Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Август '09 → Дорога в будущее

Проблема Российского образования обсуждается уже довольно давно. Чего только уже не говорили на эту тему. Мне бы хотелось не указать на существующие недостатки, а предложить путь решения.

Как известно, все люди разные. У каждого свои таланты, свои предпочтения. Из некоторых выходят выдающиеся математики, а из других – лингвисты. Кто-то становится талантливым художником, а кто-то – музыкантом.

Задача школы – помочь понять ребенку в чем его призвание, помочь определиться с будущей профессией, а также дать начальные знания.

Примерно к 14 годам уже можно выявить какие предметы интересны для ученика и чем он может заниматься в будущем. Более того – нужно предоставить возможность выбора профилирующих предметов. Ведь гуманитарный склад ума лишь в редких случаях сочетается с талантами в математике и физике. Если ребенок талантлив в освоении иностранных языков, то ему следует предоставлять возможность больше времени и внимания уделить именно изучению гуманитарных предметов.

Кроме выбора предметов, также следует обратить внимание на проведение занятий. Учителя не должны монотонно начитывать материал, кричать и тому подобное. Человек лучше проявляет себя, когда его поощряют за достижения, а не наказывают за неудачи. Какой бы предмет не изучался – он должен быть интересен для учеников, они должны участвовать в процессе (вступать в дискуссии с преподавателем, задавать вопросы, предлагать идеи).

На фоне внедрения ЕГЭ следует внедрить системы тестирования и в школах. Во-первых, это позволит ученикам привыкнуть к форме тестирования. Во-вторых, это позволит формировать промежуточную успеваемость, данные о которой могут в последствии также предоставляться в ВУЗ. Более обширные данные помогут точнее оценить абитуриента при поступлении и отобрать лучших.

Также следует вести подробные дела на каждого ученика, где будут отмечаться его успехи и неудачи. По окончании школы можно будет составить полную характеристику каждого учащегося: какие профилирующие предметы выбрал, какие внеклассные занятия посещал, как вел себя, результаты тестирования и так далее. Такая характеристика может служить документом при поступлении в ВУЗ. При этом поступление будет проходить менее напряженно. ВУЗы смогут изучить полные данные, предоставленные школой, а не только результат оценки по ЕГЭ и вступительным экзаменам, и на основании этих данных отобрать абитуриентов. Таким образом, обучение в школе уже будет подготовкой к поступлению на выбранную учеником специальность.

Это краткое описание идеи модернизации образования. Я считаю, что такой комплексный подход позволит не только улучшить процесс поступление в ВУЗы, но и повысит дисциплину и уровень обучения в школах. При этом для каждого человека будет возможность во время обучения в школе найти свой путь: выбрать то, чем ему интересно заниматься, ту область, где он сможет добиться своих высот.

  1

Комментарии

Еще можно втянуть часть учебного материала из ВУЗа в школу на самостоятельное обучение в виртуальных группах. Если реализовать объективную и независимую непрерывную оценку знаний ("подробные дела ученика"), то и ЕГЭ в сегодняшнем виде уже будет не нужен.

не все учителя одинаково компетентны

Для чего? для выставления оценок? эту функцию нужно отдать независимым экспертам, также как это сделано с ЕГЭ.

где же взять столько независимых экспертов для непрерывной оценки знаний

Вопрос правильный и ответ очевидный - нужно автоматизировать. Правильно составленное задание, например, на планшетном PC, уже будет содержать систему оценок: скорости, точности, полноты выполнения задания. Вот контроль самостоятельности ученика потребует дополнительных технических решений.

Готовить. В системе образования с непрерывной независимой оценкой знаний. При правильной постановке процесса количество независимых экспертов для непрерывной оценки знаний будет удваиваться каждые N лет. Перспективы радужные.

биометрия плюс облачный компьютинг справятся с этой проблемой

туманный ответ ;-) Зачем вам облачный компьютинг? А биометрия бесполезна если "рядом" находится подсказчик.

