Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

Конкурс Праздники будущего → Праздники через 30 лет: больше и интересней

Что такое праздник для человека?

Праздник - это, прежде всего, день с эмоциональным багажом. От праздника Нового года жители бывшего СССР ждут настроения снежной зимней сказки, настроения надежд, некоего единения в этих состояниях. От праздника Рождества в евпропейских странах ждут настроения подарков, доброты, семейности... Можно сказать, что люди обращаются к праздникам, как к неким эталонам состояний.

Еще одна функция праздников - сохранение традиций, ценностей общества. Потому праздники богаче, интересней, разнообразней в обществе, существующем длительное время, чем в новом свежем обществе. Пример: в 1913 году всем жителям Российской империи было ясно какие праздники отмечать, и их отмечали. Но в 1922 году гражданам СССР стало уже неудобно отмечать старые праздники и еще было неудобно отмечать новые праздники. Традиции нового общества еще не выработались. К 1977 году жители СССР уже организованно отмечали новые праздники. Но снова попали в ступор к 1991 году.

Отличительная черта явления "праздник" - его массовость. Это всегда событие для некоего сообщества людей. Потому считается грустным День рождения в одиночестве.

Т.о. праздник - это некий массовый ритуал, эмоциональный и традиционный.

Прогноз

Предполагаю следующие тенденции:

Общество децентрализуется, человек становится все независимей от общества. Потому будет снижаться значение всеобщих праздников (Новый год, Рождество) и повышаться значение праздников личных и праздников узких групп людей.

Повышение качества праздников в обществах с удлиннением непрерывной историей одного общественного уклада. Т.е. на пост-советском пространстве праздники будут становится все интересней и богаче.

Считаю, что мы станем свидетелями тренда, когда участники праздников будут проявлять все больше инициативы в проведении праздников, событий.

Сейчас в каждом празнике, в каждом локальном очаге праздника, есть:

1. организаторы (отвечают за событие, закручивают процессы)

2. активные участники (поддерживают процессы организаторов, закручивают свои процессы)

3. пассивные участники (наблюдают за происходящим, испытывают эмоции, включаются в чужие процессы)

Полагаю, что будут происходить процессы, когда удельный вес активных участников будет увеличиваться за счет уменьшения удельного веса пассивных участников.

Начнут появляться новые традиции даже для тех празников, которые сейчас воспринимаются искусственными - таким, как День конституции, День флага и т.п. Полагаю, что некоторые из отраслевых профессиональных праздников выйдут из узкого контекста и приобретут новые "всенародные" черты, традиции. Конечно, тут важно, чтобы "правила игры" не менялись.

Предполагаю, что праздник 8 марта вернется к феминисткам, а общеженский смысл праздника сместится ко Дню матери.

Рождение праздников

Кстати, само появление в России и на Украине праздника Дня матери показывает два момента:

1. Межкультурный обмен. Этот праздник заимствован из культуры современных развитых капиталистических стран.

2. Инициатор прихода праздника - государство, имеющие рычаги (телевидение и др. СМИ) для поощрения или подавления нового праздника. В конце концов, государство дает отмашку, назначая день этого праздника.

Сейчас праздники устанавливаются государством. В том числе и потому, что лишь оно раньше обладало возможностью организовать людей, или "дать отмашку". Но теперь интернет дает новым лидерам инструменты самоорганизации (соцсети) и в будущем мы станем свидетелями того, как возникнут новые самодеятельные праздники, у которых будет конкретный автор - человек или организация. 

Заключение

Считаю, что через 30 лет меньше внимания будет уделяться праздникам глобальным, праздникам в масштабе всей страны, но больше внимания будет праздникам личным, праздникам групп людей. Праздников станет больше и они будут более качественными - участники станут вносить в праздник больший вклад, участвуя в них более активно и изобретательно.

  -8

Комментарии

© 2019 Trend Club