Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Футуродром → Будущее по Азимову или по Уэлсу?

Тут, в связи с близостью окончания очередной призывной кампании, опять зачастили сообщения, что, мол, уже больше трети молодежи не годны к службе в армии по состоянию здоровья. То есть не то, что "не Рэмбо", а просто не соответствуют определению "физически здоровый человек". Ну, и следом укоры, требования чего-то повысить, расширить и углубить...

Но, если объективно, что означает "физически здоровый человек" биологически, а не с точки зрения военкомата? Это физическое состояние, которое с большой вероятностью гарантировало его выживание в конкретных условиях существования: когда-то - способность удрать от саблезубого тигра и, наоборот, завалить саблезубую свинью, обесчпечив себя отбивной на ужин, позже потребовалась способность пахать и косить, еще позже - таскать сумки из магазина и т.д.

Но с развитием цивилизации, способность выжить, прокормить и обеспечить себя, все меньше стала зависеть от физического здоровья, силы и выносливости человека. В все в большей степени эти заботы были переложены, как стало модно говорить, "на плечи машин", а от человека вместо физических качеств стало требоваться умение с этими машинами работать.

Даже не будем говорить о том, сколь почетна была профессия инженера сотню лет назад, но еще не прошло и двух десятков лет с той поры, когда каждый уважающий себя мужчина знал, как отремонтировать в дороге бензонасос, пользуясь подручными средствами, любимым изданием был журнал "За Рулем", а "не умеет лампочку вкрутить" было очень плохой рекомендацией для молодого человека.

Но время идет, и мы видим, что для решения задачи "успешного выживания" человеку перестает быть нужна не только физическая сила, но и даже мало-мальские технические навыки: даже у нас уже никто не возит ящик инструментов в багажнике, продавщице на надо уметь считать не только в уме, а даже на счетах, а в суперсовременной Японии с этой суперсовременной техникой справляются даже 80-летние японки...

Короче, все идет к тому, что дальше будет только хуже. Тут, в посте по соседству, говориться, что мир будущего – это «мир детей», в том смысле, что это мир существ слабых физически, с недоразвившимся интеллектом, весть круг интересов которых - "пейнтбол в виртуальной реальности, гонки на сноубордах и зависание в социальных сетях". Видимо, действительно, все идет к этому.

Но есть одна сложность. Утрата физических качеств не стала "цивилизационной проблемой для человечества", поскольку утраченные функции взяли на себя машины. А кто возьмет на себя утрачиваемые функции, связанные с работой с этими машинами и их созданием? И только, вот, не надо говорить, что это, мол, будут другие машины: не светит это нам пока.

Парадокс в том, что создав совершенные машины, мы рискуем потерять тех, кто эти машины способен будет не создавать даже, а хотя бы обслуживать и ремонтировать. Проблема эта не отечественная, мировая, но у нас особенно заметно, что, наплодив "инженеров по диплому", мы имеем все меньше людей, готовых заниматься тем, от чего зависит наше будущее... вон, даже уже в Бауманку стали с трояками брать.

Так какие варианты? Создав техногенную цивилизацию, мы потеряем поколение людей, которые могут стать основой ее развития, и все завалится как фильме-катастрофе, только без всяких ядерных войн и природных катаклизмов (как это выглядит - см. "Водный мир", "Безумного Макса" или читай "Машину времени")? Или в закрытых центрах вырастим горстку технической элиты, которая обеспечит "прогресс десяти тысяч миров" (Азимов) и возможность остальным продолжать играть в виртуальный пейнтбол? Может, другие варианты?

Что-то как-то тяжело с альтернативами...

  14

Комментарии

А кто будет ЛЮБИТЬ?

сама логика развития нтп ведет к полной автоматизации всех процессов создания благ а особенности современного подхода маркетологов к товару - "новое всегда лучше старого" означают: "сломалась машина - купи новую" прогресс всегда продвигался энтузиастами-одиночками, остальные - лишь потребители благ описанные "закрытые центры" давно существуют и генерируют идеи, воплощение отдано на откуп странам третьего мира однако и в этих странах производство постепенно переходит на полную автоматизацию потому, в такой системе нелепой выглядит идея глобальной войны всех со всеми и сам ядерный апокалипсис

с одной стороны происходит утрата некоторых навыков физического обращения с техникой, но, с другой, а нужно ли это? специалисты, способные отремонтировать, будут всегда, а рядовому пользователю всё проще становится взаимодействовать с техникой - развитие эргономики, юзабилити, унификация основных компонентов устройств

что стоит взглянуть на современное поколение - люди постоянно учатся, каждые несколько лет меняют специализацию, причем некоторые даже профессию. в таких изменчивых условиях приходится оптимизировать поток информации, физиологические потребности становятся естественным ограничением. потому многие отказываются от ежедневных походов на работу, домашний офис/кол центр для некоторых уже стали нормой.