Облачный компьютинг нужен, так сказать, каждой кухарке, ибо XXI век и все такое.... Мода.

по себе не судят

а вы не торопитесь, подумайте сами. идентификация и биометрия включает в себя не только отпечатки сетчатки глаза и пальцев, но и характерные особенности ввода и редактирования плюс еще множество характерных черт поведения, которые можно определить когда личная история хранится в сети. для этого и нужен облачный компьютинг, неужели вы будете пользоваться только одним тулзом для доступа в сеть?

я и не тороплюсь. Уже всё многократно обдумано и опробовано. Если за спиной тестируемого стоит помощник, то зафиксировать его присутствие можно только непосредственным наблюдением, например, видео камеры. Тут биометрия испытуемого не поможет. Но сегодня этого уже мало, т.к. студенты очень эффективно прячут под прическу беспроводные гарнитуры. Тут только сканеры радиоэфира помогут. А насчет облачного компьютинга я не против. Я против модных терминов без объяснения способа использования. В данном комменте были смешаны Биометрия и Облачный комьютинг. Мне очень интересно, какая мысль проскочила у автора.

скорее не мысль а образ, http://en.wikipedia.org/wiki/Cloud_computing включает парадигму не только вычислений, но и вообще работу в "облаке" в виртуальном пространстве, независимо от физического расположения. а биометрия может включать в себя постоянный мониторинг всех доступных параметров физического тела, в том числе и мозговой активности. добавьте сюда историю обучения или освоения материала (вместе с данными мониторинга того времени) и сравните с текущими данными ("с непрерывной независимой оценкой знаний"). но это так, навскидку. фактом является то, что все необходимые технологии могут быть развернуты и доведены до практического применения в течение очень короткого времени. что касается самого процесса экзаменации, наверное можно подойти к этому делу с точки зрения протокола в первую очередь. например с особыми кабинками и сканерами, ну и т.п.

все это вкупе позволит личным тулзам стать не только пассивными мониторами но и подсказчиками, подручными, и тогда отпадает нужность запоминания массы сведений, знание которых обязательно сейчас для экзаменов.

ну и так далее, картинка понятна?

Насчет выбора профилирующих предметов согласен,только нужно для этого нужно разработать хорошие тесты...Только мне кажется,что только ничего путного не получится...Интересы меняются со временем...И данное тестирование не даст сто процентной гарантии...Помню как я начинал учиться в школе:)Было тестирование,психологи задавали дурацкие вопросы и распределяли детей по классам:)В итоге попал в математический класс,а спустя некоторое выяснилось что и не наберется и 5человек,которые имеют хорошие способности к математике:)Хотя и с того времени прошло очень много лет,но врядли что-то изменилось в лучшую сторону

Не нужно делать выводов из единичных случаев

хорошо подготовленные тесты, безусловно, помогут определить какие-то способности к предметам, но я предлагаю ориентироваться не только на результат тестов, но и на обдуманный и осознанный выбор ученика.

Первое: совсем неясно, как будут сравнивать 500 толстенных неструктурированных личных дел учеников при их поступлении на 100 мест на какой-либо факультет, содержащих кучу аморфной информации и результатов абсолютно бесконтрольных тестов.

Второе: ЕГЭ и его производные переворачивают связь "школа-ВУЗ" с ног на голову. Нормальное положение дел: рынок труда диктует спрос на специалистов -> ВУЗ корректирует образовательные программы так, чтобы выпускники соответствовали этим требованиям, так как заинтересован в потоке абитуриентов -> и ВУЗ же выбирает нужных студентов на основе собственно им изобретенных вступительных испытаний. Система ЕГЭ, во-первых, навязывает стандарты ВУЗу, во-вторых предполагает, что профессор ВУЗа более коррумпирован и предвзят, чем школьный учитель, который знаком со своими учениками лет 10.

И, наконец, третье: проблемы нашего образования - это примерно то же, что проблемы нашей же армии. Основной вопрос: "зачем?" Именно поэтому не нужно искать решение проблем внутри самого образования.

© 2019 Trend Club