Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Август '09 → Стандартизация единой карты знаний и свобода методик обучения

Лет двенадцать назад в одном приватном разговоре с коллегами мы обсуждали будущее системы образования. Как мне тогда виделось, университетское образование в классическом виде умрет в течении десятилетия, не выдержав конкуренции с дистанционным образованием ведущих университетов мира. С одной стороны, время показало ошибочность моих прогнозов. Региональные университеты все еще существуют. С другой стороны, накопившиеся противоречия готовы разорвать существующую систему образования.

Кто виноват или в чем причина?

Основное противоречие - рассогласование интересов общества и фактических целей образования. На пути к инновационной экономике, потребности общества существенно превысили возможности системы образования. Современная система образования продолжает распадаться на отдельные слабосвязанные уровни, между которыми существует либо излишнее повторение знаний (умений, навыков), либо непреодолимые разрывы.

Что делать?

На множестве фрагментов образовательной системы нужно строить целостную СИСТЕМУ образования с широкой поддержкой на основе государственной автоматизированной системы (ГАС) обеспечения образовательного процесса (на основе социальной сети, технологий Web 2.0, технологий Wave и т.д.). Новая система образования должна обладать следующими свойствами:

Эволюционирующей

В противовес современной системе образования, медленно развивающейся по содержанию и еще медленнее по форме подачи материала. Кроме того, понятие "развивающаяся" система предполагает некоторое направление развития. А его сложно описать конкретно и также сложно оценить результаты. "Мы не можем управлять тем, что не можем измерить". Проще описать краткосрочные общественно значимые цели и ввести четкие критерии оценки изменений.

В сети много интересных идей по организации уроков, формированию передачи информации между учащимися, проектому обучению, широкому применению передовых компьютерных технологий. Большинство идей генерируются молодыми талантливыми преподавателями, которые должны стать эволюционирующей силой новой системы.

Сегодня до практического применения доходит лишь малая часть идей. Обычно, энтузиазм пропадает в течении первых трех лет работы преподавателя(в школе, ВУЗе, ДОУ). Нагрузка в две ставки с переполненными классами отбивает всякое желание экспериментировать. Просто не хватает сил. И даже если где-то достигаются интересные результаты, то в большинстве случаев успешный опыт умирает, т.к. нет эффективной системы передачи опыта. Существующие журналы и конференции, непосредственное общение преподавателей, как средство передачи положительного опыта, доступны далеко не всем и требуют значительных усилий самого преподавателя. Как следствие, очень низкая скорость распространения положительного опыта. Волна либо затухает, либо становится неактуальной, когда доходит до заинтересованного получателя. Это справедливо для всех уровней образования. Если бы грипп передавался с такой же скоростью, наверное, он уже давным-давно исчез.

Для минимизации усилий и увеличения скорости задачу выявления и тиражирования положительного опыта нужно передать ГАС. О том как это реализовать, чуть ниже.

Бесшовной

Ступени образования не обязательно разделяются ЕГЭ, дипломом и диссертаций, а гармонично продолжают друг друга начиная с рождения человека.

Да, да! Именно с первого вздоха начинается познавательный процесс. Родители Софьи Ковалевской поклеили стены рядом с её детской кроваткой листами с формулами. Психолог Ласло Полгар провел эксперимент со своими тремя дочерьми, обучая их с малых лет шахматам. В итоге они попали в международные рейтинги шахматистов. Японский писатель Масару Ибука опубликовал книгу "После трех уже поздно", в которой собрал множество интересных фактов об образовании детей. В фильме ВВС "Разум человека" рассказывается об особенностях мозга малышей первого года жизни. Первые месяцы жизни мозг ребенка содержит излишнее количество синаптических связей. Ребенок адаптируется распознавать нюансы человеческих (и не только) лиц, как некие символы. В шесть месяцев ему удается сделать это довольно легко, а в девять уже заметно труднее. Мозг быстро и точно формирует паттерны восприятия визуальных (только ли?) образов, сокращая излишние синаптические связи. Возможно, что в этот период можно обучить ребенка множеству других символов и отношений между ними. Думаю, что за автоматическими системами обучения грудничков ближайшее будущее. Конечно, прежде нужно определится чему можно обучать, а чему не стоит. Например, есть гипотеза: раннее обучение чтению хорошо развивает логическое мышление, но в ущерб интуиции и эмпатии.