А не могли бы по-подробнее, откуда следует, что "специалисты, способные отремонтировать, будут всегда" ? "Стоит взглянуть на современное поколение" и начинаешь опасаться как раз обратного.

и всё же, не стоит забывать, что мы живём в стране, где не так давно произошла по сути революция поколение выросшее в такие времена всегда отличается особым стремлением к быстрым деньгам нужны условия, чтобы вырастить профессионала

в остальном же, специалисты своего дела - это в первую очередь увлечённые люди предположение, что в один момент люди перестанут быть заинтересованы в технике маловероятно возможно, в один прекрасный момент человек перестанет осознавать всю сущность создаваемых им машин в некоторых областях специалисты могут стать слишком узкоспециализированы

много говорится об опасности полного ухода в виртуальную реальность но ведь даже сейчас подобная изоляция от реальности не означает потерю производственных навыков - многие продолжают работать в сети/посредством сети, параллельно с этим зависая сутками в онлайн-мморпг

> и всё же, не стоит забывать, что мы живём в стране, где не так давно произошла по сути революция поколение выросшее в такие времена всегда отличается особым стремлением к быстрым деньгам нужны условия, чтобы вырастить профессионала

Понятно, что окажется мало специалистов - возникнет на них спрос, повысятся их доходы, молодежь начнет, ориентируюсь на это, выбирать эти специальности и т.д. Глобально - ничего страшного нет, но в реальной ситуации может критичной оказаться потеря всего лишь одного поколения специалистов, поскольку когда начнет притекать народ, его будет просто не кому учить.

>что в один момент люди перестанут быть заинтересованы в технике - маловероятно

То, что "перестанут" - маловероятно, согласен. Но как они в принципе окажутся в ней "заинтересованными"? Много вы знаете детей, которые с первого класса складывают числа на калькуляторе, вдруг заинтересовались бы, а как это делается столбиком?

Извините, а зачем в современном мире детям уметь делить столбиком?

Так и я же про это!

Получается замкнутый круг: для всей повседневной жизни требуется знать - "если хочешь получить сумму двух чисел - возьми калькулятор, введи первое число, потом знак "+", потом второе число, потом знак "=", что увидишь на экране - то и будет суммой". Но для того, чтобы этот калькулятор сделать, надо уметь "считать столбиком" - в смысле, понимать "физический смысл" процедуры сложения. Но откуда возьмется человек, если не умеющий, то хотя бы заинтересованный в том, как это сделать, если в повседневной жизни сталкиваться с этим не приходится?

всё же в данном случае пример сильно притянут за уши. главное в решении задачи - результат.

если хочешь стать программистом - учи языки. при этом абсолютно не обязательно уметь собирать компьютер и иметь представление о процессе его производства.

по аналогии: чтобы сложить - вначале люди научились считали по пальцам, потом по зернышкам, потом счеты/абак, столбиком ... -> компьютер ... -> импланты...

это всего лишь разные технологии для достижения одного результата. причем у технологии есть жизненный цикл когда она актуальна.

> если хочешь стать программистом - учи языки. при этом абсолютно не обязательно уметь собирать компьютер и иметь представление о процессе его производства.

Это если государству нужны не думающие люди, а винтики для системы, которые умеют делать только одно действие.

Для того же, чтобы у нас были умные люди, нужно учить их как можно большему - и устройству Вселенной, и устройству автомобиля, и химии, и физике, и политобразование давать.

Армия специалистов, каждый из которых умеет только пользоваться фотошопом - не выход никогда, выход в универсальности разума.

Да государству вообще без разницы, думаете вы или нет. Думайте себе на здоровье о чем угодно, никому ваши "революционные" мысли не мешают. А вот на обоснование широкопрофильного образования это не тянет. Проблема есть и она остра: современная наука и техника требует так много знаний, что можно обучить лишь узкой специализации и надеяться, что когда-нибудь специалист сам дорастет до уровня расширения кругозора.

