Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Август '09 → ЭМЕРГЕНЦИЯ НЕИЗБЕЖНА

 

 Из фильма

 

ЭМЕРГЕНЦИЯ  - возникновение, появление качественно нового.

Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999

 

В эволюционистике эмерджентность (англ. emergence — возникновение, появление нового)  выражается как возникновение новых функциональных единиц системы, которые не сводятся к простым перестановкам уже имевшихся элементов.

Wikipedia

 

Синергия (от греч. συνεργία Synergos — (syn)вместе (ergos) действующий, действие) — это взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.

Wikipedia

 

 

Прелюдия

Конкурс августа закончится через несколько минут. Слуги гасят свечи, усталый камердинер помогает дамам и их подвыпившим кавалерам спустится по лестнице, последние развеселившиеся гости садятся в свои экипажи, а я оборачиваюсь назад, и в голове крутятся два слова: Esprit d Escalier. Эспри д эскалье. «Эффект лестницы». Чувство, словами которое можно выразить только по-французски. «Оно относится к моменту, когда ты находишь правильный ответ, но уже поздно. Например, на вечеринке тебя кто-то оскорбляет. Ты должен как-то ответить. Когда на тебя все смотрит, когда на тебя это давит, ты говоришь что-то неубедительное. Но ведь потом ты уходишь с вечеринки. И именно в тот момент, когда начинаешь спускаться по лестнице вдруг о, чудо. Тебе приходит в голову идеальный ответ. И это окончательное унижение».

Так по крайне мере утверждает писатель Чак Паланик. Никогда не был во Франции и проверить его слова не могу. Но чувство такое действительно есть, словно прочитав все конкурсные работы и, согласившись почти со всем, я упустил что-то важное. То, каким именно будет будущее образование в Росси. Но пусть все свечи уже погасли, и все слова об образовании сказаны (некоторые – дважды), мы ещё немного с вами поболтаем. Одни. В темноте.

 

Интерлюдия

Четыре чашки кофе и пачка сигарет любую мысль приведут в коматозное состояние. Российское образование в середине 90-х гг. казалось гигантским «фундаментальным» океанским лайнером, который наткнулся на айсберг реальности технологического отставания. У нас не было своих компьютеров, не было ни одной компьютерной фирмы, занимавшейся поддержкой образования, не было денег на переобучение, переустройство, переосмысление. Когда деньги в государстве всё же появились, системности в финансировании не прослеживалось. С одной стороны перспективное реформирование в области ЕГЭ, с другой – несколько странная попытка внедрения «Основ православной культуры». Восемнадцать лет новой России показали: Государство это не то, что изменит наше образование; российское образование – это то, что изменит наше государство.

 

Парадигма

Жизнь всегда найдет себе дорогу. Технологии – тоже. Последние несколько лет Россия активно применяет технологии Запада и Востока. Есть корпорации, готовые к инвестициям в нашу страну. Кто-то инвестирует в нефть, кто-то в золото, а кто-то поддерживает образование, делая ставку на самый ценный товар двадцать первого века – знания. Ещё несколько лет назад молодые специалисты эмигрировали за рубеж, где им создавали все необходимые условия. И это было страшной бедой для всей России. Но сегодня те, кто знают себе цену в новом информационном обществе, понимают: транснациональным корпорация не важно, где вы живете, какой страны гражданин. Если вы хотите работать в Google, Microsoft, Intel или Asus вам не требуется переезжать в Америку или Тайвань. Единственное, что вам понадобится – знания и способности,  которые  без образования не получить.

 

Синергия

Использование не Российских технологий и методик это не грех, а шаг в будущее. То, что хорошо для детей за десять тысяч километров от нас, хорошо для всех детей, везде. Когда в новостях появляется информация, что «школьники Гонконга в ближайшее время будут избавлены от необходимости гнуть спины под тяжестью портфелей, так как поменяют бумажные учебники на специальные электронные устройства, в которые будет закачано содержание школьной программы. Устройство, разработанное местным Институтом прикладных наук и технологических исследований, напоминает ноутбук и имеет монитор размером около 13 сантиметров. Стоит новинка около 260 долларов. Школьники будут иметь возможность получать необходимые учебные материалы со школьного сервера в любое время и в любом месте»  мы легко можем представить, насколько это новшество окажется полезным. Очень полезным. И было бы неплохо увидеть что-то подобное в российской школе.