Образовательный процесс должен тесно переплетаться с системой тестирования. Достижения каждого ребенка, а затем и студента, нужно протоколировать, т.к. они отражают его индивидуальную карту знаний (умений, навыков), к которой в процессе дальнейшего обучения ассоциативно привязывается новый опыт. Автоматическая оценка достижений позволяет поставить ученика и учителя по одну сторону барьера. Негативное восприятие низкой оценки учеником уже не будет проецироваться на "несправедливого" учителя. А учителю не придется мучиться в сомнениях между двумя соседними оценками. Непрерывный процесс оценки достижений нивелирует случайную составляющую оценки ЕГЭ. Накопленные оценки будут отражать не только объем усвоенных знаний, но и скорость обучения. Сегодня этот показатель входит в требования большинства вакансий. В будущем, количественная оценка обучаемости человека будет востребована также как оценка за объем знаний. Это тоже задача выполнимая ГАС.

Интеллектуальной

Учитывает особенности ученика, учителя и образовательной среды. Это реализация индивидуального подхода к ученику и формирование уникальной образовательной траектории из некоторой последовательности обучающих объектов (микромодулей изучаемых за несколько минут или десятков минут). Каждый такой модуль формирует некоторую подкарту знаний, отображаемую на единую карту знаний, умений и навыков. Попытки составить такую карту проводились, чуть ли не всеми методическими школами, но цельной карты до сих пор не существует, т.к. требуется колоссальная скоординированная работа различных профессионалов. Но эта задача посильна технологиям Web 2.0. Только нужны инструменты. Они вот-вот должны вырасти из идей семантического веба и онтологий. Сперва закартируют дошкольный объем знаний, затем школьный и профессиональный. Со временем, в карту будут включены и общеобразовательные, и социальные, и физкультурные навыки. В дальнейшем в карту знаний будут вплетать знания, обычно относимые к хобби.

Имея единую карту знаний и множество обучающих объектов (игры, тренажеры, кейсы, различные задачи и упражнения, турниры и пр.пр.), отображаемых на эту карту, можно автоматически составлять индивидуальные задания ученику исходя из его текущих желаний, возможностей и целей обучения, предлагая ему набор альтернатив различной сложности. Навык выбора конкретной альтернативы будет способствовать формированию адекватной самооценки своих возможностей. Единая карта знаний позволит связать различные дисциплины в один поток. Например, в математике дается понятие производной и следом на уроке физики примеры использования.

База обучающих объектов будет непрерывно пополняться за счет появления принципиально новых и совершенствования существующих объектов. Самые простые обучающие объекты покрывают небольшую часть карты. Более сложные объекты могут покрыть сразу несколько частей карты.

На основе множества экспертных оценок или скорости покрытия карты знаний можно сформировать автоматические критерии отбора удачных обучающих объектов.

Вакансии и резюме

Вакансии можно описывать в виде требуемой карты знаний кандидата и/или некоторого множества обучающих объектов. Можно возразить, что сейчас так и делается. Но, принципиальная разница в том, что за каждым пунктом резюме подтвержденная единица знания, а за каждым пунктом вакансии конкретное знание или качество из стандартной карты знания. Недостающим требованиям вакансии можно обучиться. ГАС предложит индивидуальную методику из множества доступных обучающих объектов, если необходимо подберет группы единомышленников и сообщит расчетное время обучения. 

Кто будет составлять обучающие объекты?