Как программист, я ответственно заявляю: абсолютное большинство т.н. "программистов" старой школы, знающих чуть ли не устройство микропроцессора - полные нули в современных технологиях. Их представления устарели на десятки лет, их знания превратились в груду бесполезного мусора, как специалисты - они никто. И все, на что они способны - это преподавать, уродуя образование подрастающего поколения.

> абсолютное большинство т.н. "программистов" старой школы, знающих чуть ли не устройство микропроцессора - полные нули в современных технологиях

Через 20 лет - ты будешь такой же.

Не знания стареют, а мозг.

Под моим руководством работали и 50летние. У них очень плохо с вниманием, туго и с освоением нового. Однако, усидчивость, опыт и терпение вполне это возмещают. И все же, они могут работать и работают. А их сверстники сидят в школах и учат детей фокалу, блин.

> Проблема есть и она остра: современная наука и техника требует так много знаний, что можно обучить лишь узкой специализации

Угу, например: -бармен, -проститутка, -торговец на рынке, -сантехник.

Конкретно в программировании сейчас сотни специализаций. Программист не в состоянии разбираться и в СУБД, и в передовых веб-технологиях, и в работе с 3D, и в программировании микроконтроллеров и т.д.

Люди даже с парой специализаций - редкость. Естественно речь не о тех, кто осилил книжку "Программирование для идиотов за 3 дня", а о тех, кто работал над крупными проектами.

всё же в данном случае пример сильно притянут за уши. главное в решении задачи - результат.

если хочешь стать программистом - учи языки. при этом абсолютно не обязательно уметь собирать компьютер и иметь представление о процессе его производства.

по аналогии: чтобы сложить - вначале люди научились считали по пальцам, потом по зернышкам, потом счеты/абак, столбиком ... -> компьютер ... -> импланты...

это всего лишь разные технологии для достижения одного результата. причем у технологии есть жизненный цикл когда она актуальна.

Вы слишком утрируете, magus. Действительно, в современном обществе идет тенденция к специализации, когда мужчина может не уметь отремонтировать в дороге бензонасос и даже не заморачиваться с заменой лампочек, но при этом быть превосходным специалистом в разработке калькуляторов. Эпоха гениальных ученых-"универсалов" времен Ренессанса давно прошла. Общий объем знаний и умений, накопленный цивилизацией, колоссален, и ни один интеллект не способен охватить всё целиком. И хотя относительно всего интеллектуального багажа расы каждый человек с каждым годом знает и умеет всё меньше и меньше, но в своей узкой отрасли он может быть невероятно талантлив и умен.

Я попробую уточнить, что имею в виду.

Вот выше было сказано: "хочешь стать программистом - учи языки". ОК. Но почему он решил стать программистом? Обычно вариантов два: 1. ему в руки попался компьютер, он стал с ним возиться, ему стало интересно, понравилось, стало профессией (пример - практически все сегодняшние "звезды" компьютерного мира); 2. "известно" (слухи, СМИ, знакомые, "истории успеха"), что программист - высокооплачиваемая, престижная профессия; человек решил стать программистом, пошел учить языки.

Есть возражения?

Теперь смотрим, что происходит в инженерной сфере. По "причине 2" человек туда пока не пойдет, поскольку имидж у этой профессии непрестижный. А что касается п.1 - "попробовал - стало интересно", - так чем современнее становится техника, тем меньше возможностей "попробовать"!

Раньше годовалый ребенок хватал будильник, потому что в нем что-то тикало, в три уже лез посмотреть, что там шевелится. А сейчас там ничего уже не тикает и не шевелится, зачем туда полезет ребенок, а даже и залезет, что увидит? Электронную плату? Очень интересно...

Раньше 7-летний парень уже смотрел, как отец возится с бензонасосом, а сейчас что? Открываешь капот - под ним глухой кожух; лампочка зажглась - отогнал в сервис.

И вот это даже страшнее. Потому как осознает вдруг общество, что инженеры - это престижно и высокооплачиваемо, и пойдут туда люди, для который важна оплата и престиж, но совершенно к этому непригодные. Пока все образуется - поколение потеряли, придут следом "нормальные" ребята, а учить их уже некому...

Из этой-то ситуации какой выход?

Я просто не понимаю, почему вы решили, что есть какая-то корреляция между сложностью техники и желанием человека познавать мир. Технология - это лишь инструмент. Это то же самое, что, возвращаясь к будильникам, сказать, что ребенок залез в будильник, чтобы посмотреть, что там шевелится, и увидел шестеренки вместо тени от столба, которая следует за солнцем. Шестеренки? Очень интересно... то ли дело - солнечные часы.

