Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Футуродром → Есть ли у системы всеобщего образования будущее?

Российскую школу ждет реформа. Платное обучение, педагоги с улицы, уроки на заводе и даже обязательные уроки богословия

Уж не знаю на сколько все это правда, только хочется сказать вот что:

Во-первых, феномен обязательного среднего образования – это феномен канувшей в Лету индустриальной цивилизации. Сама система всеобщего образования была (и есть) построена по принципу завода (фабрики). Мы имеем здание – завод (школа), сырье (ученики), рабочих обрабатывающих сырье (преподавательский состав) и на выходе получаем готовое изделие массового производства (дешевую рабочую силу). Дело в том, что когда на заре индустриальной эры первые промышленники построили свои первые фабрики и заводы, они столкнулись с весьма непростой задачей – крестьяне были абсолютно неприспособленны к работе на заводе. Решением  оказалась система всеобщего образования, главной задачей которого было вовсе не обучение знаниям (эта задача была чисто формальной). Главная задача была в том, чтобы с детских лет приучить рабочий класс к пунктуальности и монотонному труду на конвейерном производстве. Ученик должен был приучиться просыпаться рано утром и идти в здание, где проводил большую часть своего времени. В здании он обучался сидеть на одном месте (были предусмотрены перерывы – перемены, в том числе и перерывы на обед). За время своего пребывания в здании ребенок должен был (должен и сейчас) выполнять скучное, монотонное задание, будь-то арифметический счет, или механическое запоминание дат, событий, географических названий и т.д. Возвратившись домой он был обязан выполнять домашнее задание (такое же монотонное по своей природе, как и весь процесс обучения). Блестящей иллюстрацией этого процесса является музыкальный фильм Алана Паркера «Стена».

Во-вторых, как всем уже должно быть известно, человеческий труд повсеместно вытесняется робототехникой и Искусственным Интеллектом. Если ранее это было особо заметно на примере промышленного производства, то сегодня все более эта тенденция распространяется на сферу услуг. Уже сегодня разработана система электронного правительства, исключающая бюрократический аппарат как таковой, тем самым убивающая одно из главных человеческих зол – коррупцию. Робототехника активно развивается в военной промышленности, в системах охраны, управлением общественного транспорта и т.д. Другими словами, оставаясь в рамках классической капиталистической системы, мы уже переступили порог технологической безработицы. Человек, как дешевая рабсила утратил свою ценность. А это значит, что и система что все эти годы успешно обеспечивала приток этой рабсилы, также безнадежно устарела и более утратила свою ценность для цивилизации.

Огромного прорыва я жду от Активатора CREB (MEM 1414) (проходит испытания – Memory Pharmaceuticals в сотрудничестве с Roche). По сути это «включатель» памяти – мозг «не фильтрует», что ему запоминать, а запоминает с первого «прочтения» все (запах, звук, узор на обоях). Кстати, есть такой же и «выключатель» (энзим кальцинейрин). Лорин Слейтер в своей книге «Открыть ящик Скиннера» - 2004г, описывая свою встречу с главой Memory Pharmaceuticals пишет: «Если этот препарат появится в продаже, его можно будет применить в течении двадцати четырех часов после травмы, и он сотрет воспоминания о ней, правда, вместе с памятью обо всем, что случилось в этот день». Другими словами, человечество, точнее отдельно взятый человек уже вышел на новую эволюционную ступень своего развития – сообразно своим желаниям и задачам, он способен управлять своей памятью в ранее «запредельных» для живых организмов возможностях. В далеком 2004г. (когда видеомагнитофоны еще существовали) Лорин пишет: «Проходящее испытание средство называется «фосфодиестераза-4»; пока его дают престарелым мышам, и к ним тут же возвращается ясность мысли, так что старички преодолевают лабиринты так же успешно, как и молодые грызуны». Далее она пишет: «Так что такое CREB? Это молекула, находящаяся в ядре нервной клетки мозга, и ее функция – включать гены, необходимые для производства белков, благодаря которым устанавливаются постоянные связи между нейронами. Таков простой научный ответ. Если описать это метафорически, то CREB – собственная липучка клетки: когда она сцеплена, голос вашей матери и ваша первая балетная репетиция останутся в цепях клеток на годы, а когда расцеплена, то вы можете что-то запомнить, но ненадолго – как телефонный номер, тут же выскальзывающий из памяти.» «Талли генетически изменил дрозофил так, что они стали рождаться с огромным количеством CREB в положении «сцеплено», - и, как и следовало ожидать, получил насекомых-гениев, дрозофил с фотографической памятью. Они могли запомнить здание после единственной тренировки, в то время как обычным фруктовым мушкам требовалось не менее десяти сеансов, прежде чем они запоминали то, чему их учили».

