Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Робот моей мечты → Человек VS Робот

 

 

Как робот твоей мечты влияет на твое взаимодействие с роботехникой

Или проблемы взаимодействия роботов с человеком

 

0_3b8c4_7b25b22f_orig

 

Вводное

В психологии есть интересная теория, согласно которой у человека есть «Идеальное Я». Само выражение «Робот твоей мечты» предполагает, что у каждого человека есть свое представление об идеальном роботе. Слово мечта - это такой провоцирующий символ, который часто используется в тестах и психологических исследованиях для изучения личности человека, его потребностей, ожиданий и идеальных представлений. Робот в этом случае олицетворяет собой всю сферу техники, в свете современных технологий – интеллектуальной техники. Какое размышление об «идеальном роботе» интересно читать? Где есть эта самая индивидуальная мечта, особенная, где много личных размышлений, тогда и «робот мечты» становится целостной интересной концепцией.

Так что первая гипотеза, от которой можно оттолкнуться, что понятие «идеальный робот» будет влиять на взаимодействие человека со всей роботехникой. Тогда проблемы взаимодействия можно объяснить,  исходя из представлений об «идеальном роботе».  

Что же такое «идеальный робот»? С точки зрения классической фантастики, есть три зако́на роботе́хники, сформулированные Айзеком Азимовым в рассказе «Хоровод» в 1942 году:

1.Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.
 Робот, действующий в рамках этих законов, уже приближается к идеальному, если судить о проблеме роботов по фильмам о Терминаторе. Особенно показательно, что законы эти сформулированы по образу и подобию с человеческими, как и все представления о роботах в принципе. Если мы еще  на шаг приблизимся к понятию "идеальный робот" , увидим обыденные представления и ожидания, традиционные ответы :
«это такой робот, который снимет с человека обязанность делать скучную, тяжелую работу» и т.д. Так давайте еще приблизимся на шаг и узнаем о мотивации человека, что на самом деле он ждет от идеальных роботов.  

На мой взгляд, основным моментом здесь является стремление человека «очеловечивать» все, чего он касается. В описании «идеального робота» мы начинаем встречать все большие ожидания именно человеческих свойств и качеств, например, добрый и понимающий робот-философ, как во многих литературных произведениях.  Во-вторых, мы ждем развития до небывалых высот «технических способностей», изначально присущих человеку, например, «робот идельный стрелок» (очень меткий), «робот идеальная домохозяйка» (убирает быстро, качественно и без напоминаний), «робот идеальная няня» (добрый, с «железными» нервами, стрессоусойчивый) и т.д.  В третьих, мы ждем развития интеллектуальных способностей, пытаемся смоделировать искусственный интеллект по образу человеческого, создаем в воображении и на практике идеальные вычислительные машины. В любом, повторяю, в абсолютно любом таком представлении мы отталкиваемся от «человеческого»,  хотя говорим о  модернизации стиральных машинок. И это ведь абсолютно естественно, это и делает нас людьми в каждую минуту жизни.

 

Первая проблема: «очеловечивание» машин

 Где же начинаются проблемы? Дело в том, что наши представления не остаются на бумаге, они проявляются в реальных взаимодействиях с роботехникой и просто техникой. Человек начинает «очеловечивать» робота, взаимодействуя с ним, приписывать свойства, которых  нет в реальности, ждать от робота человеческой мотивации, поступков и осознанного поведения. Поэтому было создано много художественных произведений, фильмов на тему восстания машин, захвата власти, порабощения людей. Это чистые проекции, человек ждет от машины того, чего ждет от себя или других, в любом случае мыслит по отношению к роботу чисто человеческими категориями, ценностями добра и зла. 

 С какими проблемами человек может столкнуться в реальности? Внедрение в производство, повседневную  жизнь роботов может привести к переоценке их возможностей и неадекватному восприятию. Самый банальный пример проблемы здесь, это когда человек-оператор заменяется роботом-оператором, от которого ждут лучшего выполнения должностных обязанностей. Ведь ему не надо есть и пить, у него нет родственников, которые могут неожиданно умереть, он не нажмет случайно не ту кнопку и т.д. Правомерны ли мы в своей уверенности? Можем ли мы доверить человеческие жизни машине? Почему мы так уверены, что робот более надежен? Потому что мы приписываем роботу свойства, способности, развитые больше, чем у человека и наделяем его преимуществами по отношению  с человеком (у машины нет страхов, родственников. переживаний). То есть уже тут человек противоречит сам себе, одним наделяет, другим обделяет. Но при этом надеется на машины-операторы как на живых людей. Суть в том, что наши представления далеки от реальности. Робот -  это всего лишь техника, орудие, как когда-то орудием был камень, потом лопата, потом снегоуборочная машина. Программа в теле робота-оператора – это программа, созданная человеком, и успешность ее работы целиком зависит  от  успешности работы человека над этой программой.  Поэтому Н.Винер,  отец кибернетики, призывал:   "Отдайте же человеку -  человеческое, а вычислительной машине - машинное. В этом и должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин". Если же человек переоценивает машину, это приводит к печальным последствиям и настоящим проблемам.