> И хотя относительно всего интеллектуального багажа расы каждый человек с каждым годом знает и умеет всё меньше и меньше, но в своей узкой отрасли он может быть невероятно талантлив и умен.

Так проблема-то не в этом. А в том, что эти "невероятно талантливые в одной области" люди потом начинают лезть в другие области, о которых не имеют и понятия.

Шахматный гроссмейстер вдруг чувствует себя политиком.

Электрик - врачом.

И так далее.

Многие из них считают, что если в одном сложились, то весь мир им прост и понятен.

Насчет шахматного гроссмейстера - отлично:) Но вообще, в целом, нет никакой проблемы, как я это вижу. Ну лезут в другие области, ну что ж с того - все это побочные эффекты абстрактного мышления, ведь, как говорил классик "специализация - удел насекомых". Всегда были люди, претендовавшие на интеллектуальный Олимп, в любые времена. И всегда находились истинные специалисты в предметной области, которые этих претендентов прогоняли с воображаемого Олимпа ссаными тряпками.

> но в реальной ситуации может критичной оказаться потеря всего лишь одного поколения специалистов

К сожалению, все это не в будущем, все это происходит уже в настоящем.

В огромном количестве сфер деятельности мы отстаем от Запада.

Уже даже автоматы Калашникова и снайперские винтовки не можем делать, Запад нас опережает на десятилетия, поэтому правительство приняло решение начать закупки партий стрелкового вооружения зарубежом.

Атас.

> В все в большей степени эти заботы были переложены, как стало модно говорить, "на плечи машин"

Призывники не потому получают негодность, что за них все делают машины, а потому, что им банально нечего есть.

В России с 1990 г. стали назревать экономические трудности, быстро ухудшавшие личное благосостояние людей. В 1992 г. они приобрели обвальный характер, и произошло массовое обеднение населения России.

Не раз приходилось замечать, что читатели книг - люди, принадлежащие в основном к благополучной части населения - психологически защищаются от реальности, стараясь не думать о страданиях той части, по которой больнее ударила реформа. Это - аутизм, создание ложного благополучного образа. На деле обеднение было абсолютным, оно привело к резкому ухудшению здоровья людей, увеличению смертности и небывалому сокращению продолжительности жизни.

Что мы получили уже через три года реформы в питании, говорит документ режима, а не оппозиции - "Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 году" (это был последний подробный доклад такого рода).

В нем, в частности, сказано: "Существенное ухудшение качества питания в 1992 г. произошло в основном за счет снижения потребления продуктов животного происхождения.

В 1992 г. приобретение населением рыбы составило 30% от уровня 1987 г.,

мяса и птицы, сыра, сельди, сахара - 50-53%

Отмечается вынужденная ломка сложившегося в прежние годы рациона питания, уменьшается потребление белковых продуктов и ценных углеводов, что неизбежно сказывается на здоровье населения России и в первую очередь беременных, кормящих матерей и детей.

В 1992 г. до 20% детей обследованных групп 10 и 15 лет получали белка с пищей менее безопасного уровня, рекомендуемого ВОЗ. Более половины обследованных женщин потребляли белка менее 0,75 г на кг массы тела - ниже безопасного уровня потребления для взрослого населения, принятого ВОЗ".

В советское время в среднем человек получал 98 г белка в день, в 1996 г. в России среднее потребление городского жителя снизилось до 55 г.

Но это - среднее. Поскольку обеднение произошло не равномерно, и у существенной части населения потребление мяса и рыбы не снизилось, значит, у наиболее обедневшей части мясо и рыба вообще исчезли из рациона и поступление белка в организм упало катастрофически у 40% населения, которое в 1996-97 гг. находилось за чертой бедности, потребление белка в среднем составляло 30 г в день на человека.

Значит, из этих 40% значительная часть получала меньше абсолютного физиологического минимума (29 г) - эти люди умирали от разрушения организма.

В целом - пост интересный и проблема реальная. Но, я думаю, нас спасут кружки "Юный Техник" и тяга мальчишек к паяльникам и отверткам =)

Кружки "Юный Техник" и тяга мальчишек к паяльникам и отверткам была убита приставками XBOX и Nintendo. Интерес к ним был тогда, когда у молодых и быстрых не было альтернативы получить от этого мира что-то из разряда "WOW". Тогда собрать свой радиоприёмник было прикольно и интересно. Сейчас же детей с тотальным синдромом рассеянного внимания можно завлечь лишь чем-то, что даёт быстрый и интересный результат. Вдыхать часами дым канифоли лишь для того, чтобы получить электронную пищалку они не будут.