Как тут не вспомнить фильм Косильщик Лужаек (Газонокосильщик) / The Lawnmower Man

Год выпуска: 1992. Страна: США, Япония, Великобритания. Жанр: Триллер / Фантастика

Дело в том, что если технология CREB подтвердит (или уже подтвердила и была тут же засекречена) свою эффективность на людях, то мы сможем говорить о реальном начале эпохи постчеловечества.

Так как после приема «Таблетки памяти» мозг более не фильтрует, какую именно информацию ему следует запоминать, а запоминает все. То в случае если проглотив такую таблеточку мы наймем репетитора, например по английскому языку, то кроме урока в нашу память врежутся узор обоев за его спиной, сколько пуговиц было на его рубашке (блузке, если это женщина), какого они были размера, цвета и.д. Другими словами, мы получим не только большой груженый состав со знаниями английского языка, но и дополнительный вагон попутной, абсолютно бесполезной информации в нагрузку. И здесь возможным выходом, на мой взгляд, является принцип обучения показанный фильме «Косильщик лужаек», когда герой получал всю интересующую его информацию надев очки виртуальной реальности, тем самым оградив свой мозг от «постороннего шума».

Одной из существенных проблем завершения окончательной фазы глобализации, помимо всего прочего, является языковой барьер. Предположим, что я решил отправиться в путешествие по Вьетнаму и мне был предложен курс виртуального обучения (то есть мне даже не нужно покидать предела своей комнаты) любому иностранному языку. Какой язык я выберу? Я бы выбрал английский. Почему? Потому что помимо русского, зная еще и английский, я смогу общаться с людьми не только во Вьетнаме, но и в большинстве других стран. По сути, все, что мне нужно сделать, это выучить два основных языка, на которых общается (либо сносно понимает) большая часть человечества. Эти два языка: английский и китайский. Тот же житель Вьетнама, встань он перед аналогичным выбором, думаю, так же остановился бы на английском. Во всяком случае, будучи в 2008г. этой стране я общался с местными жителями почти исключительно на английском. Другими словами, любому жителю нашей планеты нет необходимости изучать все языки всех народов мира, достаточно изучить несколько основных.

В документальном фильме: «Уникальные возможности мозга»  рассказывается история о Даниэле Тамете, обладающим «фотографической памятью» сродни действию нашей чудо «Таблетки памяти». Он утверждал и подтвердил это в ходе эксперимента, что обладает способностью выучить с нуля любой незнакомый ему язык всего за десять дней (!!!) То есть, десять дней – это  в нашем случае 10-20 таблеток.

Теперь представьте себе, что запоминание любой информации (знания) перестало быть для кого-то проблемой. Что, по-вашему, произойдет с системой всеобщего образования? Во-первых, она снова, как и в доиндустриальную эпоху «вернется в дом», в семью, станет частью «настольного обучения». Во-вторых, появиться множество виртуальных курсов обучения, как иностранным языкам, так и любым другим школьным или университетским дисциплинам, начиная от курса астрономии и заканчивая квантовой физикой и теорией суперструн. В-третьих, родители детей наконец-то начнут задавать вопросы: «Зачем именно это знание нужно моему ребенку? Ведь забить голову моему ребенку можно чем угодно, он запомнит все. Так как именно это знание, именно этот курс поможет моему ребенку в его дальнейшей жизни?»