 Таким образом, идеальный робот для обычного человека – это чаще всего хорошо развитая копия этого человека, это фантастическое «Я», которое общается, разговаривает, понимает, выглядит как человек и понимает как человек. В преувеличенном виде это что-то механическое, но уже и не слишком механическое, это скорее даже наше идеальное «Я», наделенное сверх возможностями. И такое представление об идеальном роботе будет влиять на наше взаимодействие с реальными роботами. В чем здесь я вижу проблему? Любой идеал, мечта это одновременно и привлекательно, и опасно. Чаще всего мы не знаем о своих истинных мечтах, желаниях, хотя неосознанно  стремимся к их исполнению. «Бойтесь своих желаний, они могут исполниться», диктует народная мудрость. В утопическом смысле «идеальный робот», похожий в нашем воображении на человека, заменяющий человека, более надежный, безопасный, чем человек,  может лишить нас собственно самого человека.

 Есть и обратная сторона этой проблемы.  

 

Вторая проблема: «вещизм»

Программист, проводящий 20 часов из 24 около компьютера, относящийся уже к компьютеру как помощнику, другу, реальное общение с людьми заменяющий виртуальным, начинает с людьми общаться как с машинами, не поверите. Воспринимать людей как машин, натыкаться на них, как на предметы, забывать о чувствах и переживаниях других, что они «живые», и им может быть больно от простого человеческого слова. Зато при игре в компьтерные онлайн  игры геймеры очеловечивают персонажи. Поэтому стоит все-таки проводить в индивидуальном и  массовом сознании эту грань между человеком и машиной, не переступая ее.

0_3b8c8_ca4bd58_orig 

Социально и идеологически в 20 и 21 веке граница между человеком и машиной все больше размывается. Поэтому появляется множество социальных болезней и психических расстройств, телевизор становится членом семьи, дети воспитываются уже не улицей и школой, а компьютерными играми, хотя по логике воспитывать должны их родители. Мы все больше забываем, кто является субъектом, а кто объектом. Субъект – это человек, источник любого действия, объект - машина, орудие. В своих размышлениях, воображении человек представляет совершенство технического разума, интеллектуальные системы и электронных друзей. Все это имеет право на жизнь, но давайте не будем забывать, что пока субъектом и творцом всех этих мыслей и изобретений является человек, и никто другой. Стихи, написанные машиной, возможно и являются стихами, но становятся они стихами, только когда их читает человек, сами по себе они не существуют как стихи. Когда машина читает стихи, стихами они становятся, если их слышит человек. Это одно из самых удивительных свойств нашей психики, нам определенно есть чем гордиться. Мы недооцениваем собственные возможности. 

Роботехника, роботы, техника, все это создано человеком не для банального упрощения своей жизни, иначе бы давно человечество вымерло как вид или потеряло человеческие очертания. Человеческая психика уникальна, потому что, создавая и совершенствуя технику, передавая ей все большее количество своих функций, человек развивает самого себя,  и техника выступает не только как средство деятельности человека, но и как средство его развития. Упрощение, удовлетворение первичных потребностей как можно быстрее – это только фундамент дома, а  сам «дом» строится для удовлетворения потребностей иного порядка: развития, познания, самореализации.   Сегодня есть процессы, недоступные для машины, завтра они могут быть усовершенствованы и поручены машине. Но это завтра приносит и человеческому мышлению что-то новое, мышление тоже делает шаг в своем развитии. (Я бы даже уточнила, что сначала мышление делает шаг в своем  развитии, а потом уже все происходит остальное). Даже банальное осознание того факта, что вчера учеными был создан робот, отличающий 0,1 сантиметра от  тысячной доли миллиметра, вносит изменения в наш процесс мышления. Мы сами начинаем в представлении различать эти конструкты, потому что мы пропускаем все через себя. Нетрудно догадаться, что изначально идея такого различения и способ ее достижения должны были придти в голову тем самым ученым.

Одним из следствий "вещизма" является зависимость человека от техники, вещей, душевная привязанность к тому, что живыми свойствами не обладает. С техникой проще договориться, происходит подмена в сознании человека: удовлетворение потребностей «искусственным» путем заменяет естественные эмоции и сильные переживания. Все это происходит неосознанно. 

В целом

Высокие технологии создают предпосылки для сосуществования с роботехническими устройствами. Взаимодействие человека и робототехники становится необходимым условием, так как изменяется технологическая среда.  Новые виды взаимодействия, новые виды труда  приводят к возникновению новых субъектно-объектных отношений. Но опасно подменять и выдавать субъект - объектные  отношения (человек-робот) за субъект – субъектные (человек- человек).