А много сейчас таких кружков? И, собственно о чем пост, - чтобы у мальчишки возникла тяга к паяльникам и отверткам, они, как минимум, должны попасть ему в руки! А жизнь наша становиться таковой, что скоро это просто перестанет происходить. Вот как быть с этим?

Нужно восстанавливать эти кружки - в школах, в детских городских центрах. Детей своих учить держать паяльник и прозванивать электрические цепи.

а как в руки к детям попадают мольберт и кисти или скрипка?

нужно попросту стараться давать ребёнку всестороннее образование, что, конечно, является роскошью. в обществе потребления процесс производства отходит на второй план. товар становится идеей.

в реальном быту можно преуспеть не вкрутив ни единой лампочки. поэтому стоит признать - инженерные навыки становятся ремеслом. вопрос выбора будущей профессии - это отдельный разговор. здесь влияют как личностные предпочтения, так и не в меньшей степени пример и советы окружающих.

Да, Вы совершенно правы. Но, к сожалению, к тому моменту, когда ситуация окажется осознанной настолько, что профессия инженера вновь окажется престижной, тех, кто решит выбрать эту профессию будет просто некому учить...

Именно это имелось в виду под возможными сценариями: то ли это закончится необратимой цепью техногенных катастроф или кого-то все-таки успеют подготовить в каком-нибудь "сколково"? Но может есть и другие альтернативы? А какие?

многие редкие профессии и ремесла дошли до наших дней с самых незапамятных времен. профессия инженера к таковым не относится. её уместнее сравнивать с ремеслами, которые наиболее устойчивы.

вопрос не в престижности, а в актуальности. если производство не имеет экономической обоснованности в данном регионе на данный период времени, то и спрос на специалистов падает.

наукограды и технопарки ориентированы лишь на фундаментальные изыскания, хоть и позиционируют себя как кузницу бизнеса. реальные результаты возможны лишь непосредственно на производстве. поэтому пока нет производства не будет и спроса на специалистов.

альтернативы всегда возможны. в современных условиях глобализации границы государств не существуют. специалисты являются товаром. места разработки технологий оторваны от мест их реализации. управление проектами исключительно проектное. образование специалистов более не ограничено рамками гос политики. технологии более не имеют статус гос тайны.

> вопрос не в престижности, а в актуальности. если производство не имеет экономической обоснованности в данном регионе на данный период времени, то и спрос на специалистов падает.

Но ведь это вещи взаимосвязанные! Если у вас нет парикмахеров, вы не сможете открыть парикмахерскую; но если в городе нет парикмахерских - никто не пойдет на парикмахера учиться, потому что в городе нет для них работы!

Понятно, что "город без парикмахерских" - просто находка для предприимчивого человека, но мы, строго говоря, сейчас не по предпринимательство, а про подготовку кадров.

... а еще добавьте сюда угрозу вымирания нации по причине повального алкоголизма, наркомании, а еще того, что нам продают в магазинах. если, конечно, верить НТВ. Я даже спорить не буду, тем более, что это не имеет отношения к теме поста: информация о состоянии здоровья призывников лишь навела на некоторые размышления, не более того.

> а еще добавьте сюда угрозу вымирания нации по причине повального алкоголизма, наркомании, а еще того, что нам продают в магазинах

"Главные долгосрочные цели политики США в отношении России должны быть направлены на предельное ослабление и расчленение России, независимо от правящего режима и того, какие бы идеалы демократии и либерализма не восхваляли эти режимы".

© Директива 20/1 Совета Национальной Безопасности США.

Оригинал: U.S. Objectives with Respect to Russia. NSC 20/1 // Containment: Documents on American policy and strategy, 1945-1950. Etzold T.H. and Gaddis J. L, editors. New York. 1978. P. 197.

Все можно было бы отнести на "происки империализма", если бы они сами не сталкивались с этой проблемой!

Повальный алкоголизм? Среди моих коллег нет ни одного алкоголика. Да, многие выпивают раз в месяц - на праздники, например, но никто не нажирается в сопли. Или вы беспокоитесь о вымирании опустившихся?

> Повальный алкоголизм? Среди моих коллег нет ни одного алкоголика.

А все знакомые мне башкиры живут на Бали.

Вывод - Уфа располагается на Бали, а коренное её население - башкиры.

Хорошая логика.