Словом, если технология CREB действительно может работать на человеке, нас ждет революция в системе образования!

P.S.: ВИАГРА ДЛЯ МОЗГА (журнал "В мире науки" за декабрь 2003г.).

  24

Комментарии

Спасибо. Как раз пишу статьи на edugalaxy.intel.ru - сообщество учителей России.

Чуток поправлю форматирование. А Газонокосольщик кстати фильм плохой и глупый, я уж молчу о бедном Стивене Кинге, рассказ которого похоронили в основе сценария )

Скорее уж рассказ Стивена Кинга действительно полный бред. Я рад, что фильм позаимствовал у Кинга лишь его имя в титрах и название рассказа. В действительности вы недооцениваете этот фильм. В данном фильме показан путь персонажа от умственно неполноценного человека до Постчеловека. Это одно из лучших произведений постмодерна, которое в наше время можно встретить в кинематографе.

А мог бы получиться хороший сюрреалистический фильм об опасности подстригания лужаек посторонними ) Прямолинейность подхода в "Газонокосильщике" оправдана лишь намеренно выбранной склонностью к классическому киберпанку. А переход к постчеловеку более тонко (если не сказать - естественнее) показан во многих других картинах. Например, в совершенно трешевем, но не лишённом очарования "Извне" http://ru.wikipedia.org/wiki/Извне_(фильм,_1986)

"Извне" - это конечно классика. Но "Косильщик лужаек", первый массмедиа-фильм который заглянул за границу биологической формы существования разума человека. Он смело перешагивает то разделение биологии и искусственного разума, на котором остановились такие эпохальные фильмы, как первые три части "Терминатора", "AI" Стивена Спилберга, "Я робот" и т.п. Фильм "Косильщик лужаек" один из первых, кто внес с массовое сознание идею Постчеловека, как небиологической формы жизни. Более того, он показывает, как я уже говорил, что Постчеловека можно сделать не только из умственно неполноценного индивида, но при желании, даже из обезьяны. Этот элемент управляемой эволюции (поднятый еще в романе Герберта Уэллса "Остров доктора Моро"), так же остался почти не замеченным. Словом, как я и сказал, вы недооцениваете данное произведение.

Ну он не совсем первый, но действительно популярный. Однако не стоит его выделять как нечто особенное, на мой взгляд. Был же "Трон" задолго. А практически сразу появился "Ghost in the Machine". Всё же это дело вкуса каждого )

Но в обоих приведенных вами фильмах и классики японской анимации (Ghost in the Shell) не была показана, образно выражаясь, эволюция от обезьяны до Постчеловека (небиологической формы жизни). Ведь именно с обезьяны начинается фильм "Косильщик лужаек". Но дабы не получилось еще одно "Собачье сердце" Булгакова, авторы перенесли акцент и само действие на умственно неполноценного персонажа, живущего в мире предмодерна, олицетворением которого является персонаж священника. Примечательно, как косильщик лужаек воздействует на реальный нам мир - он его "пиксилизирует", вносит в него элемент виртуальности, превращая миры предмодерна (священник) и модерна (ученый) в Постмодерн, примерно так как это происходит в этом вот видео: http://www.dailymotion.com/video/xcv6dv_pixels-by-patrick-jean_creation?start=155

Я пожалуй с вами соглашусь. И пересмотрю фильм.

Признаюсь, я и сам долгое время относился к нему довольно снисходительно. А потом меня вдруг как осенило! "Блин! - сказал я самому себе. - Так это же шедевр!" :))))

P.S.: Но смотреть нужно именно полную режиссерскую версию, а не ту, что шла в кинотеатрах. Газонокосильщик / The Lawnmower Man. В своей полной версии фильм длится 2ч 21 мин. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2327955

Ок, спасибо за ссылку.

Спасибо! Я понимаю, это ещё одна рекомендация? :)

Да :)

Спасибо, а то меня привел в дикий ужас вид Comic Sans'a сорокового размера.