Как же сделать взаимодействие эффективным? На мой взгляд, человеку нужно четко осознавать свою роль в этом взаимодействии. Использование совокупного потенциала человека и машины обусловливает переход человечества на новую ступень интеллектуального и культурного развития. Следовательно, две стороны  взаимодействия, человек и робот, не являются равноправными партнерами. Ведущим партнером является человек, который придает социальный смысл и ценность автоматизации, и в целом такому взаимодействию.

 

Робот моей мечты

Робот лично моей мечты – это помощник в моей профессиональной деятельности. Робот моей мечты сможет помочь в изучении человеческой психики, бессознательных процессов. Для этого современным научным психологическим исследованиям требуется роботехника, позволяющая проводить эксперименты с возможностью предъявления стимулов разного временного диапозона, регистрации и анализа полученного результата. Автоматическая обработка и автоматическое проведение измерений, экспериментальных воздействий позволит получить объективные результаты, сократить временные затраты. Использование новейших технологий, робот как модель экспериментатора  позволит ученым получить результаты, приближенные к  социальной реальности, по сравнению с банальным прохождением эксперимента на компьютере.

Еще одна идея, это робот-кинооператор, который при умелом руководстве режиссера сможет снимать сложные и простые планы, это снизит нагрузку на киногруппу, уменьшит расходы. Дело в том, что профессиональные кинооператоры являются одними из самых дорогостоящих работников киноиндустрии. Кроме того, такой робот-кинооператор сможет снимать в плохих погодных условиях, условиях низкой видимости, быть всегда у режиссера под рукой.  Первые шаги в этом направлении уже были сделаны, использовали списанных с автомобилестроения промышленных роботов. Робот-кинооператор моей мечты способен к автоматической оценке качества освещения, выявлению и наложению подпорогового шума, видеосъемке с заданной траекторией и возможностью дистанционного управления. Мобильность, небольшой вес, компактность, встроенный GPRS-навигатор, программа первичной обработки отснятого материала, все это очень важно для меня. Если бы модернизированный робот-кинооператор поступил в массовое производство, это привело бы к развитию малокоммерческого кинематографа, возрождению документального кино.

0_3b8d6_2e9923f_orig 

 Использованы иллюстрации Hammo, художника из Манчестера http://www.thehammo.com/.

 

 

  5

Комментарии

Робот-психолог-помощник и робот кинооператор - слишком дорогое удовольствие, мне кажется. Они, вместо того, чтобы помочь заработать деньги, вытянут их из покупателя. Вместо робота-психолога достаточно было бы, думается, обычного ПК(даже не сверхпроизводительного) с соответствующим софтом и датчиками. Я считаю, что данную работу лучше было бы посвятить детальному разбору робота-оператора: составные части, интеллект, восприятие окружающими его творений, цена и т.п.

"Если бы модернизированный робот-кинооператор поступил в массовое производство, это привело бы к развитию малокоммерческого кинематографа, возрождению документального кино." и был бы дёшев(а вдруг =)), тогда слишком много низкопробных работ появилось бы в кинематографе, без сюжета, смысла, идей. Это уже можно наблюдать на ютьюбе, вконтакте, одноклассниках и т.п. ресурсах - видеоаппаратура стала дёшева и доступна, но дельного снимается мало.

Робот в помощь психологу для проведения психологических исследований не кажется мне дорогим удовольствием.Он нужен не для зарабатывания денег, а в научных целях, речь идет о научных исследованиях. Обычный компьютер с датчиками здесь не может дать дать того, что я хотела бы осуществить в своих экспериментах. Робот будет привлекать внимание испытуемых и фиксировать их естесственные реакции на стимулы, пока точнее не могу сказать. Что касается кино, то низкопробного там и так хватает, и давно известно, что качество фильма не зависит от дешевизны или его дороговизны, качество определяется только талантом режиссера, умеет он снимать или нет. Есть просто отдельная категория - Российское кино, где развитие тормозится отсутствием денег (как вообщем то и в науке). Поэтому зачастую рароты студентов ВГИКА более осмысленны, нежели многомиллионные изделия известных российских режиссеров. Такой робот-кинооператор не может заменить талантливого киноооператора человека. Он нужен для других задач, у него иные технические возможности, которые можно использовать.

Робот психолог никогда не окупится при современных ценах "роботов"... Посмотрите на зарплату психолога и объем работы. В каждой организации свой психолог(где он нужен). Один робот весь мир не обслужит, а для организации дешевле и проще воспользоваться услугами человека.

По поводу кинооператора - по большей части тут всё упирается в наличие(изобретение) искусственного интеллекта, который можно прикрутить к любому девайсу, в принципе...

Вы меня опять не поняли, я говорю не о роботе психологе для организации, я говорю о роботе для научных исследований для научно-исследовательских институтов. Такие роботы нужны для развития науки, изучения человеческой психики. Обычный психолог в организациях никаких научных исследований не проводит. Попробую поточнее отразить это в тексте)

искусственный интеллект точно не откроют, пока хотя бы таких роботов в помощь ученым психологам не дадут. Работа над искусственным интеллектом- это вектор развития, где результат будет еще очень нескоро.

© 2019 Trend Club