Опять же, надежда на Web 2.0 и новые инструменты коллективного редактирования документов (wiki + wave + open source). Модули обучающих объектов будут открытыми для редактирования и совершенствования любым участником, который уже имеет достаточный для этого опыт, отраженный в его индивидуальной карте знаний. Система поощрений авторов удачных изменений будет также возложена на автоматизированную систему. Поощрения могут быть и материальными (гос премии, конкурсы с призами), и нематериальными (различные звания, показатели кармы и прочей силы).

Наряду с открытыми, скорее всего, будут закрытые для редактирования модули от различных производителей ПО. Все обучающие объекты должна объединять единая карта знаний.

Работа в команде и проектное обучение

И самое главное, на мой взгляд, обучение должно происходить в командах. Развитие общества идет в направлении увеличения количества социальных связей. Конечно, умение работать в команде - еще одно почти обязательное требование предъявляемое работодателем. Большинство задач современного бизнеса решаются специально сформированными под задачу проектными группами. Аналогичным образом ГАС будет формировать команды учащихся для решения учебных задач, плавно переходящих в прикладные, значимые для общества. Команды должны быть разновозрастные. Причем, преследуемые участниками цели (изучаемая подкарта знаний) будут уникальными. Кто-то будет формировать навыки руководства группой (старшие учащиеся), а кто-то навыки выполнения некоторой конкретной работы в рамках группы или совершенствования индивидуальных профессиональных навыков. Предполагается, что опытные группы также будут участвовать в разработке обучающих объектов.

И маленькое неочевидное замечание: не нужно ограничиваться виртуальным общением в виртуальных мирах. Есть еще малоизученное влияние непосредственного общения на развитие способностей. Может быть это только химия (запахи, вирусы, бактерии), может просто социализация, может нечто большее, пока нам неведомое, но непосредственное физическое общение положительно сказывается на развитии способностей. Ну и конечно, нужно больше двигаться, а не сидеть на стуле перед монитором. Поощрять здоровый образ жизни. И тут поможет автоматическая система в виде конкретных рекомендаций и ожидаемых результатов, выдавая правила: "Соблюдение [такого] режима сна повысит скорость Вашего обучения на 10 .. 15%"

Хорошее самочувствие - основа успешного обучения

И последнее, нужно вкладываться не только непосредственно в учебное оборудование, но и развивать систему непрерывного мониторинга физического и психологического здоровья участников. Современные технологии обеспечивают себестоимость ежедневного общего анализа мочи около 3 тыс. рублей в год. Уже есть методики оценки здоровья лишь по одному выдоху, различные "компьютерные" методы диагностики тоже позволяют получать оперативные и достаточно интересные результаты.

В итоге мы получим большой объем информации, которая ежедневно будет обрабатываться алгоритмами Data Mining и на основе полученных знаний будут выдаваться рекомендации по образовательным объектам, и ученику, и учителю. Возможно, что в дальнейшем на систему будет возложена функция профориентации учащихся на основе анализа траекторий успешных учащихся, функция предотвращения опасных социальных явлений. Вполне вероятно, что оперативный анализ состояния большого социума позволит прогнозировать, например, возникновение солнечных вспышек или других глобальных явлений.

Заключение

Кто-то возразит, что каждый человек уникален. Да это так. Но будучи уникальными мы все в чем-то похожи. Алгоритмы и инструменты Data Mining и Soft Computing позволят выявлять эту похожесть и тиражировать уникальный успешный опыт одного человека многим другим. Но у каждого свой путь и каждый пройдя рекомендованным путем найдет что-то своё и если система посчитает этот новый опыт полезным для других он будет немедленно растиражирован через рекомендации всем кому это будет полезным.

Вы видели как простое пентамино в игре ЖИЗНЬ (автор John Horton Conway) эволюционирует в большую колонию глайдеров, мигалок и других объектов? Именно так должна жить система образования будущего, в противовес существующей сегодня «мясорубки» с фиксированным набором насадок, заточенной под производство однотипных полуфабрикатов, которые всё больше и больше отличаются друг от друга по причине изношенности механизма.