Замечательно, но вот только есть одна небольшая проблемка - нам НЕ нужно запоминать все подряд, иначе в голове будет каша. Это раз. А два - обучение это НЕ запоминание данных (хотя его и пытаются построить по такому принципу). Обучение - это, если очень приблизительно и неточно, создание новых схем обработки этих самых данных.

Так что обучение выкинуть ну никак не выйдет - все, чего можно достичь без улучшения качества мышления, одним только запоминанием, будет достигнуто ИИ _автоматически_ (возможно, ИИ нас обойдет и по возможностям обучения - но это уже предмет дискуссий будущего).

Теперь попробуйте ответить на другой вопрос: Каков процент соотношения в системе всеобщего среднего и высшего образования между механическим запоминанием (названий, дат, цифр, формул и т.д.) и тем, что вы называете "создание новых схем обработки этих самых данных"? Ответив на этот вопрос вы сможете подсчитать сколько лет в средним современный человек тратит на простое запоминание? Ответив на этот вопрос, вы сможете наглядно увидеть насколько была эффективна лично для вас существующая система всеобщего образования? И более того, можно представить какой эволюционный скачек сможет проделать наш вид, подтверди технология CREB (или любой ее аналог) свою эффективность на человеке.

Существующая система пытается навязать примерно 99% запоминания на 1% знания. Но - пытается, однако у нее не особо получается. По крайней мере я за всю свою жизнь не запомнил и десятой доли того, что предполагалось. А вот знаний получил куда больше, чем заложено в системе. И с уверенностью могу сказать - если бы я все необходимое запоминал мгновенно, то полезных знаний я едва ли получил бы даже вдвое больше, чем имею сейчас. Поэтому технология запоминания - штука конечно полезная, но ее польза в основном в том, что она реформирует систему образования. Достижению же нового качества мышления она слабо поможет.

Цитата: "Достижению же нового качества мышления она слабо поможет". Это очень спорный вопрос. Дело в том, что много лет назад я специально изучал книги по психологии одаренности детей и подростков, включающие в свой анализ как вопросы самой психологии, так и нейрофизиологии одаренности. На основании мной прочитанного и моего собственного жизненного опыта (одаренного ребенка), я бы поставил под сомнение категоричность вашего тезиса. Более того, существует еще одна проблема - это проблема "косности мышления" у взрослого человека. У многих людей с возрастом происходит ни только снижение познавательной активности, но и способности к обучению. Данная же технология позволила бы получить любое образование почти в любом возрасте. Поверьте мне, иногда легче обучить ребенка, чем сорокалетнего человека. У меня был случай, когда я объяснял принцип работы электронного устройства одной сорокалетней женщине в течении трех часов в присутствии ее одиннадцатилетней дочери. Итог: девочка поняла принцип работы устройства в течении примерно сорока минут. Ее же мать обливаясь слезами, в самом прямом смысле этого слова (от ее способности управляться с этим устройством зависело будет ли она принята на работу) так и не смогла освоить даже элементарных вещей. Работу она не получила. Поверьте мне, сам я освоил управление данным устройством в течении 10-15 минут. Так что вот...

>На основании мной прочитанного и моего собственного жизненного опыта (одаренного ребенка), я бы поставил под сомнение категоричность вашего тезиса

Опыт и литература у нас пересекаются. Тогда у вас, должно быть, есть модель, согласно которой быстрое запоминание дает новое качество мышления. Озвучьте ее! (моя модель уже озвучена - запомненная информация - это исходные данные для мышления, но качество мышления от нее зависит слабо).

>Более того, существует еще одна проблема - это проблема "косности мышления" у взрослого человека

Безусловно. Взрослый человек отличается от ребенка тем, что запомнил уже очень большой объем различной информации, и все воспринимает через призму известного.