И что-то подобное я увидел вот здесь. Школьный нетбук от Intel. Который окажется в тысячу раз полезнее, если в школах и ВУЗах ускоряет переход на электронные справочные материалы, электронные учебники. Дети не будут травмировать позвоночник, таская в ранцах тяжелые школьные тома. Родители избавятся от необходимости каждый год наносить ущерб семейному бюджету расходами на новые учебники. А если цена нетбука окажется выше зарплаты учителя в сельской школе? Решение изящное и простое предлагает французская система образования. Во Франции школьникам вместо учебников раздали маленькие карты памяти, в которых помещается столько же информации, сколько в нескольких толстых книгах. На этой же карточке ученик сможет носить в школу и домашнее задание.  Достаточно иметь дома старенький б/у компьютер и все школьные знания умещаются на ладони.

Электронные учебники это реальность завтрашнего дня. Переход на них государству обойдётся намного дешевле, чем ежегодная закупка учебников обычных. Так считает генеральный директор издательства «Манн, Иванов и Фербер» Михаилов Иванов.

Привычная методика школы и ВУЗа «чем больше знаний – тем требуется больше времени на обучение» потеряла актуальность. Новая гармоничная концепция образования: чем больше умений, тем меньше времени на большее количество знаний. Сократить время на ненужные, механическое процессы помогают технологии Web 2.0: пополняемая через интернет коллекция знаний на технологии wiki, использование в качестве дневников и журнала посещений веб-интерфейса на основе CRM-системы, синхронизация всех заданий между учениками и учителем в  он-лайн сервисе сохранения задач аналогичному Evernote  и так далее.

 

Эмергенция

Главный положительный эффект Web 2.0 – увеличение количества полезного времени. Чтобы ребёнок не потерял зря это время, нужен учитель. Учитель нового информационного поколения. Заинтересовать учителя в новых знаний помогут его собственные интересы. Ведь у многих из них ещё годы назад разработаны проекты, помогающие ученикам легче усваивать материал. Раньше эти модельки были из папье-маше, в виде чертежей на доске или ограничивались прогулкой в лес. А ведь многим физикам хотелось бы продемонстрировать эксперимент, математикам – наглядно показать сферу применения теории, географам – продемонстрировать не книжные картинки, а живые иллюстрации. У каждого человека есть мечта. А особенно много мечтаний у преподавателей, заинтересованных в своих специализациях, но ограниченных в возможностях.

Обучить учителя намного проще, если дать ему новые инструменты для реализации старых задумок. Показать, как с помощью информационных технологий превратить в реальность то, что до этого было лишь образами в его сознании.

Школьники посещают олимпиады, занимаются в творческих кружках, сидят не просто в интернете, а дома в интернете – где родители могут помочь ребёнку освоить новый инструмент получения знаний (или ребёнок поможет родителю). Но кто покажет учителю, что за окном сияет солнце нового века?

Будущее за теми, кто готов финансировать это будущее. Программа Intel «Обучение для будущего» по своей масштабности может соперничать с государственными программами. Всё же, больше соперничать ей не с кем. Что делает наше государство, мы более-менее себе представляем. А Intel с 2002 года по настоящее время провёл обучение  400 000 учителей школ и студентов педагогических ВУЗов тому, как интегрировать элементы IT в учебные планы. Именно такие проекты, последовательные и постепенные, позволят нашему государству измениться к лучшему. Раз само себя изменить оно не может.

 

Сегодня – это уже вчера

Построение постиндустриального общества не возможно без осознания главного: IT проникает во все сферы жизни, а та сфера, где не будет передовой IT-инфраструктуры, обречена на вымирание. Такова жестокая реалия нашего мира. И чем быстрее мы это осознаем, чем быстрее начнём планомерное использование новых технологий, тем выше шансы, что наша страна займёт достойная место в новом, постглобализационном обществе.