А я и не говорил, что алкоголиков нет. Я опровергал утверждение о повальном (т.е. всеобщем) алкоголизме.

> Я опровергал утверждение о повальном (т.е. всеобщем) алкоголизме.

Какой процент граждан РФ употребляет крепкий алкоголь больше, чем три раза в неделю?

Для тебя повальный - это 99%?

А для некоторых - уже 20%.

Эти "некоторые" могут идти и смотреть словарное значение слова "повальный".

Для деградации нации не нужно, чтобы в запое находились 8 из 10. Достаточно, чтобы в запое постоянно были 2 из 10. И никакие словари тогда нацию не спасут.

И сколько наций ты наблюдал тысячелетиями, чтобы утверждать такое?

встречный вопрос и сколько пьющих наций, или других , болеющих наркозависимостью хоть в сколько нибудь значимом количестве сейчас осталось? :) 20 % пьющего населения это очень много! это каждый 5!!!

Все нации, пившие последние века - остались. Пили в Царской России, пили во Франции, пили в Германии, в Великобритании, в Чехии.

20% населения это много, если не принимать правило 95%. При правиле 95% - все нормально.

> Я просто не понимаю, почему вы решили, что есть какая-то корреляция между сложностью техники и желанием человека познавать мир. Технология - это лишь инструмент. Это то же самое, что, возвращаясь к будильникам, сказать, что ребенок залез в будильник, чтобы посмотреть, что там шевелится, и увидел шестеренки вместо тени от столба, которая следует за солнцем. Шестеренки? Очень интересно... то ли дело - солнечные часы.

Должен признаться, что это не моя идея. Да, у нас недобор в технические вузы, а в Бауманку на технические специальности берут с трояками. В основном объясняют это перестройкой, "заговором Запада", "геноцидом русского народа", проблемами с финансированием науки, естественно. И выглядит все как бы правильно.

Если бы не одно "но": в Японии, где уровню жизни вообще и финансированию вузов в частности можно только позавидовать, проблемы ровно те же. И если уж на то пошло, то "примеры из жизни" - про бензонасос - мой, а про будильник - как раз японский.

Возвращаясь к Вашему замечанию, речь не о корреляции между сложностью техники и желанием человека познавать мир вообще, а корреляцией между совершенством техники и желанием человека "познавать технику": как это ни парадоксально, но чем совершеннее становится техника, тем она выглядит проще и тем меньше интереса вызывает у "пользователя". Японцы с этим уже реально сталкиваются. Им очень не хватает интереса к технике у современной молодежи. Так может и у нас дело не только в означенных "российских" проблемах, но на них накладываются и общецивилизационные тенденции?

че спорить, если мы все равно умрем. Или нас захватят роботы

"...удрать от саблезубого тигра и, наоборот, завалить саблезубую свинью..." сорвать саблезубое яблоко и накопать саблезубых червей .)

мне понравилась ваша статья. хороший стиль. есть талант а по поводу будущего человечества: мне кажется оно остановилось в развитии и тенденции развития сейчас диктуют транснациональные корпорации, зохававшие все перспективные технологии и продающие устаревшие, все еще дающие прибыль. вот такие вот дела. наука если и будет развиваться вместе с человечеством то только не под флагом демократии. еще платон высказывал мнение что это самый плохой общественный строй. имхо иллюминаты рулят (мнение без фанатизма). необходимо централизованное государство с минимально возможной бюрократией способное мгновенно реагировать на все общественные тенденции. и должна быть элита ведущая человечество в нужную сторону. вы скажете похоже на коммунизм? нет. при коммунизме все управлялось государством и бюрократия достигала 15% среди занятости населения. здесь же есть мини-центры управления. это подобно штатам сша - они все действуют для себя и образуют симбиоз названный США. тем не менее верхушка должна быть. и она должна урегулировать желания и потребности этих очагов управления. это все мое имхо. буду рад комментариям

Ну да, конечно. Любой человек живущий дольше 20 лет это подтвердит, что сейчас - мировые сети, вайфай, процессоры в каждом устройстве и т.д,, что раньше, одно и то же, ага...

Представляю, как сокрушались древние люди - молодежь пошла, даже дубиной махать ленится, совсем не уважает физическое развитие...

Эра тяжелого машиностроения закончилась. Инженеры теперь не столь востребованы и человечество само избавляется от лишнего груза.