 

 

  0

Комментарии

Нарисовал картинку, теперь нужно формализовать. Можно приступать к разработке ТЗ на систему ГАС ООП ;-)

зачем фантазировать с ГАС ООП, можно проработать на конкретном примере: допустим в отношении оптимальности функционирования команды trendclub. пусть даже это будет с налетом фантазии и идеальных представлений, но зато это поможет сделать явными некие общие идеи и принципы, в рамках которых деятельность каждого участника может стать плодотворной. а то ведь я читаю правила http://trendclub.ru/rules и честно говоря удивляюсь их размытости и ,наверное, потому чересчур широкой трактовке каждым участником клуба :-)

Оказывается, мои идеи о будущей системе образования, как системе эволюционирующей, адаптивной и самоорганизующейся, движутся в сторону Модели Жизнеспособных Систем (Viable System Model - VSM) Стэффорда Бира.

Здоровское получилось эссе! :) Да, механизмы в нашей системе уже сильно изношены :(

Всё правильно. Но к такой системе нужен новый учитель. Тот, который обладает широким кругозором по большинству школьных предметов. Что то вроде наставника у Стругацких.

Конечно, в идеале нужен новый учитель. "Система индивидуальных рекомендаций" поможет изменить к лучшему сегодняшних учителей, расширив их кругозор. А позже подрастет новая волна учителей наставников.

Тогда может... думать вообще не надо будет :)

"Чего тут думать, делать надо!" ;-)

уже некоторое время будоражит мозг идея о системе образования и соответственно поиска работы аналогичной системе личных характеристик и квестов в ролевых играх. закончу текущий проект и займусь. хотелось бы прочитать что думает об этом автор данной статьи)

Не совсем понял Ваш вопрос, переформулируйте, плз.

С удовольствием переформулирую. Только не здесь. стучитесь в скайп или в аську, как вам удобнее.

Если в системе образования возникнет новый тренд, и разовьется в полноценный продукт, тогда можно говорить о том, что стандартное образование является устаревшим. Иначе, не имеет смысла пенять на систему. Система выполняет роль, которую в нее заложили - готовит профильных специалистов. Это можно улучшить. И начинать - со стандартов обучения. Если мы говорим о талантливых и гениальных людях, тогда стоит проводить реструктуризацию системы. И прежде всего - необходимо понять, что мы хотим получить в результате. А потом уже воплощать в жизнь и говорить об этом, где требуется привлечь сторонников. Спасибо!

у меня уже достаточно давно сложилась структура новой системы образования, просто пока нету времени этим вплотную заниматься) если действительно интересно можем обудить в скайпе, думаю появиться несколько интересных идей.

Одна из проблем современного образования - ориентация на среднего. Это вредит как талантливым, так и слабым ученикам. Требуется индивидуальный подход, один из вариантов которого рассматривается в моей статье.

Верно, Ёлы-Палы! :)

Очень нудно написано, сплошной канцелярит... Нормальный человек это читать не станет, тем более в iтырнете... Если, конечно, он не из когорты "людей влюбленных в море", типа амбициозных завучей и карьерных преподов.

"Нормальный человек это читать не станет, тем более в iтырнете... "
аргументируй

Подскажите, что такое ГАС. где существует эта система? Все, что вы пишете, очень созвучно с моими чаяниями. Но интеесно,то, что вы пишете, находит реализацию в вашей деятельности?Я психолог и сейчас занимаюсь как раз программой развития личностного потенциала молодежи, это реальная задача. И мне тоже будущее, в т.ч. в образовании, видится непосредственно связанным с ИТ. Скажем есть такая вещь, как mixed reality, в будущем я думаю, эта технология найдет широкое применение. И если вы можете, хотите в этом участвовать, то велком .Основная сложность во всей истории образовательных программ - косность госучреждений и преподавателей. Нужно готовить новые преподавательские кадры.

