Инфицированы будущим
При поддержке

Прогностика — наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая — будущее не существует как объект, вторая — прогнозирование как исследование тенденций развития бытия — не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего.

О всем на свете → Техника будещего.Будет ли жизнь проще?

Я считаю что будет.

Будущее приближается к нам не только стрелками наших часов. Огромное количество людей прикладывает к этому титанические усилия, изготавливая прототипы объектов, которые, по их мнению, окажутся полезными через год, пятилетку или десятилетия спустя.

Оглядываться в прошлое — давняя человеческая слабость, веками практикуемая привычка. Заглядывать в будущее — относительно недавняя мода, стартовавшая синхронно с промышленной революцией и научно-техническим прогрессом. Утопичные, ориентированные на будущее дизайнерские проекты всегда интригуют, но нужны ли они кому-нибудь на самом деле? Выходят ли они за рамки самореализации изобретательных личностей и саморекламы корпораций, учредивших внутри себя отделы футуристических разработок?

Ответ однозначен: дизайнерам приходится играть роль научных фантастов и астрологов не прихоти ради. Их задача — выявить тенденцию, социальную либо техническую, издалека разглядеть в ней рыночную возможность и как следует подготовиться, чтобы появиться с нужным товаром в нужное время.

Спрашивать, чего хотят клиенты, старомодно: актуальнее быть трендсеттерами, самостоятельно вычисляя будущие желания потребителей, а иногда просто "назначая" им свои товары, как врач лекарство. Но поскольку товары эти не "от смерти", покупатели могут ослушаться назначения. Перестраховываясь, дальновидные производители интригуют их своими новшествами, заранее создавая ажиотаж вокруг того, что никому пока недоступно. Человека внушаемого, давно желающего "сам не знаю чего", можно легко завербовать в ряды клиентов, поманив чудо-товаром.

Типичный пример футуристических проектов — концептуальные автомобили. Если взглянуть на подборку концепт-каров ХХ в. и сравнить их с тем, что выезжало с конвейеров, мы заметим разницу в целую пропасть. Автомобили-мечты отражали навязчивые идеи своего времени, но, служа своеобразными опросниками общественного мнения, в будущее телепортировались не целиком, а чаще по частям.

Вслед за автопромом и другие тестируют будущее в настоящем. Это если не единственный, то самый действенный способ проверить свои гипотезы относительно инноваций и определить степень их приемлемости. Критериев для этого масса:

• Этика. Захотят ли люди вживлять себе генетически модифицированные органы для исцеления, чипы для появления особых возможностей и электронные ярлычки в качестве удостоверений личности — можно проверить только на практике.


• Социум. Власть принадлежит обладателям знаний, но их, благодаря информационным технологиям, становится все больше. Как скажется рассредоточение знаний на социальных структурах и не повредит ли обществу?


• Финансы. Новые технологии не бывают дешевыми. Готовы ли потребители окупить инвестиции в новаторские товары?


• Здоровье и экология. Даже самые скромные повседневные товары должны создаваться ответственно. Хрестоматийный пример неучтенной будущей угрозы — изобретение аэрозоля: лишь спустя полвека стало ясно, что от частого использования удобных баллончиков с распылителями страдает окружающая среда.
да.

С машинами времени часто случаются аварии. Такие вопиющие вещи, как наркотики, изобретенные под видом лекарств, и мирный атом, ставший немирным, заставляют людей воспринимать новые технологии настороженно. В каждом поколении есть свои мрачные пророки: Мэри Шелли в сказе о Франкенштейне предупредила нас об опасности шуток с природой, Джордж Оруэлл извещал о злоупотреблении новыми технологиями, Айзек Азимов предполагал помешательство искусственных интеллектов и т.д. Сценарии подобных катастроф дизайнеры также обязаны проигрывать. Иначе не может идти речи ни о каком устойчивом развитии и ответственном маркетинге.

Перманентная лаборатория: Philips

Практика заглядывания в будущее в голландской компании Philips давняя. Еще в 1958 г., когда футурологические исследования редко выходили за рамки оборонной сферы, Philips представил на всемирной выставке в Брюсселе посвященный мультимедийным технологиям будущего павильон под названием "Электронная поэма", над которым среди прочих трудился знаменитый Ле Корбюзье.