Что же до предполагаемой зависимости интереса от сложности, то, имхо, это надуманное - уровни абстракции никуда не исчезали. Сомневаюсь, что сорок лет назад человек был способен самостоятельно найти железо, выплавить сталь, выточить деталь для двигателя и заменить ей сломанную. А в замене одной железяки из магазина другой железякой - доблести немного...

> Эра тяжелого машиностроения закончилась. Инженеры теперь не столь востребованы и человечество само избавляется от лишнего груза.

Это с чего Вы взяли? И по первому пункту, и по второму, не говоря уж о том, что инженеры - это не только и не столько тяжелое машиностроение. Ситуация с инженерами сейчас просто катастрофичная! Даже, по собственному опыту, "в разгар кризиса" на одну вакансию менеджера или экономиста за час высыпалось несколько десятков резюме, а на инженера - одно-две в неделю, да и то "никакие".

По первому пункту - посмотрите распределение денег по отраслям. В начале 20го века СХ было вытеснено тяжелым машиностроением, а потом машиностроение стало вытесняться услугами, а затем появилось IT, которое является и наукоемкой отраслью, и сферой услуг одновременно.

Кризис в первую очередь ударил по менеджерам и экономистам, поэтому, их на рынке избыток. К тому же, на менеджеров и экономистов идут все, кто получил "корочки". А вот кто возьмет инженера, который только-только окончил ВУЗ и с реальными проблемами не сталкивался? Я собеседовал немало претендентов на должность программиста и ситуация ужасная последния пять лет - кучка желторотых юнцов, с нулевым опытом, да старики, чей "звездный час" давно прошел. Найти свободного специалиста - очень трудно.

В целом Вы совершенно правы. Но тут нет большой разницы - инженеры или программисты (не говоря уже про квалификацию «инженер-программист»). Просто в технической сфере ситуация еще хуже: идти в программисты все-таки есть бОльшая мотивация, но и то результат - как Вы описываете.

Но дело не в финансовой мотивации - хорошие программисты давно уже получают около 100к рублей. И не в престижности - десять лет назад все еще только начиналось, но сейчас профессия программиста не считается позорной.

Мне кажется, что проблема исключительно в общем росте востребованности людей с техническим складом мышления - техника становится сложнее во всех областях. Не хватает исходного материала и хорошего образования. Образование переживает кризис, потому как в быстроменяющейся области нужно постоянно работать, чтобы быть "в теме".

И с менеджерами тоже беда. Очень трудно найти толкового project manager-а, который реально знает свое дело, а не прикрывает зад бумажками и красивыми словами.

статья, печаль. это же замечательно, что не будет людей обслуживающих роботов. значит будут развиваться идеи самовостановления, самопроизводства и другого само. давай-ка милая сама ) видеть будущее человека обслуживающим механизмы по меньшей мере скучно и где-то даже аморально. именно это и напрягает. Вот придумал, родил можно сказать, а он взял и убежал, укатился колобок и чинить его не надо и подзарядка не требуется. Робот - Сам по себе - выполняет программу и ни в чем не нуждается, что же, мне человеку, делать, теперь? Извечный вопрос что делать и кто виноват. Предвосхищая реплику по поводу того, что это мол крутой робот, который всё сам, и от него можно стать зависимым и они еще чего доброго поработят, отвечу тут не бояться нужно ,а учиться, знания любой механизм "победят". Искать другое непривычное применение мозгу, уму, благо информации предостаточно. А по-поводу творчества Азимова и тому подобного кино, замечу, что для того и пишут, чтоб так не было.

Уважаемый magus ! Вы пишите: "Что-то как-то тяжело с альтернативами". Ну почему же - одна из них, например, описана в моем посте "Глобальные тенденции". Закономерности, о которых там идет речь, уже сегодня подводят ситуацию к тому, что человечеству придется постоянно размыкать свою систему, осваивая последовательно все планеты Солнечной системы, а затем далее. И если оно на каком-нибудь этапе задержится с указанным размыканием, то рискует быть уничтоженным энтропийным коллапсом (см. мой пост). Т.е. по моему мнению, человечеству придется поддерживать себя (в лице его лучших представителей, как это всегда и было) в хорошей интеллектуальной форме (и в первую очередь в научных и инженерных областях). Иначе из-за уже начавшей проявлять себя энтропийной тенденции оно просто исчезнет, не успев дожить до тех времен, когда описанное Вами станет реальностью.

Ну, речь не идет про глобальные тенденции. В нормальной ситуации проблема, которой посвящена тема, вообще не возникает: как только в какой-то сфере деятельности начинает ощущаться нехватка специалистов - возрастает их "цена" (во всех смыслах) и начинается приток людей, обладающих потенциалом, чтобы такими специалистами стать.

