интересах позаботиться о них.

  0

Комментарии

Без комментариев, но с вопросом: Вы в качестве кого хотели бы участвовать в таком проекте?

В идеале, в качестве «преподавателя–физика»(физика, математика, химия…). В идеале — в смысле, мне там было бы максимально комфортно. Но при необходимости занялся бы и финансово–организаторской стороной дела: поиск детей для первого набора, поиск инвестиций со стороны третьих лиц и т.д.

© 2019 Trend Club