Мощная дизайн-лаборатория Philips выдает десятки прорывных идей ежегодно. Некоторые из них остаются достоянием истории: керамические динамики, электроплита с галогенной подсветкой, электронный органайзер для маленьких девочек In2it и, наконец, серия стеклянных кухонных приборов Glass by Philips. Тостер, чайник и кофейник оказались технически нереализуемыми, зато выживший член этого семейства, весы с прозрачной чашей, входит в кухонную коллекцию Philips Essence.

В 1999 г. компания инициировала проект La Casa Prossima Futura ("Дом ближайшего будущего"). Дизайнеры разработали десятки концепт-устройств для гостиной, кухни, спальни, детской и даже для ванны — зеркало со встроенным телеэкраном, полочкой для подзарядки электробритв и электрощеток и специальный пульт, сохраняющий информацию о предпочтениях членов семейства: какой температуры им нравится ванна, какой яркости освещение и какой громкости звук в "зеркальном" телевизоре. По прогнозам Philips, полноценный умный дом возможен к 2008 г.

Предназначенные для общественных мест — шоппинг-центров, станций метро, библиотек и т.п. — пластиковые сидения Glowing Places в ноябре получили престижную награду Red Dot Design в новой категории "Концептуальные товары". Прозрачные пластиковые сидения, оснащенные сенсорами и светодиодами, отражают ритм жизни и загруженность помещения. Если атмосфера расслабленная, неспешная, и на сидениях подолгу сидят всего несколько праздных гуляк, они светятся мягким, интимным светом. Если же в течение часа сотни спешащих людей то садятся на них, то вскакивают, они светятся интенсивно.

У Philips особое отношение к свету, потому что электрическая лампочка была первым продуктом компании и в каком-то смысле остается ее талисманом. Еще одна "фирменная" идея Philips, подкрепленная "фирменным" термином, — Ambient Intelligence, т.е. "окружающий разум". Концепция развития электроники, сформулированная Philips в 1998 г., заключается в появлении "растворившихся" в среде разумных устройств, способных опознавать хозяев, понимать их и приспосабливаться к их пожеланиям.

Различные аспекты концепции — голосовое управление функциями автомобиля, экономия электроэнергии в доме, распознание человека техникой, светопроводящий текстиль и т.п. — активно прорабатываются. По сценарию Philips, мы будем жить среди взаимосвязанных, разумных, "отзывчивых" приборов и услуг уже к 2020 г. Пока же концепция "окружающего разума" нашла применение во вполне реальных выведенных на рынок товарах. Прежде всего, это плоские телеэкраны с технологией Ambilight, которая создает в помещении фон, совпадающий с преобладающим цветом экрана, делая изображение глубже и реальнее, а впечатления ярче.

Человек и приборы в резонансе: NEC Resonantware

Техника становится мельче, тоньше, однотипнее и бездушнее, а объемы передаваемых через нее данных растут. В рамках проекта Resonantware, запущенного в 2003 г. в дизайн-лаборатории NEC, были созданы приборы, облегчающие восприятие и усвоение информации. Мягкий и гибкий мобильный телефон Tag можно носить на запястье, как часы, можно распрямлять его и вкладывать между страницами блокнота, можно выставлять на стол в виде причудливой фигуры, а можно крепить к уху — в зависимости от того, как его используют. Виртуальная колба для фотографий Flacon упорядочивает несметное количество накопленных за долгие годы цифровых изображений. Например, ранжирует их по принципу "В этот день пять лет назад" и высвечивает по очереди на своем электролюминесцентном дисплее. Другое устройство для хранения воспоминаний — браслет Wacca: "плавающие" в нем изображения готовы в любой момент показаться хозяину или его другу под нужным углом, в нужной крупности (сенсоры браслета замеряют расстояние до их глаз).

В качестве универсальных информационных носителей будущего рассматриваются перезаписываемые чипы Gumi. Прозрачная силиконовая оболочка предохраняет их от повреждений, но позволяет видеть содержимое чипа. Если такой чип с музыкальными файлами вставить в специальный контейнер, получится аудиоплеер, а записанные на чип изображения можно просматривать на внешнем дисплее. Универсальное персональное устройство P-ISM в форме ручки — это мобильный телефон с функцией рукописного ввода, виртуальная клавиатура, мини-проектор, сканер и заодно электронное удостоверение личности с беспроводным доступом к интернету.

Появляющиеся на рынке видеотелефоны в NEC считают бесполезными: они выхватывают из жизни неестественные, искаженные, неполные кадры. Не то что Nave, персональное коммуникационное устройство с 360-градусной камерой и круглым дисплеем.