Просто в нашей конкретной ситуации получается так, что специалистов уже не хватает, это остро ощущают их конкретные "потребители", но не ощущает общество в целом (даже в этом обсуждении и то достаточно обычно мнение, что инженеров у нас и так слишком много), поэтому свежего притока не происходит. А когда такой спрос станет всем очевиден, как бы положение дел не оказалось слишком тяжелым. Так что я про реальность ближайших 5-10 лет. И так-то все на грани: возьмите Саяно-Шушенскую, или пожары этим летом, или снегоуборку в Питере - причина может быть какой угодно, но последствия напрямую зависят от того, есть у тех, кто в это оказывается втянут, должная профессиональная квалификация или нет.

Соглашаясь в целом с постановкой проблемы, я все же предполагаю, что без глобальных тенденций здесь не обошлось и не обойтись. В частности, Вы пишите: "...для решения задачи "успешного выживания" человеку перестает быть нужна не только физическая сила, но и даже мало-мальские технические навыки". Обратите внимание на Ваши слова: "успешного выживания". Согласно глобальным тенденциям, о которых я писал в свое посте, в ближайшем будущем (те же Вами приведенные 5-10 лет, а, судя по интенсивности нарастания всяких разрушительных событий, то и раньше) человечеству необходимо будет осваивать Луну (а затем Марс и т.д.) именно для "успешного выживания". В противном случае еще более глобальные катаклизмы и третья мировая будут неизбежны (при этом, очень возможно, что мы просто не успеем "насладиться" всеми "прелестями" нашего интеллектуального загнивания, описанного Вами). Другими словами, на мой взгляд, глобальные тенденции, действующие уже сейчас, есть тот своеобразный ресурс приложения и напряжения интеллектуальных способностей лучших представителей человечества. Если же мы не воспользуемся этим ресурсом, то будем сметены энтропийным коллапсом (в виде третьей мировой) еще до того времени, как возникнут последствия описанного Вами сценария. Хотя, должен признать, что Ваши аргументы настолько весомы, что склоняют чашу в сторону большей вероятности именно энтропийного коллапса. Впрочем, не так уж долго осталось ждать до, так сказать, экспериментальной проверки.

Вы пишите: "И так-то все на грани: возьмите Саяно-Шушенскую, или пожары этим летом, или снегоуборку в Питере". Между прочим, все это плюс похожее по всему миру (вплоть до морозов в Перу) увеличивает беспорядок в целом на планете. Но беспорядок (энтропия) не может увеличиваться произвольно или по чьему-либо волевому желанию. Изменение энтропии строго подчиняется определенным законам природы. В частности тем, которые описаны у меня в посте. Иными словами перечисленные Вами катастрофические события как раз являются проявлением глобальной тенденции. Единственный способ изменить эту тенденцию - срочное масштабное освоение космоса (Луны и т.д.). Но без новых научных и технических решений этого не сделать, т.е. есть еще громадное поле проблем, требующих уже сейчас приложения человеческого интеллекта (в лице лучших представителей человечества). Но если тенденция, отмеченная Вами, уже необратима, то я не завидую нам всем (энтропийные законы объективны так же, как, например, законы гравитации) - вымрем.

Как вам такой вариант. Процент «умников» всегда был мал, население растёт, круг общения растёт, соответственно количество «неумников», которых встречаешь каждый день, тоже растёт, и они своей массой создают общий пессимистичный фон.

Как-то вы смело перескакиваете с процента к абсолютным числам.

"Общий интеллект - это константа, а население растет" :)

Конечно, ты прав. Подавляющее большинство действительно умных людей - интроверты. Они, чаще всего, не пишут на форумах, не вступают в многостраничные обсуждения и не выступают по телевизору. Конечно, есть исключения, такие как Александр Владимирович Марков, но в целом "реликтовый фон" Сети - это простые хорошие люди, которым наука и прогресс интересны лишь в сугубо развлекательном плане. Это совершенно нормально, но делать из этого какие-то далеко идущие выводы о "деградации" было бы очень странно.

Привет, Даниил.

> делать из этого какие-то далеко идущие выводы о "деградации" было бы очень странно

Но речь не столько про деградацию, сколько про отсутствие должной профессиональной квалификации, которое становится настолько массовым, что это может привести к далеко идущим последствиям.

© 2019 Trend Club