Приведем простой мысленный эксперимент. Возьмем пять слов (основных понятий) которыми оперировал например, человек эпохи античности и современный нам индивидуум. Под современным индивидуумом я понимаю вовсе не типичного представителя нашей цивилизации, а некоего условного человека, как носителя современных нам понятий. Для человека античности я предлагаю избрать концепцию пяти элементов: огонь, воздух, вода, земля и человек, как замыкающий все пятый элемент. Для современного человека, я выберу, уж простите мне за эту вольность: информация, ДНК, вселенная, микромир и эволюция, как замыкающий все пятый элемент. Используя вашу "формулу": "запомненная информация - это исходные данные для мышления, но качество мышления от нее зависит слабо", я вынужден признать, что качество напрямую зависит от качества исходных данных. Но нужно так же признать, что исходные данные современного человека на несколько порядков превышают сложность исходных данных человека античности. Другими словами, что такое огонь, воздух, вода, земля и человек знает даже ребенок. Но емкость даже одного из таких понятий, как информация, ДНК, вселенная, микромир, эволюция, может даже превышать способности отдельного человека. Как говорил античный философ Демокрит (автор такого привычного нам понятия, как атом): "Можно увидеть мир глазами, а можно силой мысли". Так вот, современная система среднего и высшего образования все же нацелена на то, чтобы современный человек видел мир не глазами, а силой своей мысли. Поясню на примере: когда мы смотрим на звезды, мы видим вовсе не светлые точки в небе (но ведь лишь это и позволяют нам увидеть наши органы чувств). Когда мы смотрим на звезды мы видим все то что невидимо, все то что стоит за самим современным нам понятием звезд, как таких же светил, как наше Солнце. Современный человек видит мир по преимуществу силой мысли. Но так как мы к этому привыкли, для нас этот факт остается незамеченным.

Я утверждаю, что достаточно умный человек античности смог бы за вполне разумное время освоить наши современные понятия, и стать достаточно умным человеком современности. Более того, достаточно умный современный человек может практически ничего не знать о некоторой области знания, но потратив весьма небольшое время на то, чтобы в нее вникнуть, сможет достичь там определенных результатов.

В то же время средний человек, знающий много современных слов, окажется абсолютно беспомощным перед какой-либо новой проблемой, пути решения которой он не знает, даже если у него в голове достаточно информации для ее преодоления.

Мы говорим о разных вещах. Я вовсе не утверждал что мы физиологически чем-то отличны от человека античности. Я говорил все это в контексте CREB технологии. А именно, что будь у нас в наличии такая технология, то трудно предугадать последствия ее применения на детях (от пяти до десятилетнего возраста), которым теоретически можно "загрузить в их мозг" огромный объем знаний "Концепции современного естествознания". То есть снабдить их знаниями, которые современный человек может получить только в институте или университете. И чем более в раннем возрасте мы сможем это сделать, тем более непредсказуемы последствия такой загрузки. То есть существует вероятность, что это может повлечь за собой как негативные последствия, так и выход на качественно новый уровень мышления в последующие годы. Учитывая огромную пластичность нашего мозга, существует вероятность, что применение этой технологии может повлечь за собой эволюционный скачек в самом мышлении человека. С другой стороны, я уже ссылался на документальный фильм о Даниэле Тамете. В его конкретном случае, ничего такого не произошло. Но ведь для него и не было разработано специальной технологии обучения. Так что вопросов еще очень много, так ни я, ни вы, не имеем доступа к результатам тестирования, а так же обладаем слабыми знаниями в нейрофизиологии.

У меня и на эту тему контраргумент найдется. Есть люди с феноменальной памятью - их не очень много, но в результате случайных мутаций они, разумеется, появляются. Однако нет никаких данных, что они сколько-нибудь умнее обычных людей. Т.е. если различие и есть, то оно не принципиально (поскольку статистики слишком мало, то небольшое отличие не будет противоречить наблюдениям, но чего-то всерьез необычного за ними не замечено, помимо памяти).

>а так же обладаем слабыми знаниями в нейрофизиологии.

Ну, я не нейрофизиолог, но все же что-то про мозг знаю.

Цитирую самого себя: "С другой стороны, я уже ссылался на документальный фильм о Даниэле Тамете. В его конкретном случае, ничего такого не произошло".