Образование в 21 веке без использования технологий 21 века также бессмысленно, как в средние века бежать из культурных центров – монастырей – назад, к наскальной живописи. Как бумага вытеснила глиняные таблички и берестяные грамоты, полностью изменив нашу цивилизацию, так и IT стремительно меняет жизнь вокруг нас. И давайте вспомним, для чего использовалась бумага – основа для переноса и сохранения знаний. Конечно же, для образования.

Наша задача сейчас не реформирование образования и даже не острая критика. Критики и так было достаточно. Наша задача предлагать идеи, которые будут полезны и найдут воплощение. Если идея привлекательна и жизнеспособна она непременно будет реализована. Поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее. Всё у нас самих и у нашего образования будет хорошо пока живы идеи и пока есть те, кто готовы их воплощать.

Жизнь всегда найдёт себе дорогу.

Прогресс – тем более.

 

 

  0

Комментарии

думаю, ноутбук ваш. На мой взгляд, лучший пост. Поздравляю!

А главное условие победы это наличие в тексте ссылок на интел?

Вряд ли главное. Но подозреваю, что некую роль оно может сыграть.

когда писал коммент, до "разницы потенциалов" не добрался. начал читать все подряд и застрял. ну, коммуникатор...

Провести подробное попунктное обсуждение в формате этого сайта тяжело, поэтому я обращу внимание только на один тезис:

> Дети не будут травмировать позвоночник, таская в ранцах тяжелые школьные тома

Зато вместо этого они будут проводить дополнительные 3 часа возле компьютера. Продолжительная работа за компьютером (особенно неправильная), как всем известно, тоже далеко не безвредна. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом, зрением, рассредоточением внимания, нервным истощением - это не полный список. Кроме того дети просто разучатся писать от руки и воспринимать письменную (не типографскую) речь, если все будет сдаваться в электронном виде

быть может письменной речи стоит уйти в прошлое? вообще мне тоже показалось неубедительным утверждение про тяжелые ранцы, но я думаю автор скорее хотел обратить внимание на качество образования, а не на то, как учебный процесс вредит здоровью.

Вы правы. Я не стал говорить о том, что для школьника существует более тысячи всевовозможных учебников. Конечно, не всеми он пользуется, не все использует в своей программе учитель. Но многообразие подразумевает возможную смену образовательной программы из класса в класс, чтобы ведёт за собой дополнительные проблемы. Но писать снова о проблемах в стиле "посмотрите на образование, оно умирает!" не хотелось. Считайте, что это пост добра :) А что касается речи... Дай бог научатся загружать сознания прямо в компьютер, чтобы мы окончательно избавились от природных атавизмов ;)

Ну и как я писал в своей статье, никакие вторичные образовательные инновации и внедрения не дадут ни малейших плодов, если будут вводиться в атмосферу безответственности и безразличия, которой пронизаны все образовательные процессы в России.

Лентяй + нетбук = лентяй с нетбуком и никакой синергии

Об этом была моя предыдущая статья :) Но это однобокий подход. Хотелось взглянуть на проблему с разных сторон. Симбозм всех представленных адекватных идей в моей, вашей и других статьях и является тем состоянием образования, в которое оно перейдёт после эмергенции.

Мда, все очень позитивненько, восторженно и абсолютно беспомощно. О постиндустриальном обществе 8-)). В те времена когда это самое постиндустриальное общество придумали не было такого проникновения IT технологий в жизнь и честно говоря авторы концепта не предполагали что только проникновение IT во все сферы определяет возникновение того самого постиндустриального общества. Почитайте внимательно книжицу Тоффлера в русском переводе зовущуюся "Третья волна". Речь идет не об IT а о совоокупности технологий в том числе и IT позволяющей обществу изменить подходы к организации производства, отказаться от корпораций и перейти к индивидуальному творчеству.

© 2019 Trend Club