ГАС (государственная автоматизированная система) - это обобщающий термин для статьи. Нет, я не занимаюсь разработкой этой системы и, насколько мне известно, в предложенном варианте её пока не разрабатывают. Пока это только красивая идея, но её элементы я планирую использовать в своём проекте подготовки школьников к ЕГЭ по информатике. "Расширенная реальность" лишь один из многих хороших инструментов для обучения. И, согласен, она найдет широкое применение. Участвовать в чем? :) Согласен, косность госучреждений это факт. Не надо бороться с госучреждениями, надо им показать как можно эффективно работать и они сами захотят меняться. И это произойдет очень быстро, вполне возможно, в ближайшие годы.

Здравствуйте. На мой взгляд,в будущем образование будет свободным. Вся образовательная информация будет представлена в удобной для усваивания форме, что-то вроде фильмов ВВС. На каждое научное открытие будет производиться научный фильм. Все науки будут классифицированны, вроде древа. Любое знание можно будет получить благодаря единой системе образования ЕСО. Появятся устройства, улавливающие реакцию мозга на информационное раздражение, аналог устройства для распознавания лжи, и позволяющия на основании этой реакции подавать информацию с необходимой интенсивностью и последовательностью, а лицо, пользующееся этим устройством, корректировать по мере необходимости этот процесс при помощи компьютера, встроенного в мозг, пока он не будет доведён до совершенства. Благодаря увеличению скорости усваивания информации научные открытия будут происходить интенсивнее. О эффекте совокупности с другими факторами, влияющими на процесс образования, мне сложно писать сейчас, а значит и сложно будет потом воспринимать написанное тем, кто будет это читать, если будет. Спасибо.

Картинка нарисована красиво. Идеи хорошие и я только за. Однако хочу оставить пару грустных коментариев. Такая или приближенная система образования не может быть создана в текущих экономических/политических/культурных условиях, тк 1. В реальном нашем мире для создания такой системы требуются большие финансовые вложения и государственная воля. Причем, наверное, в мировом масштабе (автор, наверное, имел ввиду не только Российскую систему образования) 2. Финансовые вложения в нашем мире требуют финансового интереса. Однако у тех сил, которые могли бы спонсировать такое предприятие, финансового интереса нет, и я не вижу почему он мог бы возникнуть. Мало того, я полагаю, что это им даже убыточно. 3. Система "однотипных полуфабрикатов" (+ "узкопрофильных деятелей") является одной из важнейших поддерживающих частей современной системы устройства мира. Соответственно предлагаемая система образования подрывает установившийся мировой порядок в фундаменте. Как идеалист, я был бы только рад этому. Однако в реальности существующая мировая система будет себя защищать, и не такой силы, которая могла бы этому восприпятствовать. 4. Систему образования нельзя остдавать массам на заполнение знаниями. Должен быть обязательный контроль учебных материалов с разных точек зрения: с научной, психологической, педагогической, культурно-моральной, лингвистической и т.д. (В теории даже сейчасученые материалы дожны проходить этот контроль по закону. Но как мы сами видим, этого не происходит.) Соответственно нашей системе мироустройства этот контроль должен быть организован, те будет некая новая бюрократическая структура, мотивированная нашими традиционными ценностями, те деньгами и карьерным ростом. Что в свою очередь подчиняет и саму новую систему обучения и содержание ее учебных материалов порд контроль лицам, которые уже саботировали разработку и внедрение этой ГАС в пунктах 2 и 3 моего отзыва.

Отдельно хочу отметить что автор все-таки упомянул о реальном общении. Это радует. Хочу только придать этому акцент. По-моему мнению физическое общение, те развитие комуникативных навыков и воспитание в человеке ощущения себя частью общества - это не менее важно, чем теоретические и практические знания. К сожелению, этот момент тоже противоречит п.3.

В целом желаю автору удачи. И надеюсь что его идеи в какойто форме будут когда-нибудь реализованы, хотя бы лет через 200 :-).

© 2019 Trend Club