И все же, мы ушли от основной темы вопроса: "Есть ли у системы всеобщего образования будущее?" Так что нашу дискуссию, можно считать "мыслями на полях".

Вы спорите с человеком, который допускает в своём тексте существование слова "видеомагнитАфоны".

Если вы обо мне, то уж простите, я с детства не в ладах с орфографией. Именное поэтому я не писатель, а сценарист и кинорежиссер. Но это лишь часть из списка того, чем я профессионально занимаюсь :)

Я-то что.Однако, весь смысл Вашего послания стирается этой ошибкой начисто, и становится понятно, что Ваша нелюбовь к нынешней системе образования зародилась от неспособности осилить программу восьмилетки.

Наивный вы человек :)

Но ошибку я исправил. На самом деле я проверяю орфографию в своем текстовом редакторе. Иначе у меня весь текст состоял бы из орфографических ошибок. Но иногда текстовый редактор что-то не понимает, а иногда я просто упускаю из виду то, что он мне выделил как ошибку.

Согласен, но для улучшения качества мышления уже изобрели инструмент - LSD. Жаль, что его исследования никак не поддерживаются. Если бы исследования не прекратилис с момента его запрета - мы вполне возможно уже имели бы более мягкий стимулятор сознания.

Глупо полагать, что исследования с LSD когда-то приостанавливались реально. Хотите знать больше о LSD, почитайте Станислава Грофа. Но назвать LSD стимулятором - это ошибка.

Есть комплекс препаратов называемых ноотропиками. Информация о них есть в ссылке (P.S.) к моему большому посту (Виагра для мозга). Либо можно прочесть здесь: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/378/171/

Масштабные исследования свернуты, энтузиасты продолжают. Только узнаете ли вы про результаты энтузиастов? Вообще в подобного рода областях трудно докопаться до правды.

У меня не очень много информации об LSD, но в любом случае можно утверждать, что ученые, принимавшие LSD, по большей части не включили этот прием в повседневную практику, а те, кто включили, не добились статистически более значимых результатов, чем остальные. Поэтому утверждение о том, что LSD существенно улучшает качество мышления, неверно.

Очень интересно! Вы не будете возражать, если я сошлюсь на этот пост в своих блогах? :)

К проблемам образования я не равнодушен. Они являются ключом в будущее (в бессмертие тоже :))

Текст можете использовать как хотите, даже без ссылок на меня :)

Спасибо!

Тут важны ещё и каменты :)

Ну в образовании может быть эти таблетки и не понадобятся, но если нужно запомнить дорогу или выучить что-то за короткий промежуток времени, то эти стимуляторы пригодились бы.

Главное - не злоупотреблять.

Кстати, про обязательные уроки богословия, у нас в стране вроде свобода вероисповедания, с какого перепуга они обязательны?

Официально они называются "История религий". РПЦ же в свою очередь лоббирует православие на этих уроках. Думаю, они расчитывают, что народ побоится подать иск против министерства образования.

Пфф, наивные. Всегда найдется тот, кто пойдет против. К тому же страна многонациональная, сомневаюсь, что не русские будут в восторге от этих предметов.

А вы уже пошли против коррупции? ;)

Ну если Вы про всю эту историю с историей религий (тавтология :( ), то мне параллельно. Если предмет вести будут честно, то он поможет понять людей других стран и избежать конфликтов в других странах. Нет, так нет. Еще один предмет с сомнительной пользой, их в школе итак навалом (обж, музыка, рисование). Одним больше, одним меньше, все равно на него ходить будут только те, кому надо.

Если же Вы про коррупцию в стране, то тут бороться бесполезно, если нет кучи денег или родственников на нужных должностях. Слишком многим людям это выгодно, а идти против большинства чревато последствиями. Поэтому я не иду открыто против коррупции, просто стараюсь избегать.

Я просто провел аналогию. Никто не идет против коррупции, никто и не пойдет против этого предмета. А вести его не будут честно. В школе вообще не ведут предметы честно (разве что 3-5% врожденно талантливых учителей).

© 2019 Trend Club