Стилистически единые ноутбук Duo-pc и мобильный Duo-Phone работают и поодиночке, и в паре. Обе "половинки" Duo-pc представляют собой сенсорные экраны, поэтому его можно использовать как обычный лэптоп, вбивая информацию на клавиатуре, можно перевернуть и читать как книгу, а можно установить на рабочем столе в виде крупного дисплея. Duo-Phone с открепляемым экраном может быть видеотелефоном, а может мышью или пультом дистанционного управления для Duo-pc.

Быт будущего: Electrolux Design Lab

Дизайн-лаборатория шведского производителя бытовой техники, чье имя ассоциируется с первым в мире холодильником, явила миру ряд иконических продуктов. Среди них Trilobite, первый в мире автоматический пылесос, и посудомоечная машина Visi, учитывающая объемы загрузки и сложность предстоящей работы. В качестве источника для вдохновения Electrolux Design Lab третий год подряд использует идеи талантливых студентов, придумав для них одноименный конкурс. Лучшим концептуальным бытовым прибором для дома будущего была признана разработка группы сингапурских студентов, — обходящаяся без воды стиральная машина Airwash. С грязью и бактериями она борется с помощью воздуха и негативных ионов и потому может быть размещена в любой точке квартиры, а вовсе необязательно в ванной. Выбирая из конкурсантов победителя, жюри учитывало инновационность проекта, соответствие потребностям, выявленным в результате исследования, степень облегчения жизни, а также "вау-фактор". Среди прочих проектов, поступивших на конкурс, — самостоятельно объезжающий препятствия автоматический пылесос Eclipse, мягкий складной холодильник с варьируемым объемом Soft Refrigerator и Happy Feet, устройство для сушки и стерилизации обуви, использующее угольный фильтр и ультрафиолетовое излучение. Жить лучше: Index Awards

В этом году в Копенгагене под девизом "Дизайн ради улучшения жизни" был учрежден крупнейший в мире конкурс дизайн-инноваций Index Awards с достойными премиями от краун-принца Фредерика (по EUR100 тыс.) для победителей в категориях "Тело", "Дом", "Работа", "Игра" и "Общество". В категории "Тело" победил очиститель воды простейшей конструкции под названием LifeStraw.

Предназначенная для стран третьего мира легкая в употреблении пластиковая трубочка длиной 25 см с системой текстильных йодных фильтров предотвращает дифтерию, холеру, тиф, диарею и другие смертельно опасные заболевания (разработчик Torben Vestergaard Frandsen). Еще один персональный очиститель для воды OPV (дизайн — хорватская студия Parabureau), носимый на ремне подобно сумке почтальона, задействует фильтры механической очистки и энергию человека, когда он всасывает воду. Чемодан-тележка SitBag (дизайн Henrik AsbjDrn), легко превращающаяся в табурет, решает проблему, с которой не могут разобраться вокзалы и аэропорты. Ужимая пространственно залы ожидания, чтобы освободить место для коммерчески прибыльных ресторанов и магазинов, они ставят пассажиров в неуютное положение, когда им некуда деваться, вызывая горечь и раздражение. Прочный каркас SitBag из углеродного волокна позволяет сидеть расслабившись.

Но вот самое новаторское из созданных за последние десятилетия сидений — живое кресло Moon (дизайн Wotan Wilden). Ореховая скорлупа, каштаны, кора, древесные грибы и прочие растущие на деревьях живые субстанции — прочные и долговечные материалы. Так почему бы не вырастить дерево в форме кресла? Кресла можно выращивать любых размеров, исходя из габаритов будущего владельца. Если не учитывать высочайшей стоимости научно-исследовательских работ, мебель, выращенная из генетически модифицированных семечек, будет обходиться в сущие копейки. И человек будет обожать свое кресло, потому что вырастил его сам.

  -2

Комментарии

"По прогнозам Philips, полноценный умный дом возможен к 2008 г."

Здравствуй дорогой друг. Пишет тебе человек из далёкого будущего. У нас тут в конце 2010 г.. дом всё ещё тупой, ИИ не захватил мир, роботы не стремятся уничтожить человечество. Скучно. Как ты понимаешь, текст твой малоактуален. К тому же является копипастой.

роботы маскируются под хомячков и готовятся к решающему удару:)

© 2019